ИНФОРМАЦИЯ О ДВУХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МОДЕЛЯХ ОГЭ ПО ХИМИИ

Химия - Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - 2018 год

ИНФОРМАЦИЯ О ДВУХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МОДЕЛЯХ ОГЭ ПО ХИМИИ

С 2014 г. на выбор органов управления образованием субъектов РФ предложены две модели экзаменационной работы по химии, принципиальное различие которых заключается только в способах предъявления практикоориентированных заданий высокого уровня сложности:

— модель 1 без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет;

— модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента.

Представление об особенностях построения этих моделей экзаменационной работы и формах предъявления заданий дают Спецификация и Демонстрационные варианты № 1 и № 2 контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ (приведены на сайте ФИПИ).

Инструкция по выполнению экспериментального задания

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента.

Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у дежурного-организатора в аудитории.

2. Прочтите ещё раз текст к заданиям 22 и 23 и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в условии задания реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

• В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7—10 капель реактива.

• Пипетка в ёмкости с жидкостью отсутствует.

В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказывалась сверху (“этикетку — в ладонь!”). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1-2 мл (1-2 см).

• Для проведения опыта требуется порошкообразное вещество (сыпучее вещество). Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

7. Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.

8. Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовки необходимо:

• снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;

• закрепить пробирку в пламени спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;

• далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;

• открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;

• после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;

• фитиль спиртовки закрыть колпачком.

9. Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.

10. Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к эксперту-экзаменатору.

11. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит эксперта-экзаменатора для оценивания проводимого Вами эксперимента.

12. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

13. Вы завершили эксперимент. Подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Образцы экспериментальных заданий

Модель 1. Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены.

Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Составлена схема превращений, в результате которой можно получить гидроксид железа(II):

Составлены уравнения двух проведенных реакций:

Составлено сокращенное ионное уравнение второй реакции:

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

4

Правильно записаны три элемента ответа

3

Правильно записан два элемента ответа

2

Правильно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

4

Модель 2. Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены.

Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.

Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций.

Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Проведены реакции в соответствии с составленной схемой, и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакции:

1) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди и изменение цвета раствора (исчезновение голубой окраски раствора);

2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка;

3) сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведенных реакций: в основе проведённого эксперимента лежит окислительно-восстановительная реакция замещения катиона менее активного металла (Сu2+) более активным металлом (железом), а также реакция ионного обмена между солью и щелочью, протекающая за счёт выпадения осадка


Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы

3

Правильно записаны два первых элемента ответа

2

Правильно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Оценка техники выполнения химического эксперимента:

• соблюдение общепринятых правил при отборе нужного количества реактива;

• соблюдение правил безопасного обращения с веществами и оборудованием при проведении химических реакций


При проведении эксперимента полностью соблюдались все правила отбора реактивов и проведения химических реакций

2

При проведении эксперимента были нарушены требования правил отбора реактивов или проведения химических реакций

1

При проведении эксперимента были нарушены правила отбора реактивов и проведения химических реакций

0






Для любых предложений по сайту: [email protected]