Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Приложение 1 - Приложения
Урок 2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
Уровни организации живой природы
Уровни организации живой природы |
Краткая характеристика уровня |
Науки, ведущие исследования на этом уровне |
1. Молекулярный |
Элементы уровня — атомы. С этого уровня начинаются процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и энергии, передача наследственной информации и др. Это уровень биологических макромолекул: белков, углеводов, нуклеиновых кислот |
Биохимия Молекулярная биология Молекулярная генетика Биохимия Биофизика |
2. Надмолекулярный (субклеточный) |
Молекулы различных веществ, объединяясь, образуют органоиды клетки, каждый органоид имеет определенное строение и выполняет свои функции |
Цитология Биология клетки |
3. Клеточный |
Клетка — структурная и функциональная единица всех живых организмов. На уровне клетки регулируются все процессы: передача информации, обмен веществ |
Цитология Цитогенетика Эмбриология Генная инженерия |
4. Тканевой |
Ткань — группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям |
Гистология Эмбриология |
5. Органный |
Ткани образуют органы, а органы — системы органов |
Анатомия Физиология |
Уровни организации живой природы |
Краткая характеристика уровня |
Науки, ведущие исследования на этом уровне |
6. Организменный |
Многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов, специализированных на выполнении различных функций |
Анатомия Биометрия Физиология Гигиена Биоэнергетика Морфология |
7. Популяционно-видовой |
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, создает популяцию как систему надорганизменного порядка. В этой системе осуществляются простейшие элементарные эволюционные преобразования |
Экология Эволюция Генетика популяций |
8. Биоценотический |
Биоценоз — совокупность популяций разных видов, обитающих на одной территории и взаимодействующих друг с другом |
Экология Эволюция |
9. Биогеоценотический |
Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов со всеми факторами среды их обитания. Это открытая, саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система |
Экология Биогеоценология Биогеография |
10. Биосферный |
Биосфера — совокупность всех биогеценозов. Система высшего порядка, охватывающая все явления жизни на нашей планете |
Экология Глобальная экология Социальная экология Космическая экология |
Урок 39. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Наследственные болезни человека
Урок 40. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова
Центры происхождения культурных растений
(по Н.И. Вавилову)
1. Индийский (Южно-Азиатский тропический) - 50% |
Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго- Восточной Азии |
Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, цитрусовые и др. |
|
2. Восточно- азиатский (китайский) — 20% |
Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея |
Соя, просо, гречиха, редька, слива, вишня и др. плодовые культуры |
|
3. Среднеазиатский |
14% |
Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо- западная Индия |
Мягкие сорта пшеницы, горох, бобы (и др. бобовые), лен, конопля, чеснок, морковь, груша, абрикос. |
4. Переднеазиатский |
Турция, страны Закавказья |
Рожь, ячмень, роза, инжир |
|
5. Среднеземноморский — 11 % |
Европейские, африканские, азиатские страны по берегам Средиземного моря |
Капуста, маслины, петрушка, сахарная свекла, клевер, чечевица и др. кормовые травы |
|
6. Абиссинский |
Небольшой район современной Эфиопии и Южное побережье Аравийского полуострова |
Твердые сорта пшеницы, ячмень, кофе, сорго, банан |
|
7. Центральноамериканский |
Мексика, острова Карибского моря, часть Центральной Америки |
Кукуруза, тыква, хлопчатник, какао,табак, красный перец |
|
8. Южноамериканский |
Западное побережье Южной Америки |
Картофель, ананас, томат, фасоль, хинное дерево |
Урок 41. Методы селекций растений и животных
Основные методы селекции растений и животных
Методы селекции |
Селекция растений |
Селекция животных |
1. Подбор родительских форм |
По месту их происхождения (географически отдаленных) или генетически отдаленных (неродственных) |
По хозяйственно ценным признакам и по экстерьеру (совокупности фенотипических признаков) |
2. Гибридизация а) неродственная отдаленная (аутбридинг) |
Внутривидовое (межлинейное и межсортовое), межвидовое, межродовое скрещивание, ведущее к гетерозису, для получения гетерозиготных популяций, а также высокой продуктивности |
Скрещивание отдаленных пород, отличающихся кот-растными признаками, межродовое скрещивание, для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса. |
