Методические рекомендации по работе с УМК

Английский язык 2 класс - книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой

Методические рекомендации по работе с УМК

Весь учебный материал, предназначенный для изучения во 2 классе разделен на две части: часть 1 — уроки 1—29 и часть 2 — уроки 30—63. Внутри каждой части можно выделить несколько разделов, условно назовем их блоками. В блок входят шесть уроков, в которых вводится новый материал с последующим его закреплением, и урок подведения итогов, т. е. каждый блок состоит из семи уроков (steps). Приводимые здесь методические рекомендации соответствуют условным блокам учебника.

БЛОК 1

Элементы учебной ситуации “Знакомство”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 1 (Steps 1—7)

По замыслу aвтopов, бoльшaя часть первого занятия посвящена беседе о том, в каких странах мира говорят на английском языке, и о том, почему люди других стран стремятся его изучать. Так, задание 2 (Step 1) предлагает целый ряд идей касательно того, где и как может быть использован английский язык. Список идей, однако, нельзя назвать исчерпывающим. Он составлен как бы с точки зрения ребенка, но не взрослого человека. Учитель мог бы продолжить рассуждения и попросить школьников задуматься о том, людям каких профессий важно знать иностранный (английский) язык. Например, можно вспомнить о совместных полетах в космос людей из разных стран, профессиях летчиков, моряков, дипломатов, ученых, переводчиков и многих других. Важно, чтобы из подобной беседы учащиеся вынесли мысль о том, что знать иностранный язык в современном мире и полезно, и интересно.

Представляется, что было бы очень правильно и полезно, если бы во время этого разговора учитель рассказал немного о себе, своем интересе к языку, о том, как он появился, о начале изучения им языка. Можно также выяснить, у кого из школьников в семьях родные знают или изучают английский язык и что думают члены их семей о пользе изучения иностранного языка. Другими словами, работу с заданием 2 можно расширить и сделать более интересной.

Упражнения 3, 4 и 5 того же урока по сути представляют собой загадки. Цель этих заданий — продемонстрировать высокую степень взаимодействия языков и способность английских слов проникать в русский язык. Кроме того, эти задания дают школьникам возможность услышать первые английские слова.

Задания 6—8 урока 1 — это переход непосредственно к активному изучению языка: учащиеся должны услышать и повторить несколько английских имен и фраз, которые используются при знакомстве. Обращаем внимание на то, что, хотя имена и фразы написаны, они пока еще не предназначаются для чтения. Учитель может проверить, смогли ли учащиеся запомнить имена детей на картинках, но не должен просить их прочитать написанное. В данном случае они даны для того, чтобы школьники с самого начала привыкали к английской графике и постепенно учились ассоциировать графику и звучание слова. В любом случае, учителю никогда не следует нарушать принцип устного опережения, при котором слово должно быть озвучено прежде, чем будет прочитано.

Первые слова и структуры английского языка отрабатываются школьниками на уровне имитации. В большинстве случаев этот процесс не представляет особых сложностей: как известно, возраст, в котором находятся второклассники, предназначен самой природой для восприятия языка. Однако, если ученикам встречаются звуки, отсутствующие в родном языке, например, [w], сложности неизбежны. He следует сразу ожидать от школьников идеального воспроизведения подобных звуков, но с самого начала желательно объяснить им, что они должны стремиться максимально приблизиться к оригинальному звучанию. Здесь учителю придется прибегнуть не только к фронтальной, но и к индивидуальной работе с членами языковой группы.

В первом блоке школьники начинают изучать английские буквы и читать составленные из них слова. При введении новых букв учителю не следует называть их так, как они именуются в алфавите. На этом этапе для школьника важно запомнить, какой звук или звуки буква передает в речи. В очень большой степени обучению чтению на самом первом этапе помогает снятие дополнительных трудностей. Например, такой, как необходимость запомнить, какое значение имеет слово. Вот почему в учебнике обучение чтению начинается с собственных имен.

