ВАРИАНТ 8 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год

ВАРИАНТ 8 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Часть 1

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Объекты изучения какой из перечисленных наук находятся на доклеточном уровне организации живого?

1) анатомия

2) экология

3) молекулярная биология

4) эмбриология

Ответ: [ ]

2. Как формулируется одно из положений клеточной теории?

1) Клетки организма выполняют сходные функции.

2) Клетки организмов отличаются друг от друга размерами.

3) Клетки разных организмов сходны по своему строению.

4) Клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов.

Ответ: [ ]

3. Дрожжи используются человеком при

1) хлебопечении      .

2) получении сыров

3) квашении капусты     .

4) приготовлении кисломолочных продуктов

Ответ: [ ]

4. Корневище — видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище

1) главного корня      .

2) плёнчатых чешуек

3) плоского стебля — донца .

4) механических волокон

Ответ: [ ]

5. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности строения

1) семени

2) корней

3) листьев

4) цветка

Ответ: [ ]

6. Почему паразитические черви не перевариваются в пищеварительной системе человека?

1) На их покровы не действуют пищеварительные ферменты.

2) В среде, где они обитают, обычно отсутствует воздух.

3) У них имеются органы прикрепления.

4) Они не имеют питательных веществ.

Ответ: [ ]

7. Представитель какого типа царства Животные изображён на рисунке?

1) Круглые черви.

2) Плоские черви.

3) Моллюски

4) Кишечнополостные

Ответ: [ ]

8. Как и у всех хордовых, у человека

1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка

2) формируется внутренний хрящевой скелет

3) имеются грудная и брюшная полости тела

4) имеется грудобрюшная перегородка — диафрагма

Ответ: [ ]

9. Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

1) двигательных нейронах     .

2) нервных центрах

3) рецепторах      .

4) коре больших полушарий

Ответ: [ ]

10. В костях ребёнка по сравнению с костями пожилого человека

1) больше минеральных солей

2) меньше органических веществ

3) поровну минеральных солей и органических веществ

4) больше органических веществ

Ответ: [ ]

11. Какой процесс жизнедеятельности клетки изображён на рисунке?

1) биосинтез

2) фагоцитоз

3) выделение

4) фотосинтез

Ответ: [ ]

12. Газообмен в артериях и венах не происходит из- за того, что

1) они выстланы эпителиальной тканью

2) давление крови в них недостаточно

3) кровь течёт с большой скоростью

4) они имеют толстые и многослойные стенки

Ответ: [ ]

13. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки?

1) участвуют в образовании витаминов

2) усиливают скорость продвижения пищи во время переваривания

3) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с веществами

4) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества

Ответ: [ ]

14. Какое образование кожи выполняет выделительную функцию?

1) эпидермис      .

2) потовые железы

3) сальные железы      .

4) подкожная жировая клетчатка

Ответ: [ ]

15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

1) свет

2) звук

3) растворённое вещество

4) прикосновение

Ответ: [ ]

16. Важнейшая функция речи — это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) выражение смысла явлений, событий

4) выражение человеком своих потребностей

Ответ: [ ]

17. Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

1) регулярное поднятие тяжёлых предметов

2) длительное пребывание на ногах

3) ношение узкой обуви

4) хождение босиком по неровной поверхности

Ответ: [ ]

18. Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, — это

1) пищевая цепь      .

2) экосистема

3) круговорот веществ     .

4) продуцент

Ответ: [ ]

19. Выберите утверждение, соответствующее эволюционным представлениям.

1) В процессе эволюции просто устроенные организмы всегда погибают.

2) В среде, где много пищи, но нет врагов, происходит усложнение организма.

3) Направляющим фактором эволюции является естественный отбор.

4) Бесполое размножение эволюционно возникло позже полового.

Ответ: [ ]

20. Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у — масса головного мозга (в г).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость на указанном отрезке жизни?

Масса головного мозга человека от рождения до 22 лет

1) в первые годы жизни резко растёт, а потом рост становится плавным

2) плавно растёт на данном отрезке жизни

3) в первые годы жизни резко растёт, а потом остаётся постоянной

4) в первые годы жизни плавно растёт, после чего плавно снижается

Ответ: [ ]

21. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

Группа 1

Группа 2

Хламидомонада

Кукушкин лён

Улотрикс

Хвощ полевой

Ламинария

Ряска

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений на группы?