б) близкородственная (инбридинг) |
Самоопыление у перекрест- ноопыляющихся растений путем искусственного воздействия для получения гомозиготных (чистых) линий |
Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых) линий с желательными признаками |
3. Отбор а) массовый |
Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений |
Отбирают группу животных с нужными признаками и скрещивают между собой, получая гибриды второго поколения |
б) индивидуальный |
Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии - потомство одной самоопыляющейся особи |
Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственного ценным признакам, выносливости, экстерьеру |
4. Экспериментальное получение мутаций — индуцированный мутагенез |
Применяется в генетике и селекции для получения мутантных форм (более продуктивных, урожайных), полиплоидов |
Используются естественные (спонтанные) мутации. Метод получения полиплоидов не применяется |
5. Метод испытания производителей по потомству |
Не применяется |
Используется метод искусственного осеменения от лучших самцов- производителей |
Урок 42. Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Схема конструирования и переноса рекомбинантной ДНК в клетку бактерии
Урок 43. Вид. Критерии вида
Критерии вида
Название критерия |
Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду |
Исключение |
|
1. Морфологический |
Сходство внешнего и внутреннего строения организмов |
Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм |
|
2. Физиологический |
Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании |
Собака х волк => Тополь х ива => Канарейка х зяблик => |
Плодовитое потомство |
3. Экологический |
Сходны способом питания, местом обитания, набором факторов внешней среды, необходимых для их существования |
Экологические ниши разных видов перекрываются |
|
4. Географический |
Занимают определенный ареал |
Космополиты. Ареалы многих видов совпадают |
|
5. Биохимический |
Сходны по биохимическим параметрам (состав и структура белков и нуклеиновых кислот) |
Есть очень близкие виды по биохимическому составу |
|
6. Этологический |
Сходство в поведении, особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т.д.) |
Существуют виды с близким поведением |
|
7. Генетический |
Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения) |
Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково |
|
8. Исторический |
Единство происхождения особей в пределах вида |
Урок 45. Экосистемный уровень: общая характеристика (сообщество, экосистема, биогеоценоз)
Надорганизменные системы и их характеристика
Термин |
Характеристика термина |
Автор термина |
1. Биоценоз (сообщество) (от греч. “bios” — жизнь, “koinos” — общий, вместе) |
Совокупность популяций разных видов живых организмов, совместно населяющих определенный участок и взаимодействующих посредством различных взаимоотношений |
К. Мебиус, 1877 год |
2. Биогеоценоз (от греч. “bio” — жизнь, “ge” — земля и “koinos”). Конкретное понятие, имеет определенный объем и границы |
Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов (биоценоз) и факторов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс |
В.Н. Сукачев, 1940 год |
3. Экосистема (от греч. oikos — жилище, система — сочетание и объединения). Безмерное понятие, не ограниченное территориально |
Любая совокупность организмов и неорганических компонентов среды, в которой может осуществляться круговорот веществ. |
А. Тенсли,1935 год |
4. Биосфера (от греч. “bios” — жизнь, “sphaira” —шар) |
Совокупность природных экосистем (биогеоценозов), связанных между собой и вместе образующих живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. |
Э. Зюсс, 1875 год, В.И. Вернадский, целостное учение о биосфере, 1929 год |
Урок 46. Состав и структура сообщества
Роль различных организмов в пищевой цепи
Трофический уровень |
Роль в пищевой цепи |
Категория организмов |
|
IV Помет, трупы |
Разложение органических веществ до неорганических |
Редуценты Грибы, бактерии |
Г етеротрофы |
III Луговая птица |
Питание мелкими остатками разложившихся животных, растений, грибов |
Детритофаги Черви, личинки, насекомых |
|
Питание живым органическим веществом животного происхождения |
Консументы II и III порядков (зоофаги) Истинные хищники падальщики |
||
II Мотылек |
Питание живым органическим веществом растительного происхождения |
Консументы 1 порядка (фитофаги) Растительноядные животные |
|
I Зеленое растение |
Создание органического вещества из неорганического с использованием энергии Солнца |
ПРОДУЦЕНТЫ Зеленые растения (фотоавтотрофы) |
Автотрофы |
Влияние ели на условия жизни в растительном сообществе |
