ТИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ТИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая цель

Сформировать представление о типах нервной деятельности человека

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся научится характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение; приводить примеры торможения рефлексов, примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; будет знать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека; познавательные процессы человека, качества ума; типы нервной системы; фазы сна

Личностные

результаты

Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Высшая нервная деятельность, речь, мышление, сознание, память, воля

Оборудование

Иллюстрации эмоций человека и типов темперамента

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Типы нервной деятельности. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81782/?interface=catalog&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Что такое память? (Память - процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.)

- Что такое сигнальная система? (Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.)

- Какие виды речи мы используем при общении? Чем они отличаются? (Устную и письменную речь. Оба вида речи позволяют человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники, культуры. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы.)

- Что такое эмоции? (Эмоции - это те переживания, в которых проявляется отношение человека к себе и к происходящему в окружающем его мире.)

- Что такое сознание? (Это отражение слов, зрительных образов, математических знаков, восприятие мира.)

- Что собой представляет мышление? (Мышление - способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов.)

- Какие процессы лежат в основе сознания? (В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.)

- Что такое память? (Способность сохранять и воспроизводить необходимый материал.)

- Какие виды памяти вам известны? (Кратковременная и долговременная память.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы

учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Еще Иван Петрович Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность характеризуется несколькими параметрами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и ее возможность противостоять утомлению. Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением. Подвижность оценивает способность нервной системы менять свое состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот. Различные варианты сочетания этих свойств позволяют выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности, которые называют темпераментом. О каждом типе темперамента мы сегодня с вами и поговорим, и, пройдя тест, вы определите свой тип темперамента

Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Итак, выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерик - тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях. Сангвиник - тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.

Флегматик - тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднен.

Меланхолик - тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.

- Однако в жизни редко встречаются люди с ярко выраженным типом темперамента. Чаще всего преобладает один тип темперамента, но при этом свойства другого типа также могут быть.

Учитель организует обучающихся на прохождение теста по определению типа темперамента. В настоящее время встречается огромное количество тестов на тип темперамента. Учитель сам выбирает разные формы тестов в зависимости от типа класса и количества времени

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Выполняют тест на тип темперамента

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Определяют свой тип темперамента

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о возможности корректировки своего поведения на основе знаний о своем типе темперамента. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между характеристиками, свойствами личности и типом темперамента.

Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Отвечают на вопросы

Сопоставляют свой тип темперамента с тем, какие свойства и характеристики им свойственны. Осуществляют самоанализ деятельности

Вопросы

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие характеристики преобладающего типа темперамента совпали с описанием вашего темперамента?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 250-253

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]