1) среда обитания      .

2) источник питания для человека

3) способ питания растений

4) способность деления тела на части

Ответ: [ ]

22. Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека?

А. Нервные узлы — это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от органов чувств в спинной мозг.

1) верно только А      .

2) верно только Б

3) верны оба суждения     .

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.

23. Выберите три характеристики отдела Голосеменные. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) есть водные и наземные представители

2) имеют цветки

3) спорангии находятся на чешуях шишки

4) семяпочка не прикрыта защитными оболочками

5) бывают древовидными и травянистыми

6) большинство — вечнозелёные растения

Ответ: [ ] [ ] [ ]

24. Осот полевой известен как сорняк, бороться с которым сложно из-за стебля и листьев, покрытых колючками, плодов, переносимых ветром, а также хорошо развитого корневища.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию признаков растения.

1) Осот имеет стержневую корневую систему.

2) Осот может образовывать заросли.

3) Растение используется в корм скоту.

4) Растение хорошо растёт на обрабатываемых человеком почвах.

5) Семена распространяются далеко от места произрастания.

6) У осота цветки собраны в соцветие корзинку.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ: [ ] [ ] [ ]

25. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС

ОРГАНОИД

A) Присоединение углекислого газа к органическому соединению

Б) Образование пептидной связи

B) Спаривание нуклеотидов

Г) Синтез АТФ

Д) Разложение молекулы воды на кислород и водород

Е) Отсоединение аминокислоты от тРНК

1) Хлоропласт

2) Рибосома

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

26. Установите последовательность таксономических единиц в классификации волка, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Псовые      .

2) Хордовые      .

3) Млекопитающие

4) Животные

5) Хищные      .

6) Волки

Ответ: [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

27. Вставьте в текст “Хордовые” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённое ниже поле ответов.

ХОРДОВЫЕ

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа ____ (А). Развитие двух пар конечностей, позвоночник, формирующийся на месте хорды, определяют принадлежность человека к подтипу ____ (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, ____ (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу ____ (Г).

Перечень терминов:

1) копчиковые

2) Позвоночные

3) позвоночник

4) Хордовые

5) млечные

6) Млекопитающие

7) Членистоногие

8) Однопроходные

Ответ:

28. Рассмотрите фотографию лошади породы кабардинская. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: постановка головы; форма головы; форма спины; расположение запястья передней конечности; постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.

А. Постановка головы

Б. Форма головы (по профилю)

Если линия профиля от переносицы до ноздрей без вогнутых линий.

Если линия профиля от переносицы до ноздрей с вогнутыми линиями.

В. Форма спины

Г. Расположение запястья передней конечности

(относительно линии, соединяющей середину локтя с задней частью копыта)

Д. Постановка задних конечностей

(относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)

Если линия проходит или почти проходит через крайнюю точку задней поверхности путового сустава.

Если линия не проходит через крайнюю точку задней поверхности путового сустава.

Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:

Часть 2

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т. е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей — гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

Особый отдел составляют лишайники — комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы — кусочками слоевища или группами клеток, оплетённых гифами.

29. Используя содержание текста “Грибы и лишайники”, ответьте на следующие вопросы.

1) Почему лишайники называют комплексными организмами?

2) Какие особенности жизнедеятельности животных можно наблюдать и у грибов?

3) Какое значение для лишайника имеют его водоросли и цианобактерии?

30. Пользуясь таблицей “Наследование групп крови ребёнком”, ответьте на вопросы.

Таблица

Наследование групп крови ребёнком

1. Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?

2. Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей?

(Укажите любые четыре пары вариантов.)

3. Ребёнок с какой группой крови является универсальным донором?

31. 11-летний Николай в зимние каникулы посетил Санкт-Петербург. Перед экскурсией в Петропавловскую крепость он решил перекусить в местном кафе быстрого питания.

Используя данные таблиц к пункту “Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания”, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Николай питается четыре раза в день.

Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков.

При выборе учтите, что Николай обязательно закажет сладкий сильногазированный напиток.

В ответе укажите: калорийность второго завтрака при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество жиров в нём.

32. Почему витамины обязательно должны входить в пищевой рацион человека? Назовите не менее двух функций витаминов в организме человека.






Для любых предложений по сайту: [email protected]