Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Цели темы: сформировать у учащихся понятия о составе и основных свойствах экосистем; о взаимоотношениях организма и среды, о потоках энергии и вещества, обеспечивающих их функционирование; об условиях, определяющих продуктивность экосистем, их устойчивость, а также о влиянии на экосистемы деятельности человека.
Планирование темы
Урок 1. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
Урок 2. Состав и структура сообщества.
Урок 3. Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Урок 4. Саморазвитие экосистемы.
Урок 5. Контрольно-обобщающий по теме «Экосистемный уровень».
Методические рекомендации
При изучении темы «Экосистемный уровень» следует учитывать, что учащиеся уже знакомы с такими понятиями, как «сообщество», «биоценоз», «экосистема», «автотрофные и гетеротрофные организмы». Это позволяет активизировать деятельность учащихся, используя при изучении нового материала беседы.
Материал §5.4 «Продуктивность сообщества» относится к разделу «Экология» и изучается по усмотрению учителя.
Экскурсию с целью изучения естественной или искусственной экосистемы проводят во внеурочное время. В зависимости от погодных условий она может быть перенесена на более позднее время.
Урок 1(45). Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз
Задача урока: продолжить формирование у учащихся знаний о различных уровнях организации природных сообществ, о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
Фронтальный опрос-беседа по вопросам:
1) Что такое вид?
2) Докажите, что не существует абсолютного критерия вида.
3) Что такое популяция?
4) Почему биологические виды существуют в форме популяций?
5) Дайте характеристику популяционно-видового уровня организации живой природы.
Изучение нового материала
Актуализация знаний
1. Фронтальная беседа по вопросам:
1) Что такое природное сообщество?
2) Какие природные сообщества вы знаете?
3) В чем отличие фитоценоза от биоценоза?
4) Какие взаимосвязи между организмами наблюдаются в природных сообществах?
2. Природные сообщества, их основные свойства и задачи изучения. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
3. Экосистемы, их важнейшие компоненты и классификация. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
4. Биогеоценоз как элементарная природная экосистема, границы биогеоценоза. (Объяснение учителя с использованием рисунка 59 учебника.)
5. Биосфера как совокупность природных экосистем Земли. (Объяснение учителя.)
Закрепление материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1) В чем различия между понятиями «сообщество» и «экосистема»?
2) Приведите примеры экосистем.
3) В чем различия между понятиями «экосистема» и «биогеоценоз»?
Задание на дом
Изучить § 5.1 «Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз», ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока