Эволюционное учение. Этапы развития эволюционного учения - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗМОВ - ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ

БИОЛОГИЯ пособие для поступающих в вузы
Том ІІ ботаника, анатомия и физиология, эволюция и экология - 2018 год

Эволюционное учение. Этапы развития эволюционного учения - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗМОВ - ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Развитие эволюционной идеи до XIX века

Мыслители древности, находясь еще под значительным влиянием мифов, создавали теории происхождения и развития жизни, в которых элементы фантазии переплетались с наблюдениями. Разумеется, их воззрения очень далеки от современных представлений. Коротко остановимся на представлениях некоторых древних ученых, касающихся вопроса о происхождении и дальнейшей судьбе живых существ.

Фалес из Милета (V в. до н. э., Греция) был первым, кто пытался найти общий источник возникновения всего существующего. Этим общим источником Фалес считал воду, что дало повод объявить его предшественником современных исследователей, также полагающих, что жизнь зародилась на дне Океана.

Анаксимандр. Согражданин и современник Фалеса. Полагал, что твердь сначала была покрыта водой и только постепенно начала высыхать. К этому времени на ее поверхности появились люди, которые ранее жили в воде и напоминали рыб.

Анаксимен. Ученик Анаксимандра. Считал, что все существующее возникло из воздуха. В частности, из воздуха появилась земля и вода, их смешение образовало ил, из которого под влиянием солнечного тепла произошли путем самозарождения растения, животные и люди.

Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.). Основой мири считал движение. “Все течет, — говорил Гераклит, — и ничто не остается постоянным”. Эта основная идея могла бы лечь и основу действительно исторического взгляда на природу, но она осталась неразвитой Гераклитом.

Эмпедокл (483 — 423 до н. э.). Все существующее, по Эмнедоклу, имеет в основе четыре первых физических принципа огонь, воздух, воду и землю. Этими принципами управляю! две силы: объединяющая — любовь и разъединяющая — ненависть. Борьба этих двух сил приводила к появлению различных комбинаций живых существ в растительном и животном царствах.

Демокрит (460 — 370 до н. э.). Подверг сравнению строение человеческого тела с устройством других живых организмов. Демокрит обратил внимание на приспособление отдельных органов к выполнению определенных функций; однако объяснения этой упорядоченности и целесообразной организации он не дал.

Анаксагор. Современник Демокрита. Полагал, что целесообразное устройство живых существ обязано наличию разумного плана, источником которого является всемогущий дух, или разум.

Платон (V — IV вв. до н. э.). Крупнейший древнегреческим философ. Высказал мысль о существовании двух миров: мири вещей, воспринимаемых чувствами, и мира идей, воспринимаемых разумом, мышлением. Платоновское учение об идеях оказало влияние на биологию, оно легло в основу представления об идеальном плане строения живых существ, к которому их действительное устройство только приближается.

Аристотель (384 — 322 до н. э.). Организмы, по мысли Аристотеля, отличаются от тел неживой природы присутствием души, которая является исчерпывающей причиной их жизненных свойств. Наиболее примитивная — питающая —думы имеется у растений. Животные помимо питающей души обладают еще чувствующей, в силу чего они проявляют волю и способны к движению. Человек сверх питательной и чувствующей души обладает еще мыслящей душой, способной образовывать понятия и строить обобщения. Отметив черты различия и черты сходства, Аристотель не увидел в этом сходстве родства, общности происхождения.

Парацельс (1493 — 1541). Выразителем биологических представлений эпохи Возрождения был врач Теофраст фон Гоген гейм, известный в истории под именем Парацельса. Наряду с совершенно фантастическими представлениями о жизненных

соках, имеющих различный состав, и учением об архее — верховном начале, управляющем всеми химическими процессами и организме, Парацельс высказал мысль о наследственных вещах, переходящих к детям от отца и матери. Та же мысль о комбинировании наследственных вещей легла у Парацельса в основу представлений о возникновении разнообразных форм растений и животных.

Лейбниц (1646 — 1716). Основная идея Лейбница заключается в утверждении, что все тела состоят из частиц — монад, обладающих индивидуальностью и жизненными свойствами. Важнейшее жизненное свойство монад заключается в том, что каждая из них наделена силой и поэтому может действовать сама по себе, не нуждаясь в побуждении извне. Характеризующая монаду сила подчиняется закону причинности, но в то же самое время она действует целесообразно, осуществляя и механические движения тел и гармонично их устраивая. Одним из важнейших в философии Лейбница является закон непрерывности, заключающийся в том, что все тела природы образуют ряд непрерывных переходов от одного к другому, без пропусков и повторений. Так как, по представлениям Лейбница, монады не возникают и не уничтожаются, то и развитие организмов должно мыслиться как развертывание (эволюция) предшесвующих свойств, а смерть — как свертывание (инволюция) этих свойств, переход их в скрытое состояние.

