Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Магний и щелочноземельные металлы - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения
1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:
а) стронций, бериллий;
Допишите по два примера к каждой группе.
2. В таблице 3 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева.
Запишите и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения размеров их атомов.
Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.
Таблица 3
38 Sr |
12 Mg |
|
4 Be |
||
56 Ва |
20 Са |
Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?
3*. Назовите как можно больше аналогов для каждого из предложенных в задании веществ, сходных с ними по различным существенным признакам:
а) кальций;
б) оксид кальция;
в) гидроксид кальция;
г) карбонат кальция.
Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учетом какого признака заданного вещества они подбирались.
4*. Перечислите как можно больше вариантов химических реакций (для каждого из веществ), с помощью которых получают:
а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) карбонат кальция.
Назовите признаки и условия проведения записанных реакций. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.
5*. В таблице 4 записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:
а) от кальция до карбоната кальция;
б) от гидроксида кальция до карбоната кальция;
в) от карбоната кальция до оксида углерода (IV).
Покажите как можно больше возможных путей.
Таблица 4
Хлорид кальция |
Оксид кальция |
Нитрат кальция |
Оксид углерода (IV) |
Кальций |
Гидроксид кальция |
Карбид кальция |
Карбонат кальция |
Гидрокарбонат кальция |
Запишите уравнения реакций по составленным вами схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.
6. Найдите в тексте 2 формулы солей, образованных металлами второй группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и выпишите их. Назовите их. Для чего используют эти вещества?
Текст 2
7. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства соединений кальция, в круг 2 — качественные реакции на катионы. Подумайте, в какой из кругов должны входить уравнения реакций:
Впишите в круги номера соответствующих уравнений реакций.
Напишите полное и сокращенное ионное уравнение для реакции из области пересечения.
Назовите признаки и условия проведения рассмотренных реакций.
8. Определите, для чего используется каждое из веществ, приведенных в таблице 5. Сумма номеров клеток правильных ответов будет равна относительной атомной массе магния.
Попробуйте составить самостоятельно аналогичное задание, используя при этом знания об областях применения солей щелочноземельных металлов.
Таблица 5
Вещество |
Область применения |
||
В строительстве |
Реактив на оксид углерода(IV) |
Очистка свекловичного сока |
|
Гашеная известь |
2 |
7 |
3 |
Известковая вода |
6 |
10 |
1 |
Негашеная известь |
4 |
9 |
12 |
Известковое молоко |
11 |
5 |
8 |
9. Заполните конкретными примерами веществ, образованных кальцием, схему 2, отражающую классификацию неорганических веществ.
Схема 2
Определите основание классификации.
10. В текстах скольких заданий этой темы слово «кальций» используется для обозначения:
а) химического элемента; б) простого вещества?
11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?
Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с магнием и щелочноземельными металлами и их соединениями.