Магний и щелочноземельные металлы - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения

Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки

Магний и щелочноземельные металлы - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:

а) стронций, бериллий;

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 3 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева.

Запишите и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения размеров их атомов.

Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.


Таблица 3


38 Sr


12 Mg


4 Be


56 Ва


20 Са


Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3*. Назовите как можно больше аналогов для каждого из предложенных в задании веществ, сходных с ними по различным существенным признакам:

а) кальций;

б) оксид кальция;

в) гидроксид кальция;

г) карбонат кальция.

Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учетом какого признака заданного вещества они подбирались.

4*. Перечислите как можно больше вариантов химических реакций (для каждого из веществ), с помощью которых получают:

а) оксид кальция;

б) гидроксид кальция;

в) карбонат кальция.

Назовите признаки и условия проведения записанных реакций. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

5*. В таблице 4 записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:

а) от кальция до карбоната кальция;

б) от гидроксида кальция до карбоната кальция;

в) от карбоната кальция до оксида углерода (IV).

Покажите как можно больше возможных путей.


Таблица 4


Хлорид кальция

Оксид кальция

Нитрат кальция

Оксид углерода (IV)

Кальций

Гидроксид кальция

Карбид кальция

Карбонат кальция

Гидрокарбонат кальция


Запишите уравнения реакций по составленным вами схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

6. Найдите в тексте 2 формулы солей, образованных металлами второй группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и выпишите их. Назовите их. Для чего используют эти вещества?

Текст 2

image75

7. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства соединений кальция, в круг 2 — качественные реакции на катионы. Подумайте, в какой из кругов должны входить уравнения реакций:

image76


image74


Впишите в круги номера соответствующих уравнений реакций.

Напишите полное и сокращенное ионное уравнение для реакции из области пересечения.

Назовите признаки и условия проведения рассмотренных реакций.

8. Определите, для чего используется каждое из веществ, приведенных в таблице 5. Сумма номеров клеток правильных ответов будет равна относительной атомной массе магния.

Попробуйте составить самостоятельно аналогичное задание, используя при этом знания об областях применения солей щелочноземельных металлов.


Таблица 5


Вещество

Область применения

В строительстве

Реактив на оксид углерода(IV)

Очистка свекловичного сока

Гашеная известь

2

7

3

Известковая вода

6

10

1

Негашеная известь

4

9

12

Известковое молоко

11

5

8


9. Заполните конкретными примерами веществ, образованных кальцием, схему 2, отражающую классификацию неорганических веществ.


Схема 2


Определите основание классификации.

10. В текстах скольких заданий этой темы слово «кальций» используется для обозначения:

а) химического элемента; б) простого вещества?

11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с магнием и щелочноземельными металлами и их соединениями.






Для любых предложений по сайту: [email protected]