Используя на раннем этапе обучения большое количество собственных имен, учитель получает определенное преимущество: моделируя коммуникативную ситуацию знакомства, мы не ставим учащихся перед необходимостью использовать незнакомые им структуры (артикли, связочные глаголы и т. п.). С другой стороны, у нас есть возможность ввести школьников в доныне неведомый им мир английских имен и фамилий. Работая с именами, учителю необходимо иметь в виду несколько моментов, которые, возможно, следует объяснить учащимся. Во- первых, в английской традиции имена всегда называют перед фамилией. Как известно, в русскоязычной традиции это не является обязательным (Иванова Маша или Маша Иванова). Во-вторых, английские имена и фамилии могут совпадать (Harry Scott или Scott Harry). В-третьих, некоторые имена могут быть как мужскими, так и женскими (Kim, Sam и др.). Здесь можно провести аналогию с русским языком (ср. Саша, Валя, Женя). Можно также обратить внимание школьников на то, что в фамилиях, состоящих из одного слога, конечная согласная буква обычно удваивается (Starr, Scott, Hogg). Такая информация может стать первой информацией лингвострановедческого характера, доступной второклассникам.

К концу изучения первого блока учащиеся осваивают значительную часть английских согласных, две гласных буквы — е и i и читают имена собственные, а также названия некоторых предметов, состоящие из этих букв.

Не менее важным, чем обучение азам чтения, является начало обучения первым фразам, носящим этикетный характер. Большим подспорьем учителю в достижении данной цели могут стать рифмовки. Две из них содержатся в первом блоке. Работа над рифмовками проводится по единой схеме. Сначала учащиеся прослушивают весь текст в аудиозаписи. Затем построчно повторяют его за учителем или аудиозаписью, а после этого еще раз повторяют весь куплет за аудиозаписью, стараясь максимально заучить предлагаемый текст. Выученные рифмовки желательно как можно чаще повторять с учащимися, возвращаясь к ним на последующих занятиях. В ходе работы над материалом первого блока школьники учатся разыгрывать микродиалоги на тему знакомства, состоящие из 4—6 фраз. К этим диалогам также рекомендуется возвращаться как можно чаще, разыгрывая их парами из разных учащихся, получивших новые имена.

БЛОК 2

Элементы учебной ситуации “Мир вокруг нас”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 2 (Steps 8—14)

Второй блок учебника для 2 класса характеризуется, прежде всего, тем, что школьники знакомятся с важной лексико-грамматической структурой I can see..., которая значительно расширяет возможности говорящего в плане комбинирования ее с различными лексическими единицами. Пожалуй, это первый случай, когда учащийся в полном смысле слова может выразить свою мысль на английском языке, говоря о том, что видит на картинке или вокруг себя. Второе качественное отличие данного блока заключается в том, что школьникам предлагают читать незнакомые им слова, состоящие из изученных ранее букв (упр. 4, с. 25; упр. 5, с. 26; упр. 5, с. 30; упр. 2, с. 41; упр. 6, с. 42; упр. 6, с. 45). Эти слова либо представляют собой имена и фамилии людей, либо семантизируются с помощью картинок. Читать слова, смысл которых не ясен, представляется неверным, такого рода задания не могут быть рекомендованы из-за их формального характера. Однако учитель может при желании и наличии времени увеличить количество предназначенных для чтения слов, семантизируя их с помощью картинок. Например, к концу работы с блоком учащиеся могут прочесть такие существительные, как bun, pin, fleet, reed, bug, log, wig, bottle, cobweb, hen, leg, pig и многие другие. Такие задания полезны для обучения технике чтения, однако необходимо помнить, что не следует требовать от школьников знания этих слов и форсировать расширение вокабуляра второклассников. Такие дополнительные упражнения могут носить игровой характер и помочь разнообразить урок.

