ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ, КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ, КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Педагогическая цель

Сформировать представление о необходимости соблюдения гигиены питания

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма; будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, коммуникативные умения

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Норма питания, соблюдение гигиены питания

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль знаний с использованием карточек с заданиями

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль (несколько учащихся могут выполнять задания по индивидуальным карточкам - см. Ресурсный материал к уроку).

- Какую функцию выполняет желчный пузырь? (Его протоки открываются в двенадцатиперстную кишку, он является временным резервуаром желчи.)

- К какому типу желез относится поджелудочная железа? (Это железа смешанной секреции.)

- Какие ферменты действуют на пищу в двенадцатиперстной кишке? (На пищу действуют ферменты сока стенок кишечника (кишечный сок), ферменты поджелудочной железы (поджелудочный, или панкреатический сок) и желчь, вырабатываемая печенью.)

Задание. Из приведенного списка выберите верные утверждения. Запишите цифры, которыми эти утверждения обозначены.

Утверждения:

1. Панкреатический сок - это прозрачная жидкость, которая содержит ферменты, способные переваривать белки, жиры, углеводы.

2. Панкреатический сок вырабатывается клетками печени.

3. Желчь вырабатывается желчным пузырем.

4. Желчь необходима для эмульгирования жиров - дробления их на мельчайшие капельки.

5. Желчь активизирует пищеварительные ферменты, особенно липазу, расщепляющую жиры.

6. Продукты расщепления - аминокислоты, глюкоза, глицерин и жирные кислоты - всасываются через стенки тонкого кишечника в кровеносные сосуды.

7. В печени часть глюкозы превращается в запасной углевод - гликоген.

8. Печень выполняет запасающую функцию.

9. В толстом кишечнике живет и размножается большое количество бактерий, которые помогают организму перерабатывать клетчатку. Организует индивидуальную работу учащихся. Организует коллективную проверку знаний учащихся.

Ответ: 1, 4, 5, 7, 9

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, самостоятельная работа, работа с индивидуальными карточками

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Почему желудочно-кишечные инфекции очень часто называют болезнями грязных рук? (Выдвигают гипотезы.)

- Если соблюдать правила гигиены питания, то заражение этими инфекциями становится маловероятным. Мы сегодня с вами поговорим о соблюдении гигиены питания, мерах профилактики желудочно- кишечных заболеваний, пищевых отравлений, кишечных инфекций

Слушают и понимают рассказ учителя.

Формулируют тему и цели урока

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены.

- Употребление недоброкачественных продуктов может привести к пищевому отравлению. В большинстве случаев причиной отравления являются болезнетворные бактерии. Они проникают в организм с немытыми овощами, фруктами, а также сырой водой. Яйца глистов переносятся насекомыми: тараканами и мухами. Очень сильно страдает от несоблюдения гигиены питания печень. Ее клетки способны к регенерации, однако возможности печени по самовосстановлению небезграничны. Злоупотребление алкоголем ведет к гибели клеток. Различные инфекции могут вызывать воспаление печени, которое называется гепатитом. Это общее название воспалительных заболеваний печени, возникающих от различных причин и требующих разного лечения. Если вовремя устранить причину разрушения печени, то часть органа, оставшаяся неповрежденной, может обеспечить человеку долгую жизнь.

Необходимо соблюдать несложные нормы гигиены питания, а также правила санитарии при покупке и приготовлении пищи.

Задание. Попробуйте самостоятельно записать, какие правила необходимо соблюдать.

Организует выполнение задания учащимися, далее организует коллективную проверку:

1. Пища должна быть свежей, с неистекшим сроком годности.

2. Фрукты и овощи должны быть вымыты чистой водой и ополоснуты кипяченой водой.

3. Руки и кухонные принадлежности должны быть чистыми.

4. При покупке продуктов нужно смотреть на срок годности.

5. Нельзя употреблять в пищу неизвестные грибы, не нужно покупать их с рук.

6. Если на продукте появились первые признаки испорченности, необходимо его выбросить.

(У учащихся может быть записано большее количество правил, либо они могут быть сформулированы по-другому.)

- Давайте разберем приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Пищевые отравления часто сопровождаются опасными нарушениями дыхания, кровообращения, функций печени и требуют самых экстренных лечебных мероприятий. Чем раньше начнут оказываться меры первой помощи, тем больше вероятность быстрого выздоровления. Признаками отравления являются головокружение, обморочное состояние, озноб, боли в животе, рвота и понос.

Вопрос:

- Что мы делаем в первую очередь? (Промывание желудка.)

- В случае отравления необходимы промывание желудка, вызывание рвоты, слабительное, клизма для быстрейшего удаления невсосавшегося яда. При остановке дыхания и/или сердца должны применяться искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Затем больному надо положить грелку к рукам и ногам, дать обильное питье и обратиться к врачу

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости неукоснительного соблюдения правил питания и мер профилактики пищевых отравлений. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением правил питания и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Выявляют причинно-следственные связи

Наблюдение, вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что вы знали о пищевых отравлениях и профилактике желудочно-кишечных заболеваний до сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Необходимы ли нам знания, полученные сегодня?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: прочитать записи в тетради

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение








РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Карточка 1

- Заполните таблицу:

Пищеварительные ферменты

... среда

кишечный сок

панкреатический сок

желчь

Вырабатываются




Расщепляют




Ответ:

Пищеварительные ферменты

Слабощелочная среда

кишечный сок

панкреатический сок

желчь

Вырабатываются

стенками кишечника

поджелудочной железой

печенью

Расщепляют

Эмульгирует жиры, активирует липазу, расщепляющую жиры

органические вещества: белки, жиры, углеводы

органические вещества: белки, жиры, углеводы






Для любых предложений по сайту: [email protected]