ВАРИАНТ 17 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Биология 9-й класс подготовка к ГИА

ВАРИАНТ 17 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Часть 1


При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какой вклад в развитие биологии внёс учёный, изображённый на рисунке?


image127


1) изучал физиологию пищеварения

2) создал учение о биосфере

3) создал учение об эволюции органического мира

4) установил закономерности наследственности

А2. Какой органоид обеспечивает клетку энергией?

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) митохондрия

4) хлоропласт

А3. Как называются бактерии, имеющие шарообразную форму?

1) бациллы

2) вибрионы

3) кокки

4) спириллы

А4. Представитель какого класса отдела Покрытосеменных изображён на рисунке?


image128


1) Двудольные

2) Моховидные

3) Однодольные

4) Цветковые

А5. С какой целью при выращивании культурных растений в почву вносят фосфорные удобрения?

1) повышают холодостойкость растений

2) усиливают рост корней, луковиц и клубней

3) усиливают рост стеблей и листьев

4) ускоряют созревание плодов

А6. Представитель какого типа царства Животных изображён на рисунке?


image129


1) Насекомые

2) Паукообразные

3) Ракообразные

4) Членистоногие

А7. Лёгкие лучше развиты у

1) жаб

2) лягушек

3) тритонов

4) червяг

А8. Головной мозг человека отличается от головного мозга приматов наличием центров

1) бинокулярного зрения

2) кожно-мышечного чувства

3) координации произвольных движений

4) речи

А9. У мужчины яички и их придатки расположены в

1) мошонке

2) предстательной железе

3) семенниках

4) семенных пузырьках

А10. Т-лимфоциты формируются в

1) гипофизе

2) надпочечниках

3) печени

4) тимусе (вилочковой железе)

А11. Двуглавая и трёхглавая мышцы плеча по характеру взаимодействия относятся к

1) антагонистам

2) разгибателям

3) сгибателям

4) синергистам

А12. Дети первого года жизни при грудном вскармливании невосприимчивы к некоторым инфекционным заболеваниям — это ... иммунитет.

1) естественный приобретённый активный

2) естественный приобретённый пассивный

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный

А13. В стенке левого желудочка сердца лучше развит

1) миокард (мышечный слой)

2) перикард (околосердечная сумка)

3) эндокард (эпителиальный слой)

4) эпикард (соединительнотканный слой)

А14. Дыхательные и пищеварительные пути пересекаются в

1) гортани

2) носоглотке

3) ротоглотке

4) трахее

А15. За сутки вторичной мочи образуется

1) 0,5-1,0 л

2) 1,5—2,0 л

3) 2,0-3,0 л

4) до 170 л

А16. На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового и больных пациентов. Укажите, у кого из пациентов повреждён зрительный нерв.


image130


1) А

2) Б

3) В

4) Г

А17. Мышление, которое позволяет человеку устанавливать общие закономерности развития природы и общества, обобщённо решать мыслительные задачи, называется

1) абстрактным

2) образным

3) практически действенным

4) словесно-логическим

А18. Подросткам не рекомендуют носить узкую и тесную обувь или обувь на высоком каблуке, так как это может привести к развитию

1) гипертонии

2) гиподинамии

3) плоскостопия

4) сколиоза

А19. При открытом переломе костей голени пострадавшему необходимо в первую очередь

1) вправить кости

2) вызвать «Скорую помощь»

3) наложить шину

4) остановить кровотечение

А20. Приведённые в таблице виды растений, которые шведский ботаник К. Линней использовал для создания цветочных часов, иллюстрируют


Виды растений

Время (часы суток)

раскрытия цветков

закрытия цветков

Козлобородник луговой

3-5

9-10

Гвоздика сизая

8

13

Торичник полевой

9-10

14-15

Мак исландский

5

19

Цикорий

4-51

0

Ястребинка обыкновенная

6-7

14

Одуванчик

5-6

8-10

Красноднев рыжий

5

19-20

Пузырник

6-7

16

Кувшинка белая

7

17

Осот

5

12

Календула полевая

9-10

12


1) годовые ритмы

2) сезонные ритмы

3) суточные ритмы

4) фотопериодизм

А21. Потребителем первого порядка является

1) землеройка

2) комар

3) саранча

4) скопа

А22. Изучите показатели таблицы, отражающие изменение кровяного давления с возрастом. Определите зависимость между возрастом человека и артериальным давлением.


Возраст, год

Кровяное (артериальное) давление

Систолическое

Диастолическое

1

95

65

10

103

70

20-24

120

75

40-44

129

80

60-64

144

85

80-84

150

82


1) с возрастом артериальное давление снижается

2) с возрастом артериальное давление повышается

3) изменений артериального давление с возрастом не происходит

4) изменения артериального давления происходят случайно и не зависят от возраста

А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.


