МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о современных методах изучения организма человека

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать основные науки, изучающие организм человека, его строение, процессы жизнедеятельности, методы изучения организма человека

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Мета предметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Микроскопия, центрифугирование, ЭКГ, рентген, генетический анализ, близнецовый метод, генеалогический метод

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методы изучения организма человека. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-l Ida-a72b-0800200c9a66/21046/

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Какие науки изучают строение и процессы, происходящие в организме человека? /Анатомия и физиология.)

- Какая наука рассматривает методы сохранения здоровья человека? (Гигиена.)

- Как называется метод, при котором используют микроскоп? (Микроскопия.)

- В каких науках ученые используют метод микроскопии? (В цитологии и гистологии.)

- Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр - либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. Я думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используются для изучения организма человека. (Электрокардиография (изучает биотоки сердца), флюорография, УЗИ, рентген.)

- Что изучают анатомия, физиология, гистология и гигиена? Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? (Эти науки помогают нам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. Необходимо знать о строении организма человека для того, чтобы эти знания применять для сохранения своего здоровья и здоровья других людей.)

- Какие вы знаете современные методы изучения организма, благодаря которым возможно более точное диагностирование заболевания?

(МРТ - магнитно-резонансная томография.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Формулирование темы и постановка задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему:

- В настоящее время существует большое количество современных методов, благодаря которым возможно диагностирование заболеваний и лечение человека. Есть ли на сегодняшний день необходимость в том, чтобы создавались и открывались новые методы диагностирования и изучения организма человека? И почему? (Да, старые методы зачастую теряют актуальность, так как появляются новые заболевания; кроме того, появляется новая техника, более современная.)

- Электроника и техника не стоят на месте, и возможно появление более новых аппаратов или методов, которые будут диагностировать те или иные заболевания более точно. Все хоть раз в жизни сдают общий анализ крови. В этом случае кровь берут из кончика пальца, создавая там ранку и надавливая, чтобы получить определенный объем крови. Процесс в меру болезненный, но необходимый для того, чтобы получить ясную картину состояния здоровья. Забегая вперед, я вам скажу, что когда мы будем изучать тему “Кровеносная система и кровь”, я вас научу немного “читать” данные анализа крови. Каждый человек воспринимает данную процедуру по-разному. Кто-то умеет терпеть боль, а кто-то не переносит вида крови. Есть необходимые условия для проведения этого анализа - нельзя принимать пищу, то есть необходимо сдавать анализ натощак и желательно с утра. Так давайте попробуем представить, что в недалеком будущем человеку не придется проходить эту процедуру со сдачей крови. Человечество создаст такую машину, которая по составу слюны (взять ее - совсем безболезненный процесс) сможет определять состояние здоровья человека. Но это только в будущем, а на сегодняшний день уже существует большое количество методов, благодаря которым происходит изучение организма человека.

И о них мы сегодня поговорим

Слушают и понимают на слух рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, читают текст учебника. Формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Один из основных методов в цитологии и гистологи - микроскопия.

С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта.

Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ.

Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов.

Визуальный осмотр (соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело. Ведь в переводе с греческого “soma” и означает “тело”.

Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей.

Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Учитель может дополнить свой рассказ иллюстрациями и интерактивными моделями

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Подводит обучающихся к выводу о необходимости использования современных методов изучения и диагностирования заболеваний человека, о значении новых методов для медицины и здоровья человека. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Какие методы применяются для изучения организма человека? (Микроскопия, эндоскопия, антропометрический метод, визуальный осмотр.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие методы наиболее вас заинтересовали?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Прочитать записи в тетради.

Дополнительно: составить презентации по темам “Методы изучения человека”, “Заслуги отечественных ученых в изучении строения организма человека”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]