ВАРИАНТ 9 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год

ВАРИАНТ 9 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Часть 1

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Роль клеточной теории в биологической науке заключается в

1) том, что учёные стали активно использовать микроскоп в своих исследованиях

2) выяснении механизмов деления клеток

3) обобщении знаний о единстве строения организмов

4) открытии самой клетки

Ответ: [ ]

2. Какой органоид изображён на рисунке?

1) хлоропласт

2) ЭПС

3) митохондрия

4) вакуоль

Ответ: [ ]

3. Организм многоклеточного животного отличается от многоклеточного растительного организма способностью к

1) нервной регуляции      .

2) движению и росту

3) половому размножению     .

4) обмену веществ и превращению энергии

Ответ: [ ]

4. Основная роль листьев в жизни растений —

1) дыхание      .

2) запасающая

3) фотосинтезирующая      .

4) вегетативное размножение

Ответ: [ ]

5. У папоротников из зиготы развивается

1) коробочка со спорами     .

2) заросток      .

3) листостебельное растение

4) семя

Ответ: [ ]

6. Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?

1) хвост

2) брюшко

3) головогрудь

4) грудь

Ответ: [ ]

7. Среди беспозвоночных животных тип Моллюски по числу видов уступает только типу

1) Членистоногие      .

2) Круглые черви

3) Хордовые      .

4) Плоские черви

Ответ: [ ]

8. Почему полезно грудное вскармливание ребёнка?

1) в молоке присутствует резус-фактор

2) с молоком поступают антитела

3) с молоком поступают антибиотики

4) в молоке содержатся вакцины

Ответ: [ ]

9. Какой отдел головного мозга обеспечивает координацию и точность движений?

1) продолговатый      .

2) промежуточный

3) средний      .

4) мозжечок

Ответ: [ ]

10. Какие кости соединены подвижно?

1) плечевая—локтевая      .

2) рёбра—грудина      .

3) лобная—теменная

4) копчиковая—крестец

Ответ: [ ]

11. У человека, страдающего малокровием, в крови понижено содержание

1) гормоно.

2) ферментов      .

3) плазмы .

4) эритроцитов

Ответ: [ ]

12. Какой сосуд изображён на рисунке?

1) артерия

2) вена

3) капилляр

4) лимфатический

Ответ: [ ]

13. Что способствует увеличению жизненной ёмкости лёгких?

1) растяжимость лёгочной ткани

2) активизация гуморальной регуляции

3) развитие межрёберных мышц и диафрагмы

4) увеличение скорости движения крови

Ответ: [ ]

14. Частью какой системы органов человека является почка?

1) половой      .

2) выделительной

3) пищеварительной .

4) кровеносной

Ответ: [ ]

15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

1) свет

2) звук

3) вкус

4) запах

Ответ: [ ]

16. Холерик — это один из типов темперамента, для которого характерны

1) подвижность, возбудимость, страстность и энергичность

2) чувствительность, спокойствие, устойчивость и доверчивость

3) работоспособность, терпеливость, выдержанность и малоэмоциональность

4) высокочувствительность, обидчивость, необщительность и робость

Ответ: [ ]

17. Какую из перечисленных манипуляций относят к комплексу сердечно-лёгочной реанимации?

1) измерение артериального давления

2) наложение на рану стерильной повязки

3) искусственная вентиляция лёгких

4) вызов скорой помощи

Ответ: [ ]

18. Взаимоотношения между организмами, при которых группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связаны друг с другом отношениями пища—потребитель, — это

1) круговорот веществ     .

2) продуцент

3) экосистема      .

4) пищевая цепь

Ответ: [ ]

19. Широкому распространению цветковых растений способствовало

1) образование плодов и семян

2) увеличение продолжительности жизни

3) формирование вегетативных органов

4) появление пластид в клетке

Ответ: [ ]

20. Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у — доля сохранившейся в памяти информации (в %).

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале от 24 до 40 часов? Значения кривой в данном интервале

1) сначала очень резко снижаются, а затем снижение происходит плавно

2) не изменяются

3) сначала очень резко снижаются, а затем не изменяются

4) плавно снижаются

Ответ: [ ]

21. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

трахея

...

чувствительный нейрон

проведение нервного импульса

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) звукообразование      .

2) газообмен

3) образование АТФ      .

4) проведение воздуха

Ответ: [ ]

22. Верны ли следующие суждения о кишечнополостных животных?

А. Для кишечнополостных животных характерно внутриполостное и внутриклеточное переваривание пищи.

Б. Кишечнополостные животные способны к регенерации.

1) верно только А      .

2) верно только Б

3) верны оба суждения     .

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.

23. Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ослабление сердечных сокращений

2) усиление желудочного сокоотделения

3) усиление сердечных сокращений

4) ослабление волнообразных движений кишечника

5) уменьшение потоотделения

6) учащение дыхательных движений

Ответ: [ ] [ ] [ ]

24. Пырей ползучий известен как злостный сорняк, с которым трудно бороться из-за хорошо развитого корневища.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию признаков растения.

1) Пырей можно встретить в полях и на огородах.

2) Растение зимует под слоем снега.

3) Пырей способен к вегетативному размножению.

4) Растение относится к семейству Злаковые (Мятликовые).

5) Пырей служит кормом для скота.

6) Питательные вещества пырей откладывает в подземные побеги.

Ответ: [ ] [ ] [ ]

25. Установите соответствие между структурой и отделом нервной системы, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СТРУКТУРА

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

A) нервные узлы

Б) спинномозговые нервы

B) черепные нервы

Г) продолговатый мозг

Д) нервные сплетения

Е) средний мозг

1) центральная нервная система

2) периферическая нервная система

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

26. Установите последовательность движения крови в большом круге кровообращения, начиная от левого желудочка. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) аорта

2) капилляры

3) артерия

4) правое предсердие

5) нижняя полая вена

Ответ: [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

27. Вставьте в текст “Состав крови” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённое ниже поле ответов.

СОСТАВ КРОВИ

Кровь млекопитающих состоит из жидкой части — ____ (А) и форменных элементов, выполняющих разнообразные функции. Так, транспорт газов обеспечивают самые многочисленные клетки крови — ____ (Б), имеющие форму двояковогнутых дисков, внутри которых содержится белок ____ (В). Другие форменные элементы — ____ (Г) участвуют в образовании иммунитета.

Перечень терминов:

1) сыворотка

2) антитело

3) эритроцит

4) меланин

5) плазма

6) гемоглобин

7) тромбоцит

8) лейкоцит

Ответ:

28. Рассмотрите фотографии собаки породы скотч-терьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи

(пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:

Часть 2

Для выполнения заданий 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ВОДОРОСЛИ

Водоросли, как правило, обитают в воде, где составляют основную массу растительности. Их клетки состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид, именуемых хроматофорами. У большинства водорослей хроматофоры зелёного цвета из-за содержащегося в них хлорофилла. Они выполняют роль хлоропластов. Кроме хлорофилла, хроматофор может содержать пигменты оранжевого, жёлтого, синего, красного и бурого цвета, часто маскирующие зелёную окраску водорослей. В связи с этим водоросли имеют самую различную окраску, что обеспечивает наилучшее улавливание света на различных глубинах.

Способы размножения у водорослей очень разнообразны. Бесполое размножение осуществляется почкованием, делением клетки надвое, отделением частей от слоевища. Образование спор осуществляется в специальных органах — спорангиях или внутри вегетативной клетки. Чаще всего образуются подвижные споры — зооспоры.

Половое размножение осуществляется посредством половых клеток — гамет, которые, сливаясь попарно, образуют зиготу. После периода покоя зигота прорастает, образуя зооспоры или новое растение. У морских водорослей зигота прорастает без периода покоя.

Для большинства водорослей установлено, что развитие спор и гамет зависит от условий внешней среды. Если они благоприятны, водоросли размножаются бесполым путём; в неблагоприятных же условиях образуются гаметы.

Водоросли играют огромную роль в образовании органического вещества и выделении кислорода в атмосферу планеты. Из морских водорослей получают в промышленных масштабах бром и иод, агар-агар, а также альгиновую кислоту, которую используют для получения пластика и непромокаемых тканей.

29. Используя содержание текста “Водоросли”, ответьте на следующие вопросы.

1. Каковы особенности клеточного строения водорослей?

2. В чём различие полового и бесполого размножения водорослей?

3. В морях красные водоросли встречаются на больших глубинах, чем бурые. Причём чем больше глубина, тем водоросли краснее. Как можно объяснить такое явление?

30. Пользуясь таблицей “Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”, ответьте на вопросы.

Таблица

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Воздух

Содержание газов, в %

Кислород

Углекислый газ

Азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,30

4,00

79,70

Альвеолярный

14,20

5,20

80,60

1. Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?

2. Концентрация какого газа изменяется максимально в процессе дыхания?

3. Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?

31. 16-летний Иван в каникулы посетил Астрахань. Перед экскурсией в Астраханский кремль он перекусил в местном кафе быстрого питания.

Используя данные таблиц к пункту “Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания”, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Иван питается четыре раза в день.

Предложите ему оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков.

При выборе учтите, что Иван обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри.

В ответе укажите: калорийность второго завтрака при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество белков в нём.

32. Назовите два внешних признака того, что в рационе человека недостаточно белка.






Для любых предложений по сайту: [email protected]