Химия - Единый государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018 год
Вариант 2 - ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ 2017
Часть 1
Ответом к заданиям 1-26 является последовательность цифр. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры в ответах на задания 5, 10, 11, 12, 18, 19, 22-26 могут повторяться.
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) Na
2) Н
3) F
4) Li
5) С
1. Определите, атомам каких из указанных в ряду элементов до завершения слоя не хватает одного электрона.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Ответ:
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их атомного радиуса.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Ответ:
3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях проявляют только положительную степень окисления.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Ответ:
4. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ковалентная неполярная химическая связь.
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Ответ:
5. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
КЛАСС/ГРУППА 1) основание 2) оксид основный 3) оксид амфотерный 4) гидроксид амфотерный |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
6. Из предложенного перечня веществ выберите два металла, действием которых на раствор сульфата меди(II) можно получить медь.
1) натрий
2) серебро
3) кальций
4) цинк
5) железо
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
7. Из предложенного перечня выберите два оксида, которые реагируют с оксидом натрия.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
8. В пробирку с раствором вещества X добавили несколько капель соли Y.
В результате реакции наблюдали выделение белого не исчезающего при перемешивании осадка.
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые могут вступать в описанную реакцию.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
10. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления окислителя в данной реакции. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ |
ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
11. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
РЕАГЕНТЫ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
12. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА A) метилацетат Б) метилэтиловый эфир B) метиловый эфир муравьиной кислоты |
КЛАСС/ГРУППА 1) простой эфир 2) сложный эфир 3) альдегид 4) углевод |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами метилциклопентана.
1) циклопентан
2) циклогексан
3) 2,3-диметилбутен-2
4) гексен-2
5) этилциклопентан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
14. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют с аммиачным раствором оксида серебра.
1) бутин-1
2) толуол
3) бутен-2
4) стирол
5) пропин
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
15. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует пропанол-1.
1) К
2) Н2
3) NaOH
4) КНСО3
5) НСООН
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
16. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует аланин.
1) пропан
2) метилэтиловый эфир
3) сульфат натрия
4) гидрокарбонат натрия
5) соляная кислота
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
17. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
18. Установите соответствие между углеводородом и продуктом, который преимущественно образуется при его взаимодействии с хлороводородом в соотношении 1:1. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УГЛЕВОДОРОД А) этилен Б) пропин В) циклобутан Г) бутадиен-1,3 |
ПРОДУКТ РЕАКЦИИ 1) 2-хлорпропен 2) 1-хлорбутен-2 3) 1-хлорпропан 4) хлорэтан 5) 1-хлорбутан 6) 2-хлорбутен-1 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
19. Установите соответствие между веществом, которое вступает в реакцию с этанолом, и преимущественно образующимся углеродсодержащим продуктом этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО |
ПРОДУКТ РЕАКЦИИ 1) ацетат калия 2) этилат калия 3) ацетальдегид 4) уксусная кислота 5) диметиловый эфир 6) этилен |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
20. Из предложенного перечня выберите два типа реакций, к которым можно отнести взаимодействие хлора с раствором иодида калия.
1) обмена
2) обратимая
3) замещения
4) каталитическая
5) окислительно-восстановительная
Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.
Ответ:
21. Из предложенного перечня выберите два внешних воздействия, которые приводят к увеличению скорости реакции обжига пирита.
1) понижение температуры
2) использовании катализатора
3) измельчение пирита
4) увеличение концентрации кислорода
5) уменьшение давления
Запишите в поле ответа номера выбранных внешних воздействий.
Ответ:
22. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза её водного раствора, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ |
ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА 1) водород и кислород 2) металл и кислород 3) водород и галоген 4) металл и галоген 5) металл и водород |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
23. Установите соответствие между формулой соли и средой её водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ |
СРЕДА РАСТВОРА 1) кислая 2) щелочная 3) нейтральная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
24. Для системы установите соответствие между изменением внешних условий и состоянием химического равновесия в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ A) увеличения концентрации водорода Б) повышения температуры B) повышения давления Г) использования катализатора |
СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 1) смещается в сторону прямой реакции 2) смещается в сторону обратной веществ 3) смещение равновесия не происходит |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
25. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ |
РЕАКТИВ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
A |
Б |
В |
Г |
26. Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО A) ацетилен Б) этиленгликоль В) пропан Г) тринитроглицерин |
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1) в составе незамерзающих жидкостей 2) в качестве топлива 3) получение каучука 4) сварка и резка металлов 5) в качестве лекарственного средства |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Ответом к заданиям 27—29 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с правой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.
27. Смешали 250 г раствора с массовой долей соли 12% и 300 г раствора с массовой долей этой же соли 8%. Чему равна масса соли в полученном растворе?
Ответ:________ г (Запишите число с точностью до десятых.)
28. Определите объём (н.у.) водорода, который теоретически необходим для синтеза 200 л (н.у.) хлороводорода из простых веществ.
Ответ:________ л (Запишите число с точностью до целых.)
29. Определите объём (н.у.) водорода, который можно получить при взаимодействии 0,5 моль магния с избытком разбавленной серной кислоты.
Ответ:________ л (Запишите число с точностью до десятых.)
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания 30—34 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (30, 31 и т.д.), а затем его подробное решение, Ответы записывайте чётко и разборчиво.
30. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
31. Иодоводородную кислоту нейтрализовали гидрокарбонатом калия. Полученная соль прореагировала с раствором, содержащим дихромат калия и серную кислоту. При взаимодействии образовавшегося простого вещества с алюминием получили соль. Эту соль растворили в воде и смешали с раствором сульфида калия, в результате чего образовался осадок и выделился газ.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
33. При взаимодействии 5,6 г гидроксида калия с 5,0 г хлорида аммония получили аммиак. Его растворили в 50 г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе. Определите объём 10%-ного раствора азотной кислоты с плотностью 1,06 г/мл, который потребуется для нейтрализации аммиака.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения физических величин).
34. При сгорании 17,5 г органического вещества получили 28 л (н.у.) углекислого газа и 22,5 мл воды. Плотность паров этого вещества (н.у.) составляет 3,125 г/л. Известно также, что это вещество было получено в результате дегидратации третичного спирта.
На основании данных условия задачи:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;
2) запишите молекулярную формулу органического вещества;
3) составьте структурную формулу исходного вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции получения данного вещества дегидратацией соответствующего третичного спирта.