ВЕЛИКИЕ АНАТОМЫ И ФИЗИОЛОГИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ВЕЛИКИЕ АНАТОМЫ И ФИЗИОЛОГИ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений об ученых, внесших наибольший вклад в развитие наук о человеке, в частности в развитие анатомии и физиологии

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать основные науки, изучающие организм человека: его строение, процессы жизнедеятельности; вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека, фамилии великих анатомов и физиологов; научится описывать вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие наук об организме человека

Личностные результаты

Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Александр Флеминг, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченовой. И. Мечников, И. П. Павлов, Н. Н. Бурденко

Оборудование

Портреты ученых, ЭОР по теме урока

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Что изучают анатомия, физиология, гистология и гигиена? Что послужило предпосылкой развития наук о человеке? (Необходимость изучения строения тела человека и его органов для целей медицины.)

- Работы каких ученых внесли наибольший вклад в развитие представлений о человеке? Назовите отечественных ученых, внесших вклад

в науки, изучающие человека. Кого из ученых можно считать основателем динамической анатомии? (Ответы обучающихся.)

- Приведите примеры устаревших представлений о строении организма человека. (Кровь согревается в сердце и оттуда оттекает по венам; считали, что артериальная и венозная кровь смешивается.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников.

Представляют сообщения по теме “История изучения человека”

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа. Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Благодаря длительной, кропотливой работе уже в древности человечество смогло узнать многое о строении тела человека, о процессах, происходящих в нем. Требования времени - лечить людей от различных заболеваний - давали ученым возможность изучать строение тела человека. Мы уже рассмотрели вклад некоторых ученых в развитие представлений о человеке. Сегодня мы рассмотрим работы великих анатомов и физиологов, благодаря которым шло бурное развитие медицины. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- Одного из великих анатомов вы уже знаете. Это основатель динамической анатомии. Он создал более 800 точных анатомических рисунков, описал строение мышц, впервые дал их общую классификацию. Конечно, вы уже догадались, как его зовут. (Леонардо да Винчи.)

- Пришло время узнать и о вкладе других ученых в развитие анатомии и физиологии

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, читают текст учебника

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, осуществляют взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний

Рассказ учителя, сопровождающийся иллюстрациями.

Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание обучающихся на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью).

- Александр Флеминг - британский бактериолог, открыл антибактериальное вещество, которое вырабатывается организмом. Во время болезни простудой Флеминг сделал забор слюны и слизи из носовой области, поместив их в чашку Петри совместно с бактериями. Через некоторое время обнаружил, что бактерии в месте нанесения выделений погибли. Таким образом был открыт лизоцим - фермент, убивающий некоторые бактерии и не причиняющий вреда здоровым тканям. Открытие первого в мире антибиотика - пенициллина - тоже принадлежит этому ученому.

В 1945 году Флеминг получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина и его лечебных свойств.

- О других ученых нам расскажут сегодня ваши одноклассники. Учитель вызывает обучающихся, подготовивших сообщения об ученых. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Формулируют ответы на основе прочитанного текста. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос. Устные ответы

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальный опрос

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Сыграли ли свою роль открытия ученых в медицине?

- Какие из данных открытый наиболее важны для человечества?

- Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внес огромный вклад в развитие хирургии, основывающейся на анатомии. Николай Иванович впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт - для предупреждения нагноения ран. Он первым начал использовать гипсовую повязку при переломах. Основоположником отечественной физиологии по праву считают Ивана Михайловича Сеченова. Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы “Рефлексы головного мозга”.

Еще одним выдающимся физиологом считается Иван Петрович Павлов. В 1904 году он был удостоен Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения.

В 1907 году Илье Ильичу Мечникову также присудили премию за труды по иммунитету

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями по теме урока

Формулируют выводы, ответы на вопросы, высказывают свое мнение и позицию


V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Работы каких ученых вызвали у вас интерес?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Как развивалась бы медицина без открытий, совершенных этими учеными?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 26-30, подготовиться к уроку по записям в тетради. Дополнительно: подготовить сообщения по темам “Работы И. П. Павлова”, “Основоположник нейрохирургии Н. Н. Бурденко”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]