При введении новых звуков во втором блоке (Unit 2) ученики могут встретиться с некоторыми трудностями фонетического характера. Так, непростым оказывается произнесение согласного звука [r] и гласных звуков , [Λ], [i:]. Во всех этих случаях, вероятнее всего, потребуются дополнительные объяснения учителя. К примеру, о том, что при произнесении звука [r] язык напряжен и оттянут назад, а при произнесении звука [Λ] губы не округляются. Полезно также продемонстрировать различие между английскими и аналогичными русскими звуками. При этом мы должны полагаться на естественную способность детей имитировать услышанные звуки и не забывать о принципе аппроксимации, в соответствии с которым мы ждем от учеников лишь приближенности к оригинальным звукам английского языка. B какой степени (большей или меньшей) второклассники смогут приблизиться к требуемому произношению, зависит от способностей школьников.

При введении разговорных формул прощания (Step 9) учителю важно продемонстрировать школьникам вариативность английского языка, показать и помочь запомнить различные способы говорить “До свидания”.

Можно упомянуть и о том, что формулы Bye, Bye-bye, See you менее формальны, т. е. подходят, скорее, для разговора с друзьями, в то время как, прощаясь с учителем, более корректно сказать Goodbye. Представляется, что информация о стилистической дифференциации речи полезна во всех случаях, когда она фактически имеет место. Формулы прощания, а также формула знакомства, когда нужно представить друг другу незнакомых людей Meet..., дают учителю широкие возможности для организации устной речи в микродиалогах в условиях вымышленных и реальных речевых ситуаций. Главная рекомендация, которую здесь можно дать учителю, — это возвращаться к ним как можно чаще, постепенно доводя их употребление до автоматизма.

БЛОК 3

Элементы учебной ситуации “Откуда мы родом”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 3 (Steps 15—21)

Новый блок (Unit 3) далее расширяет возможности учащихся в плане изучения и применения речевых формул. К концу его изучения они смогут поинтересоваться тем, как идут дела, и ответить на этот вопрос, спросить и сказать, откуда приехал или откуда родом тот или иной человек. Хочется еще раз обратиться к учителям с просьбой при изучении новых разговорных клише постоянно возвращаться к тем, что были изучены ранее, и всячески комбинировать их. Весьма продуктивными в этом случае могут оказаться упражнения с заранее заданной последовательностью разговора. Например, А: поздоровайся — представься — спроси, как зовут собеседника — спроси откуда он — представь ему своего друга; В: ответь на приветствие — назови свое имя — скажи, откуда ты — скажи, что рад(а) знакомству.

В этом случае А и В — два ученика с разными ролями, А всегда начинает беседу. Такие планы разговора, написанные учителем на карточках, могут оказаться весьма полезными на первом этапе отработки подобной лексики. В дальнейшем ученики должны воспроизводить различные ситуации общения без опоры на карточки.

В третьем блоке школьники знакомятся с первыми прилагательными, что увеличивает их возможности в описании объектов окружающего мира. Говоря об использовании прилагательных в атрибутивной функции, возможно, стоит заметить, что в английском языке, в отличие от русского, прилагательные всегда предшествуют именам существительным, а в так называемой атрибутивной цепочке прилагательных порядок слов достаточно жесткий: прилагательное, характеризующее размер, предшествует прилагательному, обозначающему цвет. Например, a biggreen frog, но не наоборот.

В этом же блоке продолжается начатая еще на материале второго блока работа с неопределенным артиклем. Будучи элементом грамматической структуры предложения, артикль впервые появляется в учебном материале вместе с первой структурой: I can see а..., но не вместе с первыми лексическими единицами (a cat, a dog etc) для того, чтобы у учащихся не создалось ложного впечатления, что неопределенный артикль является неотъемлемой частью английского слова. Отработка употребления неопределенного артикля с исчисляемыми существительными также происходит преимущественно внутри структуры, хотя в третьем блоке в ряде упражнений можно встретить и словосочетания с неопределенным артиклем (a red fox, a green frog etc), например, упр. 7, c. 56; упр. 1, с. 70 и др. Представляется, что в начале работы с артиклем достаточно просто напоминать школьникам о необходимости его использования. Впрочем, задания в УМК построены преимущественно таким образом, чтобы у учеников не было возможности ошибиться. Тем не менее в продвинутых группах учитель может рассказать учащимся на доступном им уровне, что неопределенный артикль произошел от числительного one (1) и родство с этим числительным до сих пор заметно. Поэтому возможно сочетание неопределенного артикля только с исчисляемыми существительными в единственном числе.

В третьем блоке вводится целый ряд новых звуков, букв и буквосочетаний. При введении звука который передается сочетанием букв оо (Step 18), учителю следует помнить, что в иных условиях это же сочетание может передавать звук [u:], с которым учащиеся познакомятся позднее. Об этом было бы правильно сообщить учащимся, но, главное, если учитель захочет расширить список слов с буквосочетанием оо, ему следует быть очень внимательным и не включить в него по ошибке такие, к примеру, слова, как boot, hood, food, moon и т. п. Oсобое внимание рекомендуется также уделить новому для школьников звуку [æ] и постараться добиться того, чтобы он получался у учеников более напряженным и открытым, чем подобный ему русский звук или английский звук Правильным было бы также обратить внимание учащихся на различие в произнесении английских звуков [ı] и [i:]. Такое различие ярче всего проявляется при чтении или повторении пар слов, содержащих эти звуки, например: see — big, sheep — ship, meet — little, tree — kid, green — fish etc.

В новом блоке впервые появляются постоянные герои УМК для начальной школы — эльф и тролль (Emily и Harry). Наличие в учебнике постоянных героев не дань моде. Помимо того, что сказочные герои вносят определенное разнообразие в материал учебников, контраст их характеров и возможностей позволяет создавать основанные на нем задания (упр. 1, с. 62, упр. 3, с. 71 и др.). Кроме того, эльф и тролль являются в каком-то смысле антиподами, что не мешает им дружить и помогать друг другу. Авторам представляется, что с таких маленьких первых шагов и начинается воспитание у ребенка толерантности по отношению к тем, кто не похож на него внешне или в плане образа жизни и привычек.

БЛОК 4

Элементы учебной ситуации “Эмоции. Оценка происходящего”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 4 (Steps 22—28)

Данный блок характеризуется целым рядом важных лексико-грамматических нововведений. Прежде всего, вокабуляр учащихся расширяется за счет их первых оценочных прилагательных goodи bad, а также прилагательных sad и happy, что дает им новые возможности при описании людей и объектов. Здесь можно напомнить школьникам, что в атрибутивной цепочке прилагательных такие слова, как good, bad, sad и happy, занимают самую отдаленную позицию от существительного, обозначающего описываемый предмет: a good little black car, a happy red fox и т. п. Школьников может заинтересовать информация о том, что в английском языке, в отличие от русского, животных принято обозначать местоимением it (упр. 7, с. 82). Однако, если речь идет о домашних любимцах, животных, чей пол, как правило, известен, о чем свидетельствуют их клички, о них говорят, используя местоимения he и she, знакомство с которыми еще предстоит ученикам. Те же местоимения he (чаще) и she используют по отношению к животным в баснях и сказках.

Важным шагом вперед в изучении английского языка является введение в разговорный обиход школьников структур It is.../It is not (isn’t)..., вопросительной структуры с инвертированным порядком слов Is it а...? и ответов на данный вопрос Yes, it is и No, it isn’t. Четвертый блок предлагает материал, позволяющий учителю организовывать на уроке множество разнообразных микродиалогов, состоящих из вопросов и ответов на них. Здесь возможно использование картинок или реальных предметов, находящихся в классной комнате. Часть подобной тренировки часто проводят с помощью игровых заданий, когда ученики пытаются угадать, кто изображен или что изображено на картинке, спрятанной от их глаз, или какой предмет находится у учителя за спиной: Is it a frog? — No, it isn’t. Is it a cat? — No, it isn’t. Is it a sheep? — Yes, it is.

Естественным продолжением работы с вопросами и ответами является отработка структур с Who и What — Who is it? и What is it? Продолжение этой работы предлагается в следующем блоке, где обобщается спряжение глагола to be и сводятся вместе все его формы.

