ПРИЛОЖЕНИЕ

Химия ОГЭ - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - Д.Ю. Добротин - 2018 год

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2017 году государственной итоговой (ОГЭ) аттестации по ХИМИИ

Пояснительная записка

“Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2017 году государственной итоговой (ОГЭ) аттестации по ХИМИИ” (далее Кодификатор) представляет собой систематизированный перечень важнейших элементов содержания учебного материала курса химии основной школы, усвоение которого проверяется с помощью системы стандартизированных контрольных измерительных материалов.

Кодификатор составлен на базе “Обязательного минимума содержания основного общего образования по химии” (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236) и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

В структуре Кодификатора выделены два раздела: “Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене (ОГЭ) по химии” и “Перечень требований к уровню подготовки выпускников IX классов по химии, проверяемых на экзамене (ОГЭ)”.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене (ОГЭ) по химии

В структуре раздела 1 Кодификатора выделены пять содержательных блоков (1, 2, 3, 4, 5). Во втором столбце указан код контролируемого элемента содержания (темы), на основе которого создаются проверочные задания. В третьем столбце перечислены элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы.

Таблица 1

Код

содержательного блока

Код

контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1

Вещество

1.1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

1.2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1.2.1

Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

1.2.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

1.3

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

1.4

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

1.5

Чистые вещества и смеси.

1.6

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

2

Химическая реакция

2.1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

2.2

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

2.3

Электролиты и неэлектролиты.

2.4

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

2.5

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

2.6

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

3

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах

3.1

Химические свойства простых веществ.

3.1.1

Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щёлочноземельных металлов, алюминия, железа.

3.1.2

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

3.2

Химические свойства сложных веществ.

3.2.1

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

3.2.2

Химические свойства оснований.

3.2.3

Химические свойства кислот.

3.2.4

Химические свойства солей (средних).

3.3

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

3.4

Первоначальные сведения об органических веществах.

3.4.1

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

3.4.2

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

3.4.3

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

4

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

4.1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

4.2

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

4.3

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

4.4

Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.

4.4.1

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

4.4.2

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

4.4.3

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

5

Химия и жизнь

5.1

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

5.2

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

5.3

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников IX классов по химии, проверяемых экзамене (ОГЭ)

Таблица 2

Код

требований

Описание требований к уровню подготовки, достижение которого проверяется в ходе экзамена

1

Знать/понимать:

1.1

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

1.2

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

1.2.1

характерные признаки важнейших химических понятий;

1.2.2

о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

1.3

смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева.

1.4

первоначальные сведения о строении органических веществ

2

Уметь:

2.1

Называть:

2.1.1

химические элементы;

2.1.2

соединения изученных классов неорганических веществ;

2.1.3

органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

2.2

Объяснять:

2.2.1

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;

2.2.2

закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;

2.2.3

сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.

2.3

Характеризовать:

2.3.1

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

2.3.2

взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

2.3.3

химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей).

2.3.4

взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

2.4

Определять/классифицировать:

2.4.1

состав веществ по их формулам;

2.4.2

валентность и степень окисления элемента в соединении;

2.4.3

вид химической связи в соединениях;

2.4.4

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

2.4.5

типы химических реакций;

2.4.6

возможность протекания реакций ионного обмена.

2.4.7

возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с: кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.

2.5

Составлять:

2.5.1

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

2.5.2

формулы неорганических соединений изученных классов;

2.5.3

уравнения химических реакций.

2.6

Обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием.

2.7

Распознавать опытным путём:

2.7.1

газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

2.7.2

растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

2.7.3

кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

2.8

Вычислять:

2.8.1

массовую долю химического элемента по формуле соединения;

2.8.2

массовую долю вещества в растворе;

2.8.3

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.

2.9

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

2.9.1

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

2.9.2

объяснения отдельных фактов и природных явлений;

2.9.3

критической оценки информации о веществах, используемых в быту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]