Гидролиз органических веществ - ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ. РАСТВОРЫ. ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАСТВОРАХ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока - химия

Поурочные разработки по химии 11 класс

Гидролиз органических веществ - ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ. РАСТВОРЫ. ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАСТВОРАХ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока - химия

Цели урока: обобщить сведения о гидролизе органических веществ; на основании понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ; расширить представление о значении гидролиза органических веществ в живой природе и жизни общества.

Основные понятия: гидролиз, сложные эфиры, углеводы, белки-биополимеры, аденозинтрифосфорная кислота, аминокислоты.

Оборудование для эксперимента: в пробирках № 1, 2, 3 — растворы солей Na23, ZnCl2, NaNО3; индикаторы: универсальный индикатор, фенолфталеин, синий лакмус, метилоранж.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок комбинированный. На уроке предусмотрен опрос, эксперимент учащихся в момент монологического ответа. При изучении нового материала предусмотрена работа с учебником, составление таблицы в тетради.


II. Проверка знаний учащихся

1. Монологический ответ учащихся у доски с выполнением эксперимента. Определить реакцию среды растворов солей Na23; XnCl2; NaNО3 индикаторами. Дать обоснованный ответ.

2. Домашнее задание № 3 (две соли).

3. Домашнее задание № 4 (две соли).

Все остальные учащиеся обсуждают выполнение задания № 5.

По окончании проверки домашнего задания предложить учащимся вопрос теста ЕГЭ:

1) Водные растворы какой пары солей имеют одинаковую реакцию (кислотную, щелочную, нейтральную)?

2) Установите соответствие между растворенным веществом и pH раствора:

1. Слабо щелочная

2. Сильно кислотная

3. Нейтральная

4. Слабо кислотная

5. Сильно щелочная


Ответы на вопросы проверки знаний

Задание № 1. Эксперимент. Оформление в виде таблицы.



Na2SO3

ZnCl2

NaNO3

Кислота

Слаб, к-та

Силь. к-та

Силь. к-та

Основание

Сильн. осн-е

Слаб. осн-е

Сильн. осн-е

Сравнить Кд

Кд кисл < Кд осн

Кд кисл > Кд осн

Кд кисл = Кд осн

pH

pH > 7

pH < 7

pH = 7

Среда

Сильнощелочн.

Кислотная

Нейтральная

Универсальный индикатор

Синий

Розовый

Зеленый

Фенолфталеин

Малиновый

-

Синий лакмус

Синий

Красный

Фиолетовый

Метилоранж

Желтый

Розово-красный

Оранжевый


Учитель анализирует правильность выполнения и оформления эксперимента, предупреждает, что на следующем уроке будет практическая работа по теме «Гидролиз. Реакции ионного обмена».

Задание № 2. Гидролизу по катиону подвергаются соли, образованные слабым основанием, сильной кислотой. Из предложенных солей это Cu(NO3)2, NH4NO3, NiSO4:

Задание № 3. Гидролизу по аниону подвергаются соли, образованные сильным основанием, слабой кислотой. Из предложенных солей это — Na23, К(НСОО):

Задание № 4



SrCl2

Rb2SiO3

Соl2

ВаВr2

Fe(NO3)2

АlВr3

Li2CO3

Nal

KNO3

К-та

Сильн.

Слаб.

Сильн.

Сильн.

Сильн.

Сильн.

Слаб.

Сильн.

Сильн.

Осн-е

Сильн.

Сильн.

Слаб.

Сильн.

Слаб.

Слаб.

Сильн.

Сильн.

Сильн.

pH

7

> 7

< 7

7

< 7

< 7

> 7

7

7

Среда

Нейтр.

Щелоч.

Кисл.

Нейтр.

Кисл.

Кисл.

Щелоч.

Нейтр.

Нейтр.

Син. лакмус

Фиол.

Син.

Красн.

Фиол.

Красн.

Красн.

Фиол.

Фиол.

Фиол.


Соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами, не подвергаются гидролизу. Среда в этих растворах нейтральная.


Задания тестов ЕГЭ

1. Водные растворы веществ пары № 1 имеют нейтральную реакцию растворов, т. к. сами образованы сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиза нет. KNO3 (КОН, HNO3), NaCl(NaOH, HCl). Если рассмотреть пары:

№ 2. Na2CO3, FeCl3, то в растворе:

Na2CO3 — щелочная среда,

FeCl3 — кислотная среда.

№ 3. Na2SO4, Cu(NO3)2:

Na2SO4 — нейтральная среда,

Cu(NO3)2 — кислотная среда.

№ 4. ВаВr2, АlВr3:

ВаВr2 — нейтральная среда,

АlВr3 — кислотная среда.

2. Слабо щелочная — раствор NH3; 1—Г;

Сильно кислотная — раствор H2SO4; 2—Д;

Нейтральная — раствор Ba(NO3)2; 3—В;

Слабо-кислотная — раствор NH4Cl; 4—Б;

Сильно щелочная — раствор КОН; 5—А.


III. Изучение нового материала

Работа учащихся с текстом § 16 с. 158—161 и заполнение таблицы «Гидролиз органических соединений и его практическое значение».

Таким образом, гидролиз характерен и для большинства органических веществ — это их важнейшее органическое свойство. Однако в этих случаях вода — реагент, и не обязательно один из продуктов — слабый электролит, как при гидролизе неорганических веществ, и не всегда изменяется среда раствора.

Гидролиз органических веществ также процесс обратимый, возможно наступление химического равновесия, и необходимо знать условия его смещения по принципу Ле Шателье.

Следует помнить, что изучение теоретических основ гидролиза требует знаний не только ранее изученных вопросов курса химии, но и вопросов курса биологии, особенно обмен веществ в живом организме.


IV. Домашнее задание

§ 16, подготовка к практической работе, повторение § 15, № 7, 8, 11, 12.


Органические соединения

Уравнение гидролиза

Практическое применение

Галогеналканы

Получение спирта. Присутствие щелочи смещает равновесие вправо, идет связывание HCl

Сложные эфиры

Среда кислая (неорганическая кислота). Для смещения равновесия вправо гидролиз ведут в присутствии щелочи с образованием соли карбоновой кислоты и спирта

Щелочное окисление в промышленности

Жир сложного эфира высших карбоновых кислот и глицерина.

1811 г. Э. Шеврель


В живом организме гидролиз жира — ферментативный процесс.

Производство мыла, глицерина








В живом организме синтезируется жир, соответственный данному организму, и затем участвует в обменном процессе.

Углеводы. Крахмал



Обмен углеводов (см. учебник биологии):

В живом организме гидролиз ферментативный. Схема 4, с. 161 учебника.



Глюкоза — важнейший энергетический материал в живом организме








В промышленности продукты гидролиза: декстрины, мальтоза, глюкоза. Патока — смесь декстринов, мальтозы, глюкозы. Кондитерская пром-ть. Декстрины обладают клеющим действием. С ними связано появление корочки на хлебе, жареном картофеле; при накрахмаливании и глажении белья — плотной пленки

Целлюлоза (отходы лесозаготовок): опилки, стружка; непищевое сырье — отходы переработки с/х культур: солома, шелуха и т. д.

Получают глицерин, этиленгликоль, кормовые дрожжи; сорбит, этиловый спирт

Биополимеры — белки (обмен белков; см. учебник биологии)

В организме гидролиз до аминокислот, которые участвуют в синтезе белков, свойственных данному организму.

Источник энергии в организме

Гидролиз АТФ (аденозинтрифосфорная кислота)







Для любых предложений по сайту: [email protected]