Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Цели темы: сформировать у учащихся понятия о составе и основных свойствах экосистем; о взаимоотношениях организма и среды, о потоках энергии и вещества, обеспечивающих их функционирование; об условиях, определяющих продуктивность экосистем, их устойчивость, а также о влиянии на экосистемы деятельности человека.


Планирование темы

Урок 1. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Урок 2. Состав и структура сообщества.

Урок 3. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Урок 4. Саморазвитие экосистемы.

Урок 5. Контрольно-обобщающий по теме «Экосистемный уровень».


Методические рекомендации

При изучении темы «Экосистемный уровень» следует учитывать, что учащиеся уже знакомы с такими понятиями, как «сообщество», «биоценоз», «экосистема», «автотрофные и гетеротрофные организмы». Это позволяет активизировать деятельность учащихся, используя при изучении нового материала беседы.

Материал §5.4 «Продуктивность сообщества» относится к разделу «Экология» и изучается по усмотрению учителя.

Экскурсию с целью изучения естественной или искусственной экосистемы проводят во внеурочное время. В зависимости от погодных условий она может быть перенесена на более позднее время.


Урок 1(45). Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз


Задача урока: продолжить формирование у учащихся знаний о различных уровнях организации природных сообществ, о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

Фронтальный опрос-беседа по вопросам:

1) Что такое вид?

2) Докажите, что не существует абсолютного критерия вида.

3) Что такое популяция?

4) Почему биологические виды существуют в форме популяций?

5) Дайте характеристику популяционно-видового уровня организации живой природы.


Изучение нового материала

Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам:

1) Что такое природное сообщество?

2) Какие природные сообщества вы знаете?

3) В чем отличие фитоценоза от биоценоза?

4) Какие взаимосвязи между организмами наблюдаются в природных сообществах?

2. Природные сообщества, их основные свойства и задачи изучения. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

3. Экосистемы, их важнейшие компоненты и классификация. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

4. Биогеоценоз как элементарная природная экосистема, границы биогеоценоза. (Объяснение учителя с использованием рисунка 59 учебника.)

5. Биосфера как совокупность природных экосистем Земли. (Объяснение учителя.)


Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:

1) В чем различия между понятиями «сообщество» и «экосистема»?

2) Приведите примеры экосистем.

3) В чем различия между понятиями «экосистема» и «биогеоценоз»?


Задание на дом

Изучить § 5.1 «Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз», ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока






Для любых предложений по сайту: [email protected]