|||
Биологические свойства ели обыкновенной |
Средообразующие свойства ели как члена сообщества |
||
1. Хорошо растет на плодородных почвах |
Поглощает много минеральных веществ, снижая плодородие почвы (главным образом верхних слоев, создавая серьезную конкуренцию другим растениям) |
||
2. Корни располагаются в поверхностном слое почвы |
|||
3. Хвоинки остаются на ветвях в течение 5—8 лет |
Слабое поступление хвойного опада (органических веществ) в почву в течение года |
||
4. Обладает густой кроной |
Создает сильное затенение, задерживает на хвое и ветвях осадки, мешает прогреву почвы, замедляет движение воздуха |
||
5. Образует большое количество семян, содержащих питательные вещества |
Создает кормовую базу для лесных жителей |
||
6. Семена крылатые |
Проростки ели встречаются в местах, удаленных от елового леса — на лугу, брошенных полях, в лиственных лесах |
||
7. Выделяет летучие вещества — фитонциды |
Фитонциды токсичны для многих микроорганизмов |
||
Пространственная структура Биоценоза |
|||
№ яруса |
Формирующие его растения |
Формирующие его животные |
|
I ярус |
Дуб, ясень, липа |
Хищные птицы |
|
II ярус |
Рябина, клен, дикие яблоки и груши, ильм, граб |
Горлица, дятел, кукушка, сойка, белка, куница, различные насекомые и т.д. |
|
III ярус |
Кустарники: орешник, черемуха, боярышник, бересклет, крушина |
Стволовые жуки — усачи, короеды, насекомоядные птицы, овсянка, певчие дрозды, славки |
|
IV ярус |
Травянистые высокие растения, зонтичные, аконит, костер и другие злаки |
Насекомые, питающиеся нектаром, хищные насекомые, мухоловки - пеструшка |
|
V ярус |
Папоротники, звездчатка |
Заяц, лисица, барсук и другие |
|
VI ярус |
Земляника, копытень, мхи, ожика, грибы |
Муравьи, еж, рыжая лесная полевка, падальные насекомые |
|
Межъярусный компонент |
Лишайники и водоросли |
||
Урок 47. Потоки веществ и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.
Поток энергии через пастбищную пищевую цепь
R — энергия, теряющаяся при дыхании;
E — энергия, заключенная в выделениях и экскрементах;
C — потребление организмами высшего трофического уровня. Продукцию выражают в энергетических эквивалентах (кДж⋅ м2⋅ год).
Урок 56. Борьба за существование и ее формы
Формы борьбы за существование
1. Внутривидовая |
Происходит между особями одного вида, одной популяции. Результат: приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели наименее приспособленных особей данного вида. |
Р |
В одновозрастном хвойном лесу самые высокие растения улавливают свет больше, их корни поглощают воду и минеральные вещества в ущерб более слабым соседям. |
Ж |
• Состязания за добычу; • внутривидовой каннибализм (уничтожение молодняка); • борьба самцов за самку; • борьба за главенство в стаде. |
||
2. Межвидовая |
Происходит между особями разных видов. Взаимоотношения типа: “хищник — жертва”, “паразит — хозяин”, соревнования за одни и те же виды природных ресурсов. Результат: приводит к победе более жизнеспособных особей и популяций; полное вымирание вытесняемых видов; регуляция численности жертв, организмов — хозяинов паразитов. |
Р |
• Сорные растения угнетают культурные растения; • растения-паразиты питаются за счет растения-хозяина (повилика — крапива); • конкуренция за свет между елью и березой. |
Ж |
• Серая и черная крысы борются за место в поселениях человека (серая вытесняет черную); • вытеснение пчелой обыкновенной (европейской) пчелы австралийской; • Хищники — жертвы: львы — антилопы; птицы — насекомые; рыбы — мелкие рачки. • Паразит - хозяин: моровик овечий — овца. |
||
3. Борьба с неблагоприятными физическими условиями |
Влияние абиотических факторов среды на жизнь организмов усиливает или ослабляет внутри- и межвидовые взаимоотношения. Результат: приводит к выживанию наиболее приспособленных особей, популяций. |
Р |
• Стланики, растения-подушки — жизнь в суровых условиях Севера или высокогорий; • летний покой у эфемероидов; • редукция листьев, сильно развитая корневая система. |
Ж |
• Смена меха у млекопитающих; • летняя и зимняя спячка; • сезонные перемены и кочевки у птиц. |
Урок 57. Естественный отбор- движущая сила эволюции
Примечание.
Элиминация (от лат. “eliminо” — выношу за порог, удаляю) — гибель организмов вследствие различных абиотических и биотических факторов внешней среды.
Избирательная элиминация - гибель части особей популяции менее приспособленной к факторам окружающей среды, в результате борьбы за существование. Такая элиминация является показателем интенсивности действия естественного отбора.
Урок 60. Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. Биологическая классификация