При разучивании рифмовки Hickory, Dickory, Dock (задание 9, Step 23) можно рассказать учащимся, что эти слова, начальная строчка рифмовки, ничего не означают (ср.: аты-баты, шли солдаты...), но являются широко известной строчкой из старинных детских песенок, которые называли “песнями” или “стишками матушки Гусыни”. Загадочная фигура матушки Гусыни наверняка вызовет вопросы со стороны учащихся. По одной из существующих версий, имя матушки Гусыни пришло в Британию из Франции вместе с названием детской книжки “Сказки матушки Гусыни”, представлявшей собой сборник традиционных (народных) сказок, на обложке которого была изображена пожилая женщина, пасущая гусей и рассказывающая детям сказки.

В задании 8 (Step 25) представлены портреты и имена четырех королев, три из которых являются реальными историческими фигурами. Королева Анна (1702—1714) была последним представителем династии Стюартов (Stuart). Именем Бесс называли Елизавету I (1558—1603), дочь короля Генриха VIII. Период ее правления характеризуется укреплением национального единства, расцветом культуры и возрастанием значения Англии на мировой арене. Королева Виктория (1837—1901) стала символом своего времени, любимой королевой нации. В отличие от упомянутых выше королев, королева Мэб — не историческая фигура, а персонаж старинных сказок и преданий, королева фей. Думается, что подобная информация, полезная сама по себе, должна предлагаться учащимся в краткой и занимательной форме и не отвлекать внимание учащихся надолго. Заметим также, что учителю следует обратить внимание учеников на различие в написании двух имен — Ann и Anne.

В связи с введением в четвертом блоке новых гласных звуков [α:] и (Step 24) хочется еще раз подчеркнуть необходимость сравнить их произношение с изученными ранее звуками — и Удобнее всего делать это, объединив слова в пары по принципу оппозиции, например: port — fox, horse — cock, door — dog, star — bus, car — duck, farm — cup в любых сочетаниях. При этом учитель, показывающий образец правильного произношения, должен помнить, что различия в произношении заключаются не столько в долготе указанных звуков, сколько в месте их образования в полости рта.

Четвертый блок завершает работу с первой частью учебника, однако необходимо сказать несколько слов о соответствующих разделах рабочей тетради (Steps 1—28). Рабочая тетрадь предназначена для индивидуальных занятий учащихся, но выполнение заданий в рабочей тетради следует постоянно контролировать, настаивая на том, чтобы они делались четко, аккуратно и правильно. Задания рабочей тетради планируются как для работы в классе, так и для самостоятельной работы дома. Последнее прежде всего касается полуразвлекательных упражнений, связанных с рисованием и раскрашиванием. Обратите внимание на наличие в каждом уроке рабочей тетради для 2 класса заданий на аудирование, что, несомненно, дает учителю больше возможностей в решении столь непростой задачи, как развитие навыка восприятия иноязычной речи на слух.

Задания рабочей тетради позволяют также повторить и закрепить новый лексико-грамматический материал, но, пожалуй, главное их предназначение на самом раннем этапе обучения языку — это обучение технике письма и орфографии. Заметим, что работа на уроке с помощью тетрадей дает учителю возможность поработать с учащимися индивидуально или в небольших группах, попросив остальных выполнить то или иное задание в тетради. Словом, рабочая тетрадь — главный из ресурсов, которые имеет в своих руках учитель в дополнение к материалам самого учебника.

БЛОК 5

Элементы учебной ситуации “Семья”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 5 (Steps 30—35)

Основными новыми словами блока 5 являются местоимения he, she, we, пополнившие парадигму личных местоимений, знакомых учащимся. Их словарный запас увеличивается также за счет нескольких прилагательных (funny, old, cold) и целого ряда существительных, включающих слова, обозначающие некоторых членов семьи (mum, dad, granny, grandad). Используя последние, школьники могут познакомить одноклассников с некоторыми членами своей семьи, если принесут в школу их фотографии или самостоятельно сделанные рисунки.

