ВАРИАНТ 14 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Биология 9-й класс подготовка к ГИА

ВАРИАНТ 14 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Часть 1


При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какой вклад в развитие биологии внёс учёный, изображённый на рисунке?


image111


1) изучал физиологию пищеварения

2) создал учение о биосфере

3) создал учение об эволюции органического мира

4) установил закономерности наследственности

А2. Какой органоид участвует в накоплении и активации ферментов?

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) митохондрия

4) хлоропласт

А3. Какой организм относится к прокариотам?

1) дизентерийный бактериофаг

2) мукор

3) пеницилл

4) стрептококк

А4. Представитель какого отдела царства Растений изображён на рисунке?


image112


1) Водоросли

2) Моховидные

3) Папоротникообразные

4) Покрытосеменные

А5. К какой жизненной форме относятся банан, борщевик, лопух?

1) дерево

2) кустарник

3) кустарничек

4) трава

А6. Цикл развития какого животного изображён на рисунке?



1) бычьего цепня

2) печёночного сосальщика

3) свиного цепня

4) эхинококка

А7. К хрящевым рыбам относится

1) белуга

2) латимерия

3) морской кот

4) налим

А8. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует

1) наличие сводчатой стопы

2) наличие S-образного позвоночника

3) развитое бинокулярное зрение

4) сходство строения и процессов жизнедеятельности

А9. У женщины половые клетки образуются в (во)

1) влагалище

2) матке

3) маточной трубе

4) яичнике

А10. Звено рефлекторной дуги, которое проводит нервный импульс от рецептора к нервному центру, обозначено на рисунке цифрой


image114


1) 1

2) 2

3) 4

4) 5

А11. Кости таза соединены с крестцом

1) с помощью сустава

2) с помощью хрящей

3) с помощью шва

4) путём срастания

А12. Предохранительные прививки проводят с целью выработки у человека... иммунитета.

1) естественного приобретённого активного

2) естественного приобретённого пассивного

3) искусственного активного

4) искусственного пассивного

А13. Во время сердечного цикла сокращение предсердий длится ... с.

1) 0,1

2) 0,3

3) 0,4

4) 0,8

А14. Носовая полость человека обеспечивает

1) защитный рефлекс — кашель

2) защитный рефлекс — чихание

3) образование звуков

4) проведение воздуха в гортань

А15. Регулирует обмен кальция и фосфора, обеспечивает нормальное образование костей и зубов витамин

1) А

2) С

3) D

4) РР

А16. У пациента Б наблюдается повреждение


image115


1) зрительной зоны коры больших полушарий

2) зрительного нерва

3) зрительных рецепторов

4) хрусталика

А17. Учёный, который создал учение о типах высшей нервной деятельности, двух сигнальных системах и динамическом стереотипе,— это

1) Анохин П. К.

2) Павлов И. П.

3) Пирогов Н. И.

4) Сеченов И. М.

А18. В комплекс физических упражнений включают динамические упражнения, так как они развивают

1) быстроту и целенаправленность движений

2) выносливость организма

3) силу

4) способность работать при недостатке кислорода

А19. При повреждении крупных вен пострадавшему необходимо

1) наложить жгут выше места ранения

2) наложить жгут ниже места ранения

3) обработать рану перекисью водорода

4) обработать рану раствором йода

А20. Между дизентерийной палочкой и дизентерийным бактериофагом возникают... взаимоотношения.

1) конкурентные

2) нейтральные

3) паразитические

4) хищнические

А21. Заболачивание почвы после поселения торфяного мха сфагнума характеризует ... функцию живого вещества биосферы.

1) газовую

2) концентрационную

3) средообразующую

4) энергетическую

А22. Изучите диаграмму мирового потребления энергии. Укажите основные источники энергии.



1) нефть, атомная энергия, уголь

2) нефть, атомная энергия, природный газ

3) нефть, природный газ, уголь

4) уголь, атомная энергия, природный газ

А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.


Паразит

Хозяин

эхинококк

человек

...

малый прудовик


Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?

1) аскарида

2) бычий цепень

3) печёночный сосальщик

4) широкий лентец

А24. Цветки виктории регии очень быстро растут и развиваются, и в это время потребляют много кислорода. От усиленного дыхания цветки нагреваются. Их температура на 11 градусов выше температуры окружающего воздуха и на 6 градусов выше температуры воды, в которой растёт виктория. Описан... критерий вида.

1) географический

2) морфологический

3) физиологический

4) экологический


Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Что из ниже перечисленного составляет внутреннюю среду организма человека? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) желудочный сок

2) кровь

3) лимфа

4) межклеточное вещество

5) слюна

6) спинномозговая жидкость

Ответ: _______________________ .

В2. Установите соответствие между железами и их типом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


ЖЕЛЕЗЫ

ТИП

А) гипофиз

1) внешней секреции

Б) половые

2) внутренней секреции

В) потовые

3) смешанной секреции

Г) слюнные


Д) поджелудочная


Е) надпочечники



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В3. Расположите в правильном порядке стадии развития зародыша (на примере ланцетника), начиная с зиготы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) дробление

2) гаструла

3) гисто-и органогенез

4) зигота

5) нейрула

6) бластула

Ответ: ______________________ .

В4. Вставьте в текст «Вещество биосферы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

В. И. Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, включающую наряду с организмами и среду их обитания. Вещество биосферы состоит из нескольких компонентов:

1._________ Совокупность всех живых организмов, населяющих нашу планету, — ___________ (А).

2. ___________ (Б) — совокупность всех неживых тел, образующихся в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов.

3. Совокупность неживых тел, образованных в результате жизнедеятельности живых организмов, — ___________ (В).

4. Совокупность тел, представляющих собой результат совместной деятельности живых организмов и геологических процессов, — ___________ (Г).

Перечень терминов:

1) биокосное вещество

2) живое вещество

3) радиоактивное вещество

4) органическое вещество

5) космическое вещество

6) косное вещество

7) минеральное вещество

8) биогенное вещество

Ответ:

А

Б

В

Г






Часть 3


Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. Какую первую помощь необходимо оказать человеку при отравлении ядовитыми растениями?

Прочитайте текст «Половые клетки» и выполните задание С2.

ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ

Половые клетки — гаметы — формируются у животных в половых железах: у самцов в семенниках образуются сперматозоиды, а у самок в яичниках — яйцеклетки.

Яйцеклетки неподвижны, обычно достигают крупных размеров и содержат запасы питательных веществ. Диаметр яйцеклетки млекопитающих около 0,1 мм; яйцеклетки рыб (икринки) содержат больше питательных веществ и значительно крупнее. Ещё крупнее яйцеклетки у птиц. Яйцеклетки курицы с питательными веществами — желтком — имеет диаметр около 3 см. А самая большая яйцеклетка у сельдевой акулы — её диаметр более 23 см!

Сперматозоиды очень малы и подвижны. У млекопитающих сперматозоид состоит из головки (её длина около 5—10 мкм), шейки и хвостика (их общая длина около 60 мкм). В головке расположено ядро, содержащее гаплоидный набор хромосом. Цитоплазмы в головке очень мало. В шейке находятся небольшое число митохондрий, вырабатывающих энергию для движения сперматозоида, и центриоль, обеспечивающая колебания жгутика, лежащего вдоль оси хвостика.

С2. Используя содержание текста «Половые клетки» и знания курса, объясните, почему яйцеклетки позвоночных имеют неодинаковые размеры, например, яйцеклетки рыб, амфибий, рептилий и птиц довольно крупные, а яйцеклетки млекопитающих мелкие.

С3. Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Ответьте на вопросы.


Таблица

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха


Воздух

Содержание газов (в%)

кислород

углекислый газ

азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,3

4,07

9,7

Альвеолярный

14,2

5,2

80,6


Чем отличается состав альвеолярного воздуха от состава атмосферного воздуха? Почему в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем в альвеолярном? Почему пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание?






Для любых предложений по сайту: [email protected]