Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Алюминий - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения
1. В каждом задании имеется две пары слов (слово и обозначение). Между словами (словосочетаниями, обозначениями) первой пары существует определенная связь. Такая же смысловая связь объединяет и вторую пару слов. Известно только первое слово второй пары. Подберите для него второе слово (обозначение) из тех, которые записаны в скобках.
Поясните, почему одна пара похожа на другую.
а) магний — 2ē
алюминий — (2ē, 3ē, 13ē);
б) натрий — +1
алюминий — (+13, +3, +5);
в) кислород — воздух
алюминий — (оксид алюминия, дюралюминий, провод).
2*. Назовите вещества, которые имеют указанные в задании и противоположные свойства.
а) пластичное; б) проводит электрический ток.
3. Найдите в таблице 6 клетки, соответствующие обусловленности применения алюминия его свойствам. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из природных соединений алюминия. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства алюминия, перечисленные в таблице. Рассмотрите их с точки зрения теории окислительно-восстановительных реакций.
Подумайте, почему в некоторых клетках стоят *.
4. Выпишите из текста 3 формулы веществ, проявляющих амфотерные свойства, и назовите их.
Распределите выписанные формулы на две равные группы. Имеет ли задание единственное решение? Ответ поясните.
Текст 3
Таблица 6
Свойства алюминия |
Области применения |
||||||
Изготовление проводов |
Производство бенгальских огней |
Алюминотермия |
Изготовление фольги |
Самолетостроение |
Сварка стальных изделий |
Производство посуды |
|
Пластичен |
* |
Р |
П |
Г |
* |
В |
* |
Устойчив к коррозии |
* |
А |
Т |
Л |
* |
Ф |
И |
Взаимодействует с оксидами металлов |
У |
К |
Н |
С |
Б |
О |
А |
Легкий |
* |
В |
П |
Г |
3 |
Ф |
* |
Проводит электрический ток |
Ё |
И |
С |
А |
Н |
Б |
К |
Порошок сгорает ослепительными вспышками |
П |
М |
Ю |
В |
К |
Т |
А |
5. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят вещества, проявляющие основные свойства, а в круг 2 — вещества, проявляющие кислотные свойства. Разместите в этих кругах формулы: Na2О, Аl(ОН)3, Na2SO4, КОН, ZnO, SO3, Аl2O3, CaO, N2O5, Mg(OH)2, Zn(OH)2, H2CO3.
6. Составьте классификационное дерево (схему классификации), отражающее многообразие веществ, образуемых алюминием.
7*. В таблице 7 записаны формулы веществ. Пройдите, составив соответствующую схему реакций, от одного указанного в задании вещества к другому. Покажите различные пути:
а) от алюминия до гидроксида алюминия;
б) от оксида алюминия до алюмината натрия.
Таблица 7
Аl2O3 |
Аl |
Аl(ОН)3 |
Al2(SO4)3 |
АlСl3 |
Na3AlO3 |
Запишите уравнения реакций по составленным схемам.
Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и ТЭД.
8*. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства соединений алюминия, а в круг 2 — качественные реакции на катионы. Разместите в них следующие химические реакции:
Заполнена ли область пересечения? Подберите химические реакции, входящие в нее. Составьте для них полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Назовите признаки и условия проведения записанных реакций.
9. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Природные соединения алюминия», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.
Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:
а) глина, полевые шпаты, земная кора;
б) рубины, наждак, сапфиры.
10. В текстах скольких заданий этой темы слово «алюминий» используется для обозначения:
а) химического элемента; б) простого вещества?
11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?
Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с алюминием и его соединениями.