Обратите, пожалуйста, внимание на задание 2 (Step 32), одно из первых заданий, предназначенных для развития языковой догадки. Думается, что школьникам, скорее всего, потребуется помощь учителя. Задание это очень важно еще и потому, что знакомит учащихся с новой для них конструкцией N + N, где первое из существительных выполняет атрибутивную функцию. Учитель может предложить ученикам продолжить эту тему и объединить слова в пары, руководствуясь их смыслом и логикой. Например:

A: bed, cherry, desk, milk, book, match, park, horse

B: clock, bench, mug, quilt, shelf, box, tree, farm

Ожидаемый результат следующий: bed quilt, cherry tree, desk clock, milk mug, bookshelf, matchbox, park bench, horse farm.

Непривычным для учеников может также показаться задание 2 (Step 34), где им предлагается объединить слова на ассоциативной основе. Скорее всего, учителю придется объяснить школьникам термин “ассоциация”. Проще всего сделать это с помощью примеров на родном языке, попросив их объединить в пары, к примеру, следующие четыре слова: “стол”, “яблоко”, “стул”, “груша”. В результате учащиеся должны понять, что ассоциируемые слова обозначают предметы, как правило, относящиеся к одной области действительности, часто упоминаемые вместе. Подобные задания не только позволяют закрепить изученную лексику, но и помогают развивать логическое мышление. Учащиеся будут встречаться с ними и впредь.

Блок 5 содержит несколько важных синтаксических структур. Это вопросительные и отрицательные предложения с глаголом to be и краткие ответы на подобные вопросы. Возможно, стоит обратить внимание на то, что при использовании полной формы is not отрицательная частица not оказывается под ударением, а при работе с вопросами акцентировать внимание учеников на восходящей интонации, свойственной таким фразам, как, впрочем, и другим общим вопросам.

При введении вопросительных предложений с глаголом to be в задании 4 (Step 38) используются элементы эвристического метода обучения. Скорее всего, учащиеся легко ответят на вопрос о различии предложений в двух колонках. Для учителя же данное задание — повод еще раз повторить формы глагола to be.

В этом же блоке вводятся союзы and и or и соответственно альтернативные вопросы (Is she big or little?). Альтернативный вопрос также имеет особый интонационный рисунок, который учащимся желательно освоить: восходящий тон на слове перед союзом or и нисходящий на слове, которое следует за союзом. В ряду структур, над которыми идет работа в блоке 5, находится также структурная модель императивного предложения. Здесь она дается в самом простом варианте, не осложненная ничем, даже словом please. Как известно, английский язык — язык вежливости, в котором правила речевого этикета играют важную роль. Однако никто не будет отрицать, что в целом ряде житейских ситуаций требуется прямое указание. Так, никому не придет в голову сказать Sleep well, please или использовать вежливую форму, отдавая команду собаке. Да и в повседневной жизни часть указаний дается в спешке, в ускоренном темпе, как во время физической разминки или гимнастики. Таким образом, фразы, введенные на с. 14 учебника (Step 32), имеют полное право на существование. Что же касается знакомства с необходимыми речевыми проявлениями вежливости, оно произойдет несколько позже.

В пятом блоке школьники впервые встречаются с чтением уже знакомых им букв а и е в открытом слоге. Пожалуйста, обратите внимание на то, что в учебнике отсутствует упоминание о типе слога или какая-либо другая попытка теоретизирования, так как при обучении второклассников представляется более правильным полагаться на чтение по аналогии. Тем не менее учитель может обратить внимание школьников на непроизносимую (“немую”) букву е в ряде новых слов и сказать, что ее наличие в конце слова подскажет им, как правильно прочитать предшествующую гласную букву.

БЛОК 6

Элементы учебной ситуации “Люди и города”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 6 (Steps 36—42)

Тему прочтения одной и той же буквы различными способами продолжает шестой блок. На этот раз в центре внимания оказывается английская буква и в открытом слоге, в связи с чем в багаже школьников появляется еще одно личное местоимение — you, что почти завершает знакомство с парадигмой личных местоимений, незнакомым остается только слово they. Учеников можно попросить вычислить его при выполнении задания 5 (Step 36). Здесь же ученики непременно заметят асимметрию в системах английских и русских личных местоимений, связанную с отсутствием в английском языке аналога слову “ты”. Учителю следует особо подчеркнуть этот факт. Часто при этом говорят об особой вежливости английского языка, в котором ко всем, включая маленьких детей и животных, обращаются на “вы”. Можно также сообщить ученикам, что когда-то слово “ты” (thee) в языке имелось, но со временем его перестали использовать.