Шарль Бонне (1720 — 1793). Известен развитием лейбницианской идеи о постепенных переходах от одного тела природы к другому, выраженной в виде лестницы существ (лестницы тел природы), которые располагаются по принципу убывающей высоты организации (человек — четвероногие — растения — кристаллы и т. д.).

Карл Линней (1707 — 1778). Славу великого ученого Линней завоевал небольшим по объему трудом, озаглавленным “Система природы”, который он опубликовал в 1735 г. в Лейдене (Голландия). В этой работе Линней упорядочил классификацию органического мира (класс — отряд — род — вид — разновидность). Каждый вид получил два латинских обозначения: первое, написанное с прописной буквы, обозначает род, второе — вид.

Линней первым дал точное описание видов и родов растений (около 10 000). Впервые указал на необходимость создания естественной системы, построенной с учетом всей совокупности признаков организма.

Жорж Бюффон (1707 — 1778). Заслугой Бюффона является установление связи между организмами и средой их обитания.

Он излагал, правда, в несколько фантастическом виде, историю Земли и пытался сформулировать положение об изменении живых существ в зависимости от изменений окружающего их ландшафта. Однако представление об изменчивости организмов под влиянием условий существования не вылилось у Бюффона в учение об историческом развитии живого мира.

Эразм Дарвин (1731 — 1801). Дед великого Чарлза Дарвина. Автор четырехтомного труда “Зоономия”, в котором он поместил теоретические суждения об изменчивости видов, приспособляемости, остаточных органах и т. п. Основой развития он считал внутренние причины, определяющие направление и характер развития жизни.

Развитие эволюционной идеи в XIX веке

Жан Батист Ламарк (1744 — 1829). Ламарк считается, но справедливости, первым эволюционистом. Превосходный исследователь природы, Ламарк заметил, что существовавшие и его время типы и семейства животных можно расположить в некий ряд — от простейших организмов до самых сложных с постепенным переходом от одних к другим. Легко видеть, что непрерывный ряд организмов, связанный с понятием градации, родствен лейбницианской идее, развитой Бонне, о лестнице существ. Наряду с этим между Ламарком и Бонне существует принципиальное отличие в том отношении, что ряд живых существ, по Ламарку, исторически изменяется — низшие формы, усложняясь, превращаются в высшие. Эту теорию он сформулировал в 1803 г. в книге “Философия зоологии”. Здесь Ламарк привел многочисленные доказательства медленного изменения видов животных эволюционным путем, составил первые родословные отдельных классов животного мира (включая человека) в виде ступеней прогрессивной эволюции. В этом трактате Ламарк излагает принципы естественной системы животных и основы первой эволюционной теории. Впер вые в мире на основе построения естественной системы животных Ламарк высказывает гениальную мысль о том, что процесс исторического развития живых организмов носит наступательный характер.

Основными положениями эволюционной теории Ламарка были следующие.

1. Ламарк утверждал, что Творец Вселенной создал лишь материю и законы, постоянно действующие в природе и приводящие ее в движение. Бог дал первый толчок природе, после чего уже не вмешивался в ее дела.

2. В отличие от лестницы тел природы ввел принцип градации — рассматривал ступени как результат прогрессивной эволюции, усложнения форм жизни.

3. Пришел к заключению, что в природе видов нет, существует только непрерывная цепь изменяющихся особей, которую лишь искусственно в целях удобства классификации подразделяют на виды. Этот вывод был неверным. Виды существуют реально, и это не мешает признавать нам их изменяемость.

4. Обратил внимание на фактор времени, необходимый для эволюции. Рассматривал эволюцию как длительный исторический процесс. По мнению Ламарка, эволюция животных и растений протекает настолько медленно, что человек не замечает происходящих изменений.

5. Ламарк признавал два фактора эволюции: один из них — активное влияние внешней среды, которая изменяет и модифицирует организмы в пределах каждой из ступеней развития природы, второй — тенденция к совершенствованию, которая обуславливает прогрессивное развитие организмов.

6. Ламарк неоднократно подчеркивал, что живые существа построены целесообразно и в такой же мере целесообразны проявления их жизнедеятельности, их ответы на внешнее воздействие. По Ламарку, целесообразность в органическом мире есть свойство, изначально присущее живым существам. Ее возникновение нельзя объяснить иначе, чем вмешательством Божественного Разума.

