Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Урок-зачет Вертушка по темам Эволюция Происхождение и развитие жизни - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Цель: проверить качество усвоения знаний об эволюции и происхождении и развитии органического мира на Земле.
Оборудование: таблицы по общей биологии, карточки-задания; в классе столы располагаются попарно, на них находятся задания, ответы к заданиям лежат в перевернутом виде на краю стола.
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на малые группы, каждая из которых выполняет свое задание. По истечении определенного времени учитель подает сигнал, по которому учащиеся проводят самопроверку выполненного задания и оценивают его. После этого группа переходит к другому столу и выполняет следующее задание и т.д.
— Сегодня на уроке наша с вами деятельность организуется по принципу “Вертушка”. На столе № 1 расположены задания по теме “Эволюция”, на столе № 2 — задания по теме “Происхождение и развитие жизни на Земле”, на столе № 3 — задания на эрудицию и смекалку. На работу за каждым столом отводится 10 минут, выполняете любой вариант задания. По моему сигналу вы открываете ответы к заданиям и проверяете свою работу, оцениваете ее, заносите оценку в “Экран учета знаний”.
После этого переходите к следующему столу.
Экран учета знаний
Ф.И.О. |
Эволюция |
Происхождение и развитие жизни на Земле (один из вариантов) |
Кроссворд или задание “Затерянный мир” |
Итоговая оценка |
II. Зачет “Вертушка”
Карточки-задания см. в приложении 2.
Кроссворд “Эволюция” см. в приложении 4.
Тестовое задание “Происхождение и развитие жизни на Земле” Вариант № 1.
Ответы: 1—г); 2—6); 3—г); 4—а); 5—г); 6—в); 7—6); 8—г); 9—в); 10—в). Оцените свою работу:
Если по итогам теста вы набрали 9—10 баллов, то получаете оценку — “5”; 7—8 баллов оценку — “4”; 5—6 баллов — “3”; менее 5 баллов
— оценку — “2”.
Вариант № 2.
Ответы: 1—а); 2—а); 3—а); 4-в); 5—6); 6—в); 7—а); 8—в); 9-а); 10—б). Оцените свою работу:
Если по итогам теста Вы набрали 9—10 баллов, то получаете оценку — “5”; 7—8 баллов оценку — “4”; 5—6 баллов — “3”; менее 5 баллов — оценку — “2”.
Тестовое задание “Движущие силы эволюции”
Ответы: 1 — борьба за существование, естественный отбор, 2 — естественный отбор, 3 — изменчивость, 4 — новых видов, приспособлений, 5 — стабилизирующий, 6 — дивергенция. 7 — конвергенция, 8 — ароморфоз, 9 — биологический прогресс, 10 — идиоалаптация. Оцените свою работу:
Если по итогам теста вы набрали 9—10 баллов, то получаете оценку — “5”; 7—8 баллов оценку — “4”; 5—6 баллов — “3”; менее 5 баллов
— оценку — “2”.
Задание “Затерянный мир”
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Если по итогам вы набрали 10 и более баллов, то получаете оцен- I ку — “5”; 8—9 баллов — оценку — “4”; 5—7 баллов — оценку “3”; менее 5 баллов — оценку “2”.
Кроссворд “Эволюция”
Ответы.
По горизонтали: 1. Атавизм. 4. Стегоцефал. 6. Эмбриология. 10. Ордовик. 13. Псилофит. 14. Диплодок. 16. Ароморфоз. 18. Реликт. 21. Гинго. 22.Эндемик. 23. Дарвин. 25. Ламарк. 27. Юра. 28. Силур. 29. Девон.
По вертикали: 1. Аналогия. 2. Видообразование. 3. Мимикрия. 5. Отбор. 7. Риния. 8. Трилобит. 9. Спора. 11. Плод. 12. Рудимент. 15. Сеймурия. 17. Птеранодон. 19. Трицератопс. 20. Латимерия. 24. Вид. 26. Мюллер.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Если по итогам вы набрали 10 и более баллов, то получаете оценку — “5”; 8—9 баллов — оценку — “4”; 5—7 баллов — оценку “3”; менее 5 баллов — оценку “2”.
III. Подведение итогов урока
За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка. Итоговая отметка не рассматривается как среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил неудовлетворительную оценку.