Организм

Запасной углевод

растение

крахмал

животное

...


Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?

1) гликоген

2) глюкоза

3) муреин

4) хитин

А24. Самец новогвинейского шалашника строит гнездо в виде изящной беседки, перед которой разбрасывает ковер из диких роз и посыпает его яркими плодами, пёстрыми лентами, блестящими предметами. Найдя самку, заманивает её к беседке и начинает демонстрировать своё богатство. То один цветок поднесёт, то другой, то раковину, то яркий лоскут. Кланяется, пританцовывает, замирает и всеми возможными средствами приглашает самку к шалашу. Описан ... критерий вида.

1) географический

2) морфологический

3) физиологический

4) этологический


Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие из перечисленных желез относятся к железам внешней секреции? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) кишечные

2) надпочечники

3) паращитовидные

4) половые

5) потовые

6) слюнные

Ответ: ___________________ .

В2. Установите соответствие между растениями и классами. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


РАСТЕНИЯ

КЛАССЫ

А) овёс

1) Однодольные

Б) вишня

2) Двудольные

В) фасоль


Г) подорожник


Д) чеснок


Е) тюльпан



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В3. Расположите в правильном порядке этапы развития лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) головастик

2) появление задних конечностей

3) появление передних конечностей

4) исчезновение хвоста

5) яйцо (икринка)

Ответ: ______________________ .

В4. Вставьте в текст «Строение листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ ЛИСТА

На нижней поверхности листа располагается множество устьиц, которые обеспечивают __________ (А) и __________ (Б). Каждое устьице состоит из 2-х____ (В), между которыми находится __________ (Г). При высоком тургорном давлении устьице открыто, при низком — закрыто.

Перечень терминов:

1) транспирация

2) волокна

3) транскрипция

4) устьичная щель

5) дыхание

6) клетки-замыкатели

7) межклетник

8) газообмен

Ответ:

А

Б

В

Г






Часть 3


Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. В чём заключается вред плоскостопия для организма человека?

Прочитайте текст «Иммунитет» и выполните задание С2.

ИММУНИТЕТ

Иммунитет — способность организма защищаться от проникающих в него инфекционных агентов и генетически чужеродных объектов. Такие попавшие в организм генетически чужеродные тела называют антигенами.

Иммунитет имеет два механизма: фагоцитоз — захват и переваривание чужеродных тел и выработка антител. Антитела — вещества белковой природы, вырабатываемые В-лимфоцитами. Т-лимфоциты обнаруживают вирусы, бактерии, опухолевые клетки и другие генетически инородные тела, сигнализируют В-лимфоцитам о появлении этих объектов. Антитела связываются с антигенами и обезвреживают их. Комплекс «антиген — антитело» становится доступным для фагоцитоза.

Существует два вида иммунитета: естественный — формируется самим организмом, без вмешательства; искусственный — формируется в ответ на введение в организм специфических препаратов. Естественный иммунитет может быть врождённым и приобретённым.

Врождённый иммунитет — это невосприимчивость к заболеваниям, поражающим организмы других видов, обеспеченная наличием в организме готовых антител (человек не болеет чумой животных); обусловлен передачей готовых антител от матери ребёнку через плаценту и при грудном вскармливании; он сохраняется пожизненно и передаётся по наследству.

Приобретённый иммунитет вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания. Такой иммунитет является стойким, сохраняется годами, но вырабатывается не от всех заболеваний.

Искусственный иммунитет может быть активным и пассивным. Искусственный активный иммунитет появляется после прививки — введения в организм ослабленных или мёртвых возбудителей болезни (вакцина). Такой иммунитет сохраняется долго. Искусственный пассивный иммунитет заключается во введении заболевшему человеку лечебной сыворотки — препарата готовых антител против возбудителя болезни. Иммунитет нестойкий, сохраняется в течение 4—6 недель, на протяжении которых антитела постепенно разрушаются.

С2. Используя содержание текста «Иммунитет» и знания курса, объясните, почему операции по пересадке органов заканчиваются неудачей.

С3. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.


Таблица

Влияние основных факторов на здоровье человека (в процентах)


Факторы, влияющие на здоровье человека

Влияние факторов на здоровье человека, в%

Образ жизни человека

50%

Социальные условия

17-20%

Природные условия

17-20%

Наследственность

17-20%

Здравоохранение

8—9%


От чего зависит здоровье человека? Дайте определение понятия «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье человека и образ жизни?






Для любых предложений по сайту: [email protected]