ВАРИАНТ 13 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Биология 9-й класс подготовка к ГИА

ВАРИАНТ 13 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Часть 1


При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какая наука изучает изображённые на рисунке биологические объекты?



А2. Какое химическое соединение входит в состав белка?

1) азотистое основание

2) аминокислота

3) ген

4) нуклеотид

А3. Какой организм является многоклеточным?

1) амёба

2) вольвокс

3) гидра

4) эвглена

А4. Представитель какого отдела царства Растений изображён на рисунке?


image106


1) Водоросли

2) Моховидные

3) Папоротникообразные

4) Покрытосеменные

А5. Какое растение используют для осушения заболоченных территорий?

1) ботаника

2) вирусология

3) зоология

4) микробиология

А6. К какому типу царства Животных относят изображённое на рисунке животное?


image107


1) Иглокожие

2) Кишечнополостные

3) Моллюски

4) Членистоногие

А7. У большинства рыб роль гидростатического аппарата выполняет

1) боковая линия

2) жёлчный пузырь

3) плавательный пузырь

4) хвостовой плавник

А8. К древнейшим людям относят

1) австралопитека

2) кроманьонца

3) неандертальца

4) питекантропа

А9. У человека оплодотворение происходит в (во)

1) влагалище

2) матке

3) маточной трубе

4) яичнике

А10. Центры защитных рефлексов — чихания, кашля, рвоты, моргания — расположены в отделе головного мозга, который обозначен на рисунке буквой



1) А

2) Б

3) В

4) Г

А11. В состав грудной клетки человека НЕ входит (-ят)

1) грудина

2) грудные позвонки

3) ключица

4) рёбра

А12. Человеку с I (0) группой крови можно переливать кровь ... группы.

1) I (0)

2) II (А)

3) III (В)

4) IV (АВ)

А13. В самую крупную артерию кровь поступает из

1) левого желудочка

2) левого предсердия

3) правого желудочка

4) правого предсердия

А14. При физической нагрузке у тренированного человека

1) дыхание становится поверхностным

2) снижается частота и глубина дыхания

3) увеличивается глубина дыхания

4) учащается частота дыхательных движений

А15. Пеллагра — поражение желудочно-кишечного тракта и кожи, развивается при нехватке в пище витамина

1) А

2) С

3) D

4) РР

А16. У пациента Г наблюдается


image109


1) астигматизм

2) близорукость

3) дальнозоркость

4) нормальное зрение

А17. Учёный, который создал теорию функциональных систем и научно обосновал механизм эмоций, — это

1) Анохин П. К.

2) Павлов И. П.

3) Пирогов Н. И.

4) Сеченов И. М.

А18. Статические упражнения, в отличие от динамических, способствуют развитию

1) быстроты движений

2) выносливости организма

3) точности движений

4) целенаправленности движений

А19. При сильных ушибах или ожогах глаз необходимо в первую очередь

1) наложить стерильную повязку и доставить в медицинское учреждение

2) приложить чистый носовой платок, смоченный тёплой водой

3) приложить чистый носовой платок, смоченный холодной водой

4) промыть глаз и наложить чистую сухую повязку

А20. Между росянкой и комаром возникают... взаимоотношения.

1) конкурентные

2) нейтральные

3) паразитические

4) хищнические

А21. В процессе фотосинтеза солнечная энергия превращается в

1) кинетическую

2) механическую

3) тепловую

4) химическую

А22. Минимальная работоспособность у «жаворонков» (кривая а) наблюдается в промежуток между



1) 6—9 ч.

2) 9-12 ч.

3) 18-21 ч.

4) 24-3 ч.

А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.


Представитель

Отряд

крылан

Рукокрылые

землеройка

...


Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?

1) Грызуны

2) Насекомоядные

3) Сумчатые

4) Яйцекладущие

А24. Цветки виктории регии до 40 см в диаметре. Они ароматные, белые, раскрываются вечером. К утру белый цветок розовеет и закрывается. К вечеру цветки опять распускаются, но теперь они уже малиновые. К концу второй ночи цветки становятся фиолетовыми и на рассвете скрываются под водой. Описан ... критерий вида.

1) географический

2) морфологический

3) физиологический

4) экологический


Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Что из ниже перечисленного является примером эмбриологических доказательств эволюции органического мира? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля

2) наличие переходных форм

3) развитие организмов из зиготы при половом размножении

4) существование филогенетических рядов

5) сходство зародышей различных классов позвоночных животных

6) сходство ископаемых и современных организмов

Ответ: _____________________ .

В2. Установите соответствие между при знаком и типом плода. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


ПРИЗНАК

ПЛОД

А) сочный

1) коробочка

Б) многосемянный, невскрываюшийся

2) ягода

В) характерен для белены, дурмана


Г) характерен для паслёна, томата


Д) сухой


Е) многосемянный, вскрывающийся



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В3. Расположите в правильном порядке этапы географического видообразования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отбор особей в новых условиях среды

2) возникновение новых видов

3) расселение на новые территории

4) возникновение подвидов

5) географическая изоляция между популяциями

Ответ: ____________________ .

В4. Вставьте в текст «Экологические группы растений по отношению к воде» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОДЕ

Растения влажных мест обитания, которые не переносят водного дефицита, называются _________ (А). К этой группе относятся, например, кувшинка, стрелолист, тростник. Растения сухих мест обитания, способные переносить перегрев и обезвоживание, — это _________ (Б). К этой группе относятся растения с сочными, мясистыми листьями или стеблями _________ (В), например, кактусы. А также _________ (Г) — растения с жёсткими побегами, например, ковыль, саксаул.

Перечень терминов:

1) мезофиты

2) гигрофиты

3) суккуленты

4) светолюбивые

5) ксерофиты

6) галофиты

7) склерофиты

8) термофилы

Ответ:

А

Б

В

Г






Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. В чём заключается профилактика отравлений ядовитыми растениями?

Прочитайте текст «Виды приспособлений» и выполните задание С2.

ВИДЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Приспособленность — это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора.

Форма тела животных позволяет им легко передвигаться в соответствующей обстановке, делает организмы малозаметными в окружающей среде, например, морской конёк-тряпичник. Маскировка — сходство организма с каким-либо предметом окружающей среды по окраске, форме тела, например, палочник. Покровительственная окраска скрывает организм в окружающей среде, делает его незаметным, например, кузнечик. Расчленяющая окраска — чередование светлых и тёмных полос на теле — создаёт иллюзию чередования света и тени, размывает контуры животного, например, зебра, тигр. Предостерегающая окраска — яркая окраска, указывающая на наличие ядовитых веществ или специальных жалящих органов защиты, на опасность организма для хищника, например, шмель, оса. Мимикрия — подражание незащищённых организмов хорошо защищённым, например, глухая крапива. Приспособительное поведение — повадки, инстинкты, направленные на защиту от врагов и действий факторов среды (угрожающая поза, предупреждающая и отпугивающая врага, замирание, забота о потомстве, запасание корма, постройка гнезда, норы и т.д.).

У растений также выработались приспособления к защите, размножению и распространению: колючки; яркая окраска цветков у насекомоопыляемых растений; разное время созревания тычинок и семязачатков препятствует распространению семян.

Видоизменения у растений — это приспособления к перенесению неблагоприятных условий и вегетативному размножению.

С2. Используя содержание текста «Виды приспособлений» и знания курса, объясните, как растения приспосабливаются к недостатку влаги. Приведите примеры.

С3. Изучите таблицу «Обмен воды». Ответьте на вопросы.


Таблица

Обмен воды


Поступление воды в организм человека

с водой при питье — 1,2 л

с пищей — около 1 л

образование в процессе обмена белков, жиров и углеводов — 0,35 л

Потери воды организмом человека через...

почки - 1,5-1,7 л

потовые железы — 0,5-0,7 л

лёгкие — 0,4 л

кишечник — 0,1-0,15 л


Какое количество воды необходимо человеку в сутки? Объясните, почему. Как изменяется потребность человека в воде зимой по сравнению с летним периодом? Поясните. Какие рекомендации вы можете предложить перед отправлением в длительный поход в летнее время?






Для любых предложений по сайту: [email protected]