ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ, КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о необходимости соблюдения гигиены питания |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма; будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, коммуникативные умения |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Норма питания, соблюдение гигиены питания |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль знаний с использованием карточек с заданиями |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль (несколько учащихся могут выполнять задания по индивидуальным карточкам - см. Ресурсный материал к уроку). - Какую функцию выполняет желчный пузырь? (Его протоки открываются в двенадцатиперстную кишку, он является временным резервуаром желчи.) - К какому типу желез относится поджелудочная железа? (Это железа смешанной секреции.) - Какие ферменты действуют на пищу в двенадцатиперстной кишке? (На пищу действуют ферменты сока стенок кишечника (кишечный сок), ферменты поджелудочной железы (поджелудочный, или панкреатический сок) и желчь, вырабатываемая печенью.) Задание. Из приведенного списка выберите верные утверждения. Запишите цифры, которыми эти утверждения обозначены. Утверждения: 1. Панкреатический сок - это прозрачная жидкость, которая содержит ферменты, способные переваривать белки, жиры, углеводы. 2. Панкреатический сок вырабатывается клетками печени. 3. Желчь вырабатывается желчным пузырем. 4. Желчь необходима для эмульгирования жиров - дробления их на мельчайшие капельки. 5. Желчь активизирует пищеварительные ферменты, особенно липазу, расщепляющую жиры. 6. Продукты расщепления - аминокислоты, глюкоза, глицерин и жирные кислоты - всасываются через стенки тонкого кишечника в кровеносные сосуды. 7. В печени часть глюкозы превращается в запасной углевод - гликоген. 8. Печень выполняет запасающую функцию. 9. В толстом кишечнике живет и размножается большое количество бактерий, которые помогают организму перерабатывать клетчатку. Организует индивидуальную работу учащихся. Организует коллективную проверку знаний учащихся. Ответ: 1, 4, 5, 7, 9 |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, самостоятельная работа, работа с индивидуальными карточками |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Почему желудочно-кишечные инфекции очень часто называют болезнями грязных рук? (Выдвигают гипотезы.) - Если соблюдать правила гигиены питания, то заражение этими инфекциями становится маловероятным. Мы сегодня с вами поговорим о соблюдении гигиены питания, мерах профилактики желудочно- кишечных заболеваний, пищевых отравлений, кишечных инфекций |
Слушают и понимают рассказ учителя. Формулируют тему и цели урока |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены. - Употребление недоброкачественных продуктов может привести к пищевому отравлению. В большинстве случаев причиной отравления являются болезнетворные бактерии. Они проникают в организм с немытыми овощами, фруктами, а также сырой водой. Яйца глистов переносятся насекомыми: тараканами и мухами. Очень сильно страдает от несоблюдения гигиены питания печень. Ее клетки способны к регенерации, однако возможности печени по самовосстановлению небезграничны. Злоупотребление алкоголем ведет к гибели клеток. Различные инфекции могут вызывать воспаление печени, которое называется гепатитом. Это общее название воспалительных заболеваний печени, возникающих от различных причин и требующих разного лечения. Если вовремя устранить причину разрушения печени, то часть органа, оставшаяся неповрежденной, может обеспечить человеку долгую жизнь. Необходимо соблюдать несложные нормы гигиены питания, а также правила санитарии при покупке и приготовлении пищи. Задание. Попробуйте самостоятельно записать, какие правила необходимо соблюдать. Организует выполнение задания учащимися, далее организует коллективную проверку: 1. Пища должна быть свежей, с неистекшим сроком годности. 2. Фрукты и овощи должны быть вымыты чистой водой и ополоснуты кипяченой водой. 3. Руки и кухонные принадлежности должны быть чистыми. 4. При покупке продуктов нужно смотреть на срок годности. 5. Нельзя употреблять в пищу неизвестные грибы, не нужно покупать их с рук. 6. Если на продукте появились первые признаки испорченности, необходимо его выбросить. (У учащихся может быть записано большее количество правил, либо они могут быть сформулированы по-другому.) - Давайте разберем приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Пищевые отравления часто сопровождаются опасными нарушениями дыхания, кровообращения, функций печени и требуют самых экстренных лечебных мероприятий. Чем раньше начнут оказываться меры первой помощи, тем больше вероятность быстрого выздоровления. Признаками отравления являются головокружение, обморочное состояние, озноб, боли в животе, рвота и понос. Вопрос: - Что мы делаем в первую очередь? (Промывание желудка.) - В случае отравления необходимы промывание желудка, вызывание рвоты, слабительное, клизма для быстрейшего удаления невсосавшегося яда. При остановке дыхания и/или сердца должны применяться искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Затем больному надо положить грелку к рукам и ногам, дать обильное питье и обратиться к врачу |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости неукоснительного соблюдения правил питания и мер профилактики пищевых отравлений. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением правил питания и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Выявляют причинно-следственные связи |
Наблюдение, вопросы учителя |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что вы знали о пищевых отравлениях и профилактике желудочно-кишечных заболеваний до сегодняшнего урока? - Что нового вы узнали на уроке? - Необходимы ли нам знания, полученные сегодня? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: прочитать записи в тетради |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточка 1
- Заполните таблицу:
Пищеварительные ферменты |
||
... среда |
||
кишечный сок |
панкреатический сок |
желчь |
Вырабатываются |
||
Расщепляют |
||
Ответ:
Пищеварительные ферменты |
|||
Слабощелочная среда |
|||
кишечный сок |
панкреатический сок |
желчь |
|
Вырабатываются |
|||
стенками кишечника |
поджелудочной железой |
печенью |
|
Расщепляют |
Эмульгирует жиры, активирует липазу, расщепляющую жиры |
||
органические вещества: белки, жиры, углеводы |
органические вещества: белки, жиры, углеводы |