Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Магний и щелочноземельные металлы - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения
1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:
а) стронций, бериллий;

Допишите по два примера к каждой группе.
2. В таблице 3 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева.
Запишите и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения размеров их атомов.
Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.
Таблица 3
| 38 Sr | 12 Mg | |
| 4 Be | ||
| 56 Ва | 20 Са | 
Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?
3*. Назовите как можно больше аналогов для каждого из предложенных в задании веществ, сходных с ними по различным существенным признакам:
а) кальций;
б) оксид кальция;
в) гидроксид кальция;
г) карбонат кальция.
Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учетом какого признака заданного вещества они подбирались.
4*. Перечислите как можно больше вариантов химических реакций (для каждого из веществ), с помощью которых получают:
а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) карбонат кальция.
Назовите признаки и условия проведения записанных реакций. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.
5*. В таблице 4 записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:
а) от кальция до карбоната кальция;
б) от гидроксида кальция до карбоната кальция;
в) от карбоната кальция до оксида углерода (IV).
Покажите как можно больше возможных путей.
Таблица 4
| Хлорид кальция | Оксид кальция | Нитрат кальция | 
| Оксид углерода (IV) | Кальций | Гидроксид кальция | 
| Карбид кальция | Карбонат кальция | Гидрокарбонат кальция | 
Запишите уравнения реакций по составленным вами схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.
6. Найдите в тексте 2 формулы солей, образованных металлами второй группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и выпишите их. Назовите их. Для чего используют эти вещества?
Текст 2

7. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства соединений кальция, в круг 2 — качественные реакции на катионы. Подумайте, в какой из кругов должны входить уравнения реакций:


Впишите в круги номера соответствующих уравнений реакций.
Напишите полное и сокращенное ионное уравнение для реакции из области пересечения.
Назовите признаки и условия проведения рассмотренных реакций.
8. Определите, для чего используется каждое из веществ, приведенных в таблице 5. Сумма номеров клеток правильных ответов будет равна относительной атомной массе магния.
Попробуйте составить самостоятельно аналогичное задание, используя при этом знания об областях применения солей щелочноземельных металлов.
Таблица 5
| Вещество | Область применения | ||
| В строительстве | Реактив на оксид углерода(IV) | Очистка свекловичного сока | |
| Гашеная известь | 2 | 7 | 3 | 
| Известковая вода | 6 | 10 | 1 | 
| Негашеная известь | 4 | 9 | 12 | 
| Известковое молоко | 11 | 5 | 8 | 
9. Заполните конкретными примерами веществ, образованных кальцием, схему 2, отражающую классификацию неорганических веществ.
Схема 2

Определите основание классификации.
10. В текстах скольких заданий этой темы слово «кальций» используется для обозначения:
а) химического элемента; б) простого вещества?
11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?
Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с магнием и щелочноземельными металлами и их соединениями.