В новом блоке впервые дается как единое целое спряжение глагола to be. Практика показывает, что столь простое на первый взгляд явление, как существование одного и того же глагола в четырех формах (be, am, is, are), достаточно сложно воспринимается школьниками, и здесь учителю придется набраться терпения и отнестись к проблеме школьников с пониманием. Хочется напомнить учителю, что у младших школьников еще не столь развито логическое мышление, поэтому стоит скорее полагаться на память, чем на логику. Здесь на помощь учителям придут многочисленные задания учебника и рабочей тетради.

При отработке модели I (he/she, you) am (is, are) from... школьники знакомятся с английскими названиями нескольких европейских столиц — Madrid, Rome, Paris, других городов России, Европы и даже Америки. Некоторые из городов обозначаются в учебнике соответствующими символами: Эйфелева башня (Париж), Биг-Бен (Лондон), Колизей (Рим), коррида (Мадрид), собор Василия Блаженного (Москва). Было бы правильно поговорить с учащимися о местонахождении этих городов, возможно с помощью карты, и сказать несколько слов об их символах. Может быть, в вашей группе найдутся дети, которые слышали об этих городах и достопримечательностях или даже бывали там. Не забудьте расспросить их, прежде чем давать соответствующую информацию.

Из других важных новых элементов, вводимых в шестом блоке, хочется отметить вопросительное слово where (Step 39) и межзубный звук (Step 39), а вместе с ним и последнее в парадигме личное местоимение they. Вопросительное слово правильнее всего сразу же сопоставить с другими словами этого разряда, изученными прежде: What и Who. Что же касается сложного для русскоязычных учащихся межзубного звука, то при его введении и отработке обязательно потребуются объяснения учителя, только лишь звуковой имитации, скорее всего, окажется недостаточно.

БЛОК 7

Элементы учебной ситуации “Люди и их занятия”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 7 (Steps 43—49)

В уроке 44 учащиеся знакомятся с предлогом места in. Учителю стоит обратить внимание учащихся на смысловое различие структур to be in... и to be from... Вторая из упомянутых структур встречается также в заданиях 1 (Step 43) и 1, 4 (Step 44), предваряющих введение нового предлога. Лексика урока 45 включает личное местоимение they, а также слова, обозначающие основных членов семьи (mother, father, brother, sister), и еще ряд существительных, прилагательных и числительных. Школьники должны научиться считать от 1 до 12 и говорить о возрасте тех, кто входит в соответствующую категорию. К окончанию работы над блоком школьники должны быть способны задавать целый ряд личных вопросов и отвечать на них (What is your name?How old are you? Where are you from? Where are you? Are you a pupil?). Можно рекомендовать учителю почаще возвращаться к тренировке данных вопросов и ответов на них в микродиалогах.

Задание 1 (Step 48) предлагает объединить лексические единицы в ассоциативные пары. Ранее такое упражнение встречалось школьникам только один раз, и, возможно, придется напомнить им, что такое ассоциация и как правильно выполнить данное упражнение.

Одна из новых лексических единиц, с которой идет работа в данном блоке, это слово student. Здесь оно используется в том смысле, который вкладывают в него люди, говорящие на британском варианте английского языка, т. е. означает то же, что и русское слово “студент”, и противопоставляется слову pupil, означающему ученика средней школы. Думается, что второклассникам рано сообщать о том, что в американском варианте значение слова более широкое и включает в себя учащегося любого возраста.

Фонетическая часть блока включает в себя знакомство с глухим межзубным звуком [θ] и дифтонгом [aı]. Как и при введении звонкого межзубного звука , учащимся потребуется объяснение того, какое положение занимает язык при произнесении данного звука. С помощью тренировки нужно добиться того, чтобы этот сложный для русскоговорящих людей звук не подменялся другими и оставался достаточно слышимым, так как самой распространенной ошибкой при его произнесении является слишком плотное смыкание зубов, препятствующее прохождению воздушной струи, которая создает этот звук. Обратите также внимание на то, что второй элемент дифтонга [aı] не должен отделяться от первого и произноситься с большой силой, напоминая русский [й].

