Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год
Хромосомы. Деление клеток. Размножение и развитие - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Часть 1
Выберите один правильный ответ.
1. Химическую основу хроматина составляют молекулы:
1) рибонуклеиновых кислот;
2) липидов;
3) дезоксирибонуклеиновых кислот;
4) полисахаридов.
2. Молекула ДНК в соединении с белками в ядре клеток эукариот представляет собой:
1) рибосому;
2) ядерную мембрану;
3) хромосому;
4) микротрубочку.
3. Генетической картой хромосомы называют:
1) взаимное расположение хромосом в диплоидной клетке;
2) порядок обмени информацией при кроссинговере;
3) схему взаимного расположения генов в одной группе сцепления;
4) распределение хромосом при митозе клетки.
4. 47 хромосом в клетках тела человека относятся к мутациям:
1) хромосомным;
2) полиплоидным;
3) геномным;
4) точковым.
5. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза:
1) рибосомы;
2) митохондрии;
3) хлоропласты;
4) хромосомы?
6. Одна интерфаза и два следующих друг за другом деления характерны для процесса:
1) оплодотворения;
2) дробления зиготы;
3) митоза;
4) мейоза.
7. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит:
1) в интерфазе;
2) метафазе:
3) профазе;
4) анафазе.
8. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
1) митоза;
2) мейоза;
3) оплодотворения;
4) опыления.
9. В процессе метафазы мейоза:
1) количество молекул ДНК уменьшается вдвое;
2) хромосомы расходятся к полюсам клетки;
3) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;
4) количество молекул ДНК удваивается.
10. Хроматины — это:
1) две субъединицы хромосомы делящейся клетки;
2) участки хромосомы в неделящейся клетке;
3) кольцевые молекулы ДНК;
4) две цепи одной молекулы ДНК.
11. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская, потому что:
1) в профазе происходит спирализация хромосом;
2) происходит деспирализация хромосом;
3) в интерфазе ДНК самоудваивается;
4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы.
12. В профазе митоза не происходит.
1) растворения ядерной оболочки;
2) формирования веретена деления;
3) удвоения ДНК;
4) растворения ядрышек.
13. Расхождение хроматин к полюсам клетки происходит:
1) в профазе митоза;
2) анафазе второго деления мейоза;
3) телофазе первого деления мейоза;
4) метафазе митоза.
14. У животных в процессе митоза в отличие от мейоза образуются клетки:
1) соматические;
2) с гаплоидным набором хромосом;
3) половые;
4) споровые.
15. Значение митоза состоит:
1) в уменьшении числа хромосом в половых клетках;
2) образовании клеток с набором хромосом, равным материнской клетке;
3) уменьшении молекул ДНК в дочерних клетках;
4) увеличении хромосом в соматических клетках.
16. В основе бесполого размножения одноклеточных животных лежит:
1) образование цисты:
2) партеногенез;
3) мейотическое деление;
4) митотическое деление.
17. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы человека:
1) 46;
2) 59;
3) 23;
4) 48?
18. Что такое органогенез:
1) образование многоклеточного однослойного зародыша;
2) образование зародышевых листков;
3) образование вторичной кишки;
4) образование тканей и органов?
19. С развитием какого зародышевого листка связано появление вторичной полости тела:
1) мезодермы:
2) эктодермы;
3) энтодермы;
4) бластодермы?
20. Какое из приведенных ниже утверждений неверно:
1) каждый орган формируется из одного зародышевого листка;
2) органы и ткани развиваются из определенных частей зародыша;
3) развитие органа происходит при взаимодействии разных частей зародыша;
4) орган формируется из двух-трех зародышевых листков.
21. У какого из перечисленных позвоночных развиваются зародышевые оболочки:
1) карась;
2) лягушка;
3) цыпленок;
4) ланцетник?
22. Какое явление не относят к свойствам генетического кода:
1) триплетностъ;
2) репродуктивность;
3) вырожденность;
4) неперекрываемость?
23. Нейрулация — это:
1) образование зародышевых листков;
2) образование бластодермы;
3) образование бластопора;
4) образование осевою комплекса органов.
24. Чем зигота отличается от гаметы
1) диплоидным набором хромосом;
2) гаплоидным набором хромосом;
3) образуется в результате мейоза;
4) образуется в результате митоза?
25. В результате какого процесса образуются соматические клетки:
1) мейоза;
2) овогенеза;
3) митоза;
4) сперматогенеза?
26. В какую фазу двух делений мейоза происходит расхождение хромосом:
1) в профазу второго деления мейоза;
2) анафазу второго деления мейоза;
3) телофазу первого деления мейоза;
4) анафазу первого деления мейоза?
27. Конъюгация и кроссинговер имеют большое значение для эволюции, так как способствуют:
1) сохранению генофонда популяции;
2) изменению численности популяции;
3) возникновению новых комбинаций признаков у потомства;
4) повышению жизнеспособности потомства.
28. В результате конъюгации и кроссинговера происходит.
1) уменьшение числа хромосом вдвое;
2) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами;
3) увеличение числа гамет;
4) увеличение числа хромосом вдвое.
29. Дочерние хроматины в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки:
1) в метафазе первого деления;
2) анафазе второго деления;
3) телофазе второго деления;
4) телофазе первого деления.
30. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют:
1) эмбриогенезом;
2) онтогенезом;
3) филогенезом;
4) ароморфозом.
31. К какому способу размножения относят партеногенез:
1) половому;
2) вегетативному;
3) почкованию;
4) бесполому?
32. С чем связана дифференцировка соматических клеток в течение онтогенеза организма:
1) с увеличением количества генов в геномах разных групп клеток;
2) синтезом всеми клетками организма идентичных белков;
3) утратой генов в геномах клеток;
4) функционированием разных генов у различных клеток?
33. Дробление — это:
1) образование зародышевых листков;
2) образование бластодермы;
3) образование бластопора;
4) образование осевого комплекса органов.
34. С развитием какого зародышевого листка связано появление хорды:
1) эктодермы;
2) бластодермы;
3) мезодермы;
4) энтодермы?
35. Что такое гаструляция:
1) образование многоклеточного однослойного зародыша;
2) образование зародышевых листков;
3) образование вторичной кишки;
4) образование нервной трубки?
36. Выберите правильную последовательность основных этапов эмбриогенеза:
1) оплодотворение, дробление, гаструляции, метаморфоз, образование органов, образование тканей;
2) оплодотворение, дробление, гаструляция, образование тканей, образование органов;
3) оплодотворение, дробление, иммиграция, гаструляция, образование тканей, метаморфоз, образование органов;
4) оплодотворение, гаструляция, дробление, образование тканей, образование органов.
Часть 2
Задания 1—3 выберите три верных ответа из шести.
1. Укажите части зародыша, не характерные для бластулы:
1) бластомеры;
2) бластопор;
3) мезодерма;
4) бластодерма;
5) бластоцель;
6) нервная трубка.
2. Укажите способы гаструляции:
1) инвагинация;
2) сегментация;
3) рекомбинация;
4) деляминация;
5) бластуляция;
6) иммиграция.
3. Какие органы относят к осевому комплексу хордовых:
1) позвоночник;
2) нервная трубка;
3) головной мозг;
4) хорда;
5) кишка;
6) сердце.
При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.
4. Соотнесите зародышевые листки с их производными
ОРГАНЫ |
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
а) нервная система; б) пищеварительные железы; в) эпителий кожи; г) эпителий кишечника, д) эпителий дыхательных путей; е) мышечная система; ж) соединительная ткань; з) органы чувств; и) органы выделения; к) дерма кожи |
1) эктодерма; 2) мезодерма; 3) энтодерма |
5. Соотнесите начальные стадии развития зародыша с характерными для них структурами
СТРУКТУРЫ |
СТАДИИ ЭМБРИОГЕНЕЗА |
а) бластодерма; |
1) зигота; |
б) эктодерма; |
2) бластула; |
в) бластоцель; |
3) гаструла; |
г) мезодерма, д) энтодерма; е) нервная трубка; ж) аномальный полюс; з) вегетативный полюс; и) бластомеры; к) бластопор; л) хорда; м) кишечная трубка; н) гастроцель |
4) нейрула |
6. Установите соответствие между особенностями стадий митоза и мейоза:
ПРОЦЕСС |
СТАДИЯ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК |
а) расхождение хромосом; б) расхождение хроматид; в) спирализация хромосом, г) конъюгация хромосом; д) образование веретена деления, е) распределение хромосом по экватору клетки; ж) деление цитоплазмы; з) образование ядерной оболочки; и) кроссинговер; к) расхождение центриолей; л) распределение бивалентов по экватору клетки |
1) профаза митоза, 2) метафаза митоза; 3) анафаза митоза; 4) телофаза митоза; 5) профаза первого деления мейоза; 6) метафаза первого деления мейоза; 7) анафаза первого деления мейоза; 8) телофаза первого деления мейоза; 9) анафаза второго деления мейоза |
При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий
7. Установите последовательность процессов онтогенеза плацентарных млекопитающих.
а) достижение половой зрелости и участие в репродукции;
б) образование многоклеточного однослойного зародыша — бластулы;
в) интенсивный рост, изменение пропорций тела, созревание функций;
г) формирование трехслойного зародыша — гаструлы;
д) стабильное функционирование в определенных условиях среды;
е) формирование органов и тканей;
ж) рождение;
з) оплодотворение и образование зиготы;
и) старение и естественная смерть.
8. Укажите правильную последовательность периодов гаметогенеза
а) в периоде роста происходит синтез желтка в овогенезе;
б) периоде созревания протекают два деления мейоза;
в) периоде формирования образуются специфические черты гамет;
г) периоде размножения клетки делятся митозом.
Дайте развернутый ответ на задания 1—6.
1. Какие группы хромосом выделяют в кариотипе?
2. Чем дробление отличается от митотического деления клеток животных?
3. Соматические клетки тела человека содержат 46 хромосом. Какие процессы обеспечивают постоянство числа хромосом в клетках организмов из поколения в поколение.
4. Как происходит образование осевого комплекса органов у зародыша ланцетника?
5. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и родительской особью и в каких случаях отдельные особи отличаются от родительской?
6. Как было показано, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития?