СИСТЕМА ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

СИСТЕМА ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ

Педагогическая цель

Сформировать представление о системе органов размножения

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые предметные

результаты

Обучающийся научится называть особенности строения женской и мужской половых систем; объяснять причины наследственности; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; будет знать особенности строения женской и мужской половых систем; должен уметь распознавать и описывать на таблицах: женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половых систем

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношения к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Основное содержание темы, понятия и термины

Органы размножения, гаметы, половые клетки, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение

Оборудование

Иллюстрации, таблицы по теме урока

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Размножение. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81777/?interface=catalog&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальный контроль знаний

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Как называются клетки, составляющие основу нашего организма?

(Соматические.)

- Какие клетки образуются в результате мейоза? (Половые.)

- Как называется свойство живых организмов создавать себе подобных? (Размножение.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы

учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Человек, как и любое живое существо, способен к воспроизводству себе подобных, то есть к размножению. В процессе размножения от родительских особей к детям передаются признаки, называемые наследственными. Интересно протекают у человека процессы роста и развития, на осуществление которых значительное влияние оказывают как наследственность, так и условия окружающей среды.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Как вам уже известно, пол человека определяется совокупностью анатомических, генетических, физиологических и других признаков, отличающих мужской организм от женского. В норме пол человека определяется по первичным половым признакам, обусловленным особенностями анатомического строения органов размножения. Выделяют наружные и внутренние органы размножения, составляющие основу репродуктивной системы человека, различающейся у мужчин и женщин. Половые железы называются гонадами, а половые клетки - гаметами. Гаметы содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом - п. У человека 23 пары хромосом, то есть всего их 46, поэтому в гаметах у человека содержится 23 хромосомы.

В состав мужской половой системы входят: внутренние половые органы (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка).

Мужские половые железы - семенники (яички) - являются парными органами и расположены в мошонке - кожно-мускульном мешочке. Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при слегка пониженной температуре (35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости и практически до конца жизни мужчины в огромных количествах образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток, а затем смешиваются с веществами, вырабатываемыми простатой и семенными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика.

Женская половая система включает в себя внутренние (яичники, яйцеводы, матка и влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор) половые органы. Женские половые железы - яичники - парные и расположены в брюшной полости. Предшественники яйцеклеток закладываются в организме будущей девочки еще во время ее эмбрионального развития, а их созревание происходит в граафовых пузырьках яичников. Полной зрелости достигают лишь 300-400 яйцеклеток. Период, в течение которого женщина способна к размножению, длится около 30 лет, после чего активность яичников постепенно прекращается. В среднем раз в 28 дней стенка яичника разрывается в том месте, где изнутри к ней прилежит граафов пузырек, и яйцеклетка выходит в брюшную полость, откуда через бахромчатую воронку попадает в яйцевод (маточную трубу). Этот процесс называется овуляцией. Овуляция происходит поочередно сначала в правом, потом в левом яичнике. В то же время на месте лопнувшего пузырька развивается временная железа внутренней секреции - желтое тело, которая вырабатывает гормон прогестерон. Если яйцеклетка будет оплодотворена, то есть наступит беременность, то прогестерон будет обеспечивать протекание беременности. Если же беременность не наступила, то желтое тело на 13-14-й день после овуляции прекращает выделение прогестерона и разрушается. В это время разросшаяся под действием прогестерона слизистая оболочка матки отторгается, при этом лопаются довольно крупные кровеносные сосуды и начинается менструация. Яйцеклетка, попав в яйцевод, начинает продвигаться по направлению к матке за счет сокращения гладких мышц яйцевода, а также движения ресничного эпителия его стенок. В яйцеводе происходит окончательное созревание яйцеклетки, и здесь она может быть оплодотворена сперматозоидом. Если оплодотворения не происходит, то яйцеклетка выходит в полость матки, где разрушается. Оплодотворение - процесс, в результате которого сперматозоид сближается с яйцеклеткой и их ядра, в каждом из которых находится по 23 хромосомы, сливаются в единое целое. Клетку, образовавшуюся в результате оплодотворения, называют зиготой. Ее ядро содержит 46 хромосом, то есть она содержит диплоидный набор хромосом - 2п. Зигота, многократно делясь, дает начало новому организму

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников.

- Какие клетки называются гаметами? (Половые клетки.)

- Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов? (Яйцеклетки менее подвижны и содержат большое количество питательных веществ.)

- Что такое оплодотворение? (Слияние мужской и женской половых клеток.)

- Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения? (Зигота.)

- Какой набор хромосом содержат половые клетки? (Одинарный, или гаплоидный, - п)

Отвечают на вопросы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Вопросы учителя, фронтальный контроль

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие интересные факты вызвали у вас вопросы?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 212-216; вопрос: чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов?; дополнительно: заполнить таблицу “Сходство и различия половых клеток”:

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

Сперматозоид

Яйцеклетка



См. Ресурсный материал к уроку

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

Сперматозоид

Яйцеклетка

Подвижный

Относительно неподвижна

Не имеет запаса питательных веществ

Имеет запас питательных веществ для будущего организма

Более мелкие размеры

Более крупные размеры по сравнению со сперматозоидами






Для любых предложений по сайту: [email protected]