БЛОК 8

Элементы учебной ситуации “Мы считаем”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 8 (Steps 50—56)

Основным грамматическим материалом блока является типичный способ образования множественного числа имен существительных. При этом от учащихся ожидается проведение определенной аналитической работы (упр. 2, Step 50), с помощью которой они могут сделать самостоятельный вывод о том, от чего зависит произношение окончания существительных во множественном числе. Учитель может помочь им, обратив их внимание на выделенные буквы в приведенных в задании словах.

Заметим, что окончание -es на конце существительного во множественном числе не всегда читается как [z]. Оно может читаться и как [s] (tapes, cakes, plates), и как [z] (bones, planes, games).Ориентироваться в любом случае следует не на графику, а на звучание слова, на то, какой звук предшествует окончанию множественного числа — глухой или звонкий согласный. Что же касается гласной буквы е, то она в подобных словах не произносится и на произношение окончания множественного числа не влияет. Поскольку правильное чтение окончания множественного числа достигается в результате многократного повторения, в учебник и рабочую тетрадь включены многочисленные тренировочные упражнения. Необходимо понимать, что сформулированное правило, к сожалению, далеко не всегда приносит искомый результат, а вот неоднократно прочитанные вслух слова закладывают хорошую основу для формирования необходимого навыка чтения по аналогии.

Центральными синтаксическими структурами блока являются такие модели, как They are + Ns. Are they + Ns? I like + Ns. Кроме них большое внимание уделяется также работе с предлогами места in, on, by, under. Сложность их употребления может быть в некоторых случаях связана с интерференцией русского языка. Речь идет о таких устойчивых предложных сочетаниях, как in the street, in the sky, in the tree, in the field, in the picture и др. В случае словосочетания с существительным street выбор был сделан в пользу традиционного британского варианта с предлогомin, хотя более характерное для американского английского on the street получает все большее распространение.

В блоке 8 впервые используется определенный артикль. Артикль, пожалуй, одно из самых сложных явлений английской грамматики для детей, в чьем родном языке категория артикля отсутствует как таковая. Первые словосочетания с определенным артиклем — это случаи, когда артикль используется с существительным в функции обстоятельства места. Однако вряд ли стоит объяснять второклассникам теорию употребления артикля. В данном случае, пожалуй, можно ограничиться самой общей информацией о том, что определенный артикль, в соответствии со своим названием, указывает на конкретность предмета, обозначенного существительным, не давая никаких правил использования артикля. Важно лишь научить школьников использовать все три артикля, включая нулевой, как часть определенных синтаксических структур, а правила сформулировать позже. Во всех словосочетаниях восьмого блока определенный артикль находится в позиции перед согласным звуком, а потому произносится как Впоследствии учащимся встретится и другой вариант, а именно артикль перед гласным, звучащий как

В фонетической части новый блок знакомит школьников со звуком [з:], который должен произноситься достаточно напряженно, а предшествующий ему согласный звук — твердо. Возможно, в случае с этим звуком проще полагаться на способность детей к подражанию.

Хотелось бы также обратить внимание учителей на отдельные задания блока. Так, упражнение 5 (££ер 52) учит школьников категоризировать понятия. Сложность может вызвать отнесение слова mermaid к группе elf, troll, т. е. к словам, обозначающим сказочных героев. Предложите ученикам сначала заполнить все остальные пропуски, а затем вернуться к сложному случаю. Задание 4 (Step 55) интересно тем, что в нем школьники должны обосновать выбор того, что им нравится. Скорее всего, они воспользуются идеями, предложенными в упражнении, но их высказывания должны быть логичными.

БЛОК 9

Элементы учебной ситуации “Время и действия”

Учебник, рабочая тетрадь: Unit 9 (Steps 57—63)

Данный блок является завершающим в учебнике для 2 класса. Самым первым заданием блока является популярная