Жоффруа Сент-Илер (1772 — 1844). Занимался в основном сравнительной анатомией животных. Почти не осталось анатомических проблем, которые этот знаменитый исследователь не пытался бы тщательно изучить. Обнаружил достаточно много фактов, говорящих в пользу идеи единого плана строения организмов. Сформулировал положение о гомологичных органах. Пришел к выводу, что атрофия одного органа сопровождается гипертрофией другого, и обратно, т. е. в организме господствует принцип равновесия органов. В остальном воззрения Сент-Илера принципиально не отличались от воззрений Ламарка.

Жорж Кювье (1769 — 1832). Кювье пользовался заслуженным авторитетом в области систематической зоологии, сравнительной анатомии и палеонтологии, основы которой были в значительной мере заложены его трудами. Убедившись в том, что ископаемые формы очень резко отличаются от ныне живущих, и не находя между теми и другими переходных форм, он пришел к выводу о неизменчивости животных. Смена на

селения Земли происходила, по Кювье, не в результате эво люции, а в силу геологических катастроф, уничтожавших на селение той или иной части Земли, после чего опустошенная местность заселялась новыми формами с других материком или имело место повторное творение Богом новых форм животных.

В 1830 г. между Кювье и Сент-Илером в стенах Парижской Академии наук возник знаменитый спор. Кювье защищал учение о нескольких (четырех) планах строения организмом, Сент-Илер отстаивал идею единого плана. Формально спор шел не об эволюции, а о том, следует ли признавать четыре плана строения или один. Однако по существу этот спор, несомненно, относился к эволюционной идее. Противники остались при своих мнениях, хотя формально победа была одержана Кювье.

В результате этого спора развитие эволюционной идеи в период с 1830 по 1858 г. затормозилось. Взгляды большинства ученых, высказывавшихся об эволюции, в тот период были крайне осторожными и сдержанными.

Русские эволюционисты первой половины XIX века

В этот период в России выдвигается плеяда ученых, развивающих трансформистские и эволюционные представления. Среди них выделяются видный эмбриолог академик К. М. Бэр (1792 — 1876), врач И. Е. Дядьковский (1784 — 1841), К. Ф. Рулье (1814 — 1858) и его ученик Н. А. Северцов (1827 — 1885).

Эволюционное учение Чарлза Дарвина

Концепции возникновения и развития живых организмов

Основным вопросом, подлежащим разрешению в каждой теории, претендующей на истолкование эволюции, является вопрос о происхождении целесообразного устройства организмов, их приспособленности к условиям существования. На всех этапах своей истории биология имела ряд концепций, объясняющих возникновение органической целесообразности.

1. Креационизм — представление о возникновении живого в результате акта творения, о постоянстве и неизменности всего существующего, об абсолютной целесообразности.

2. Трансформизм — концепция, допускающая изменяемость живого в пределах особей и не связывающая наблюдаемые в органическом мире изменения с поступательным характером развития и происхождением высших, более сложных организованных форм, от низших, более примитивных. Целесообразное строение считалось изначальным свойством организмов, и только в этом усматривалась мудрость Создателя Вселенной.

3. Эволюционная теория Ламарка — для которой характерно признание исторического развития живого, глубокое обоснование идеи эволюции органического мира и анализ ее факторов. Однако по-прежнему органическая целесообразность рассматривается как свойство, изначально присущее живым существам.

4. Дарвинизм — эволюционная теория, изучающая общие закономерности развития органического мира, рассматривающая целесообразность в строении организмов как относительную и зависящую от действия условий внешней среды.

Предпосылки возникновения дарвинизма

1. К середине XIX в. Англия (родина дарвинизма) занимала первое место на мировом рынке среди капиталистических стран. Здесь высокого уровня достигает как тяжелая, так и легкая промышленность. Успешно развивающаяся текстильная промышленность потребовала большого количества качественного сырья. Это стимулировало широкое распространение и развитие овцеводства, вело к формированию новых методов совершенствования существующих и выведения новых пород овец. Одновременно практическая селекция начинает все сильней проникать в различные отрасли животноводства, а также в растениеводство. Английские селекционеры добиваются больших успехов в создании новых пород животных и сортов растений. Развиваясь стихийно, практическая селекция нуждалась в глубоком теоретическом обобщении накопленных ею фактов, и именно это обобщение позволило разрешить некоторые проблемы начинающей складываться эволюционной теории.

2. В геологии Ч. Лайель (1797 — 1875) доказал несостоятельность представлений Кювье о том, что изменения на Земле происходят под действием каких-то особенных сил, и установил, что поверхность Земли меняется не в результате катастроф, а постоянно. Знакомство с этой теорией способствовало формированию эволюционных взглядов Дарвина.

3. В различных областях биологии (сравнительная анатомия, систематика, палеонтология, эмбриология и клеточная теория) накопилось большое количество фактов, свидетельствующих об изменчивости вида. Фактический материал этих наук противоречил представлению о неизменности видов. Все это послужило идейной предпосылкой возникновения теории Дарвина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]