ВАРИАНТ 16 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Биология 9-й класс подготовка к ГИА

ВАРИАНТ 16 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Часть 1


При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какой вклад в развитие биологии внёс учёный, изображённый на рисунке?



1) изучал физиологию пищеварения

2) создал учение о биосфере

3) создал учение об эволюции органического мира

4) установил закономерности наследственности

А2. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических?

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) митохондрия

4) хлоропласт

А3. В чём заключается значение лишайников в природе?

1) вызывают заболевания растений

2) очищают воздух

3) участвуют в почвообразовании

4) фиксируют атмосферный азот

А4. Представитель какого класса отдела Покрытосеменных изображён на рисунке?


image123


1) Двудольные

2) Моховидные

3) Однодольные

4) Цветковые

А5. С какой целью при выращивании культурных растений в почву вносят азотные удобрения?

1) повышают холодостойкость растений

2) усиливают рост корней, луковиц и клубней

3) усиливают рост стеблей и листьев

4) ускоряют созревание плодов

А6. Представитель какого типа царства Животных изображён на рисунке?


image124


1) Насекомые

2) Паукообразные

3) Ракообразные

4) Членистоногие

А7. К кистепёрым рыбам относится

1) белуга

2) латимерия

3) морской кот

4) налим

А8. О происхождении человека от животных свидетельствует

1) наличие у человека рудиментов и атавизмов

2) общественный образ жизни

3) питание растительной и животной пищей

4) развитое мышление

А9. У мужчины сперматозоиды формируются в

1) мошонке

2) предстательной железе

3) семенниках

4) семенных пузырьках

А10. Адреналин и норадреналин вырабатываются в

1) гипофизе

2) надпочечниках

3) печени

4) тимусе (вилочковой железе)

А11. Трёхглавая мышца плеча (трицепс) и четырёхглавая мышца бедра по функциям относятся к

1) антагонистам

2) разгибателям

3) сгибателям

4) синергистам

А12. У человека, который переболел корью, вырабатывается ... иммунитет.

1) естественный приобретённый активный

2) естественный приобретённый пассивный

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный

А13. Защитную функцию и уменьшение трения при сокращении сердца выполняет

1) миокард (мышечный слой)

2) перикард (околосердечная сумка)

3) эндокард (эпителиальный слой)

4) эпикард (соединительнотканный слой)

А14. Голосовые связки расположены в

1) гортани

2) носоглотке

3) ротоглотке

4) трахее

А15. Структурной и функциональной единицей почек является

3) почечный каналец

4) почечная капсула

1) капиллярный клубочек

2) нефрон

А16. У пациента В наблюдается повреждение


image125


1) зрительной зоны коры больших полушарий

2) зрительного нерва

3) зрительных рецепторов

4) хрусталика

А17. Безусловные рефлексы, в отличие от условных, характеризуются тем, что они

1) лежат в основе приобретённых умений и навыков

2) не подвержены торможению

3) способствуют выживанию, но не являются жизненно необходимыми

4) формируются в определённых условиях

А18. Бесконтрольное употребление антибиотиков может привести к развитию

1) бациллоносительства

2) дизентерии

3) дисбактериоза

4) язвенной болезни желудка или кишечника

А19. Целостность кости нарушается при

1) вывихе

2) переломе

3) растяжении

4) ушибе

А20. Окраска божьей коровки, осы и пчелы является примером

1) маскировки

2) мимикрии

3) покровительственной окраски

4) предостерегающей окраски

А21. Роль дождевых червей в экосистеме заключается в том, что они являются

1) консументами первого порядка

2) консументами второго порядка

3) продуцентами

4) редуцентами

А22. Изучите график, отражающий выживаемость вида в зависимости от температуры. Определите, при какой температуре наблюдается максимальная выживаемость вида.



1) 5 °С

2) 20 °С

3) 30 °С

4) 35 °С

А23. В приведенной ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.


Организм

Тип нервной системы

...

диффузная

аскарида

стволовая


Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?

1) гилра

2) власоглав

3) рапана

4) таракан

А24. Баобабы растут от юга Мавритании до восточного побережья Африки, от Судана до Южного тропика, а также на Мадейре, на Канарских островах, на островах Индийского океана, на Мадагаскаре и даже на севере Австралии. Описан ... критерий вида.

1) географический

2) морфологический

3) физиологический

4) экологический


Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие функции выполняет тонкий кишечник человека? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) всасывание воды

2) всасывание питательных веществ

3) окончательное переваривание пищи с помощью бактерий

4) полостное пищеварение

5) пристеночное пищеварение

6) формирование каловых масс

Ответ: ___________________ .

В2. Установите соответствие между насекомыми и типом их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


НАСЕКОМОЕ

ТИП РАЗВИТИЯ

А) майский жук

1) с полным превращением

Б) клоп вредная черепашка

2) с неполным превращением

В) комар


Г) саранча


Д) шмель


Е) крапивница



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В3. Расположите в правильном порядке этапы образования тромба в процессе свёртывания крови. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) скопление тромбоцитов у места повреждения сосуда

2) превращение фибриногена в фибрин под воздействием ионов кальция

3) образование тромба

4) уплотнение «пробки» за счёт фибриновых нитей

5) повреждение стенки сосуда

6) образование рыхлой «пробки» из тромбоцитов

Ответ: ________________________ .

В4. Вставьте в текст «Видоизменения корней» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

В связи с изменением функций корня происходит его видоизменение. У свёклы, редьки, моркови в корне накапливаются запасные вещества и вода — это ________ (А). У батата из боковых и придаточных корней образуются ________ (Б). В результате симбиоза бобовых растений и азотфиксирующих бактерий на корнях растений образуются ________ (В). У многих тропических растений образуются ________ (Г), способные поглощать дождевую воду.

Перечень терминов:

1) воздушные корни

2) корни-присоски

3) корневые клубеньки

4) корнеплоды

5) корни-подпорки

6) грибокорень

7) корневые клубни

8) клубни

Ответ:

А

Б

В

Г






Часть 3


Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. В чём заключается профилактика сколиоза (искривления позвоночника)?

Прочитайте текст «Передача возбуждения нервной клеткой» и выполните задание С2.

ПЕРЕДАЧА ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕРВНОЙ КЛЕТКОЙ

Передача возбуждения осуществляется в синапсе — месте соприкосновения нервных клеток друг с другом или с другими клетками (например, мышечными или железистыми).

Воспринимающие информацию клетки обычно имеют много синапсов, иногда до 10000. Через одни из них они получают стимулирующие сигналы, через другие — отрицательные, тормозные. Все эти сигналы суммируются, после чего следует изменение работы.

Существуют три вида синапсов: с химическим, электрическим механизмом передачи возбуждения, а также смешанные синапсы.

Синапсы с химическим механизмом передачи составляют большую часть синоптического аппарата ЦНС высших животных и человека. Передача осуществляется с помощью химического посредника — медиатора, который вырабатывается телом нейрона, транспортируется по аксону и накапливается в пузырьках. При прохождении нервного импульса происходит выброс медиатора, который взаимодействуете белками мембраны соседнего нейрона, и происходит передача нервного импульса.

Синапсы с электрическим механизмом передачи чаще встречаются у низших животных, а у высших широко распространены в сердечной мышце и железах. Между мембранами соседних клеток имеются белковые мостики, через которые происходит передача возбуждающих нервных импульсов без угасания и задержки в обе стороны.

С2. Используя содержание текста «Передача возбуждения нервной клеткой» и знания курса, объясните механизм действия растительного яда кураре, который используют индейцы Южной Америки во время охоты, смазывая им наконечники стрел, для обездвиживания и умерщвления добычи. Ответ обоснуйте.

С3. Изучите таблицу «Средние значения величины пульса до и после нагрузки». Ответьте на вопросы.


Таблица

Средние значения величины пульса до и после нагрузки


Характеристика

Спортсмены

Здоровые нетренированные люди

Люди с нарушениями сердечнососудистой системы

В покое

58

72

80

После нагрузки

70-92

115—130

≥145

Прирост частоты сердечных сокращений, в%

20-59%

60-80%

более 81 %


Каким образом сердечнососудистая система реагирует на нагрузку? О чём свидетельствует прирост частоты сердечных сокращений у различных фупп людей? К каким последствиям приводит недостаточная двигательная активность (гиподинамия)?






Для любых предложений по сайту: [email protected]