ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Педагогическая цель |
Создать условия для изучения истории развития знаний о строении и функциях организма человека и становлении наук анатомии и физиологии |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать основные науки, изучающие организм человека, его строение, процессы жизнедеятельности; научится характеризовать основные этапы становления наук о человеке; называть этапы развития знаний о строении и функциях организма человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Анатомия, наблюдение, анализ, микроскопия, ЭКГ |
Оборудование |
Портреты ученых, ЭОР по теме урока |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Проводит биологический диктант “Науки, изучающие человека” (см. Ресурсный материал к уроку). Контролирует правильность ответов обучающихся |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, взаимоконтроль, сравнивают ответы |
Вопросы учителя,самостоятельнаяработа |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Человек с древних времен и на протяжении многих веков находится в центре внимания мыслителей и ученых. Человечество всегда интересовал внутренний мир, процессы, происходящие в самом человеке. Процесс познания человека продолжается и по сегодняшний день, так как много загадок еще не раскрыто. Сегодня мы рассмотрим, как развивалось изучение организма человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, к строению, функциям отдельных органов. Опыты врачевания наблюдались и у древних представителей линии человека. Ископаемые останки неандертальцев свидетельствуют о том, что уже они проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. У многих скелетов ископаемых форм ученые наблюдали места срастания костей. Это свидетельствует о том, что уже в древности наши предки заботились о том, чтобы переломанные кости срослись. Возможно, они могли накладывать простейшую шину. Первобытные люди могли также обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей тела животных. Они применяли природные опьяняющие и наркотические средства в качестве обезболивающих. Все это свидетельствуют о том, что уже у предков современного человека накопились определенные знания о строении человеческого организма. Истоки же возникновения медицины следует искать в античном искусстве врачевания, которое суммировало опыт предшествующих тысячелетий. Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует самостоятельную работу с учебником. - Для того чтобы рассмотреть историю изучения человека и становление биологии как науки, мы с вами заполним таблицу. РАЗВИТИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|||
Ученый |
Вклад в развитие |
|||||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет коллективную проверку выполнения упражнения |
||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. - Работы каких античных ученых внесли наибольший вклад в развитие первоначальных представлений о человеке? (Работы Гиппократа, Аристотеля.) - Назовите отечественных ученых, внесших вклад в науки, изучающие человека. (Пирогов, Лесгафт, Зернов, Воробьев.) - Кого из ученых можно считать основателем динамической анатомии? (Леонардо да Винчи.) |
Отвечают на вопросы |
Высказывают свое мнение |
Вопросы на закрепление |
|||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что из изученного сегодня вас особо заинтересовало? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||
Домашнее задание |
Учебник, с. 21-26. Дополнительно: подготовить сообщения по темам: “История изучения человека”, “Великие анатомы и физиологи” |
Записывают задание |
Читают задание, задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Биологический диктант “Науки, изучающие человека”
Вариант I |
Вариант II |
1. Гигиена - это ... |
1. Физиология - это ... |
2. Анатомия - это ... |
2. Гистология - это ... |
3. Цитология - это ... |
3. Анатомия - это ... |
4. Здоровье - это ... |
4. Изучение строения организма человека необходимо для ... |
Ответы на биологический диктант “Науки, изучающие человека”:
Вариант I |
Вариант II |
1. Гигиена - это раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья. 2. Анатомия - это наука о строении организма и его органов. 3. Цитология - это наука о строении клетки, ее органоидов. 4. Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления всех видов деятельности, в том числе труда, создания семьи, рождения и воспитания детей |
1. Физиология - это наука о жизненных функциях организма и его органов. 2. Гистология - это наука о строении и особенностях тканей. 3. Анатомия - это наука о строении организма и его органов. 4. Науки о человеке помогают нам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. Необходимо знать о строении организма человека для того, чтобы эти знания применять для сохранения своего здоровья и здоровья других людей |
РАЗВИТИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Ученый |
Вклад в развитие |
Гераклит |
Он считал, что мир непрерывно меняется и что организмы развиваются по законам природы |
Аристотель |
Сравнивал органы животных и человека. Ввел термин “организм” |
Гиппократ |
Описал органы человека и сравнил с аналогичными у животных; создал сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах), трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье). Отвергал божественное происхождение человека |
Клавдий Гален |
Проводил опыты на животных, испытывал на них действие лекарственных веществ. Доказал, что у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух). Подробно изучил строение органов обезьяны и сделал вывод, что человек устроен сходным образом. В течение четырнадцати столетий его работы были основой медицинских знаний в Европе и на Ближнем Востоке |
Леонардо да Винчи |
На своих рисунках впервые изображал различные органы. Описал строение скелета человека. Классифицировал мышцы |
Андреас Везалий |
Основатель современной анатомии. На лекциях производил рассечение трупов. Точно описал и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. Описал клапаны сердца. Впервые привел все знания об организме человека в систему |
Уильям Гарвей |
Основатель современной физиологии. Открыл два круга кровообращения. Исследовал физиологические функции при помощи экспериментальных методов |
Чарлз Дарвин |
Создатель теории эволюции |
Н. И. Пирогов |
Применил распиливание замороженных трупов для точного определения расположения внутренних органов и тканей. Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки. Основатель военно-полевой хирургии |
И. М. Сеченов |
“Отец” русской физиологии. Автор работы “Рефлексы головного мозга”, в которой привел объяснения психической деятельности человека |
И. П. Павлов |
Подтверждение теории Сеченова экспериментально |
И. И. Мечников, Э. Дженнер, Луи Пастер |
Основоположники иммунологии. Мечникову принадлежит приоритет в открытии фагоцитоза. Изобрели первую вакцину. Ввели процедуры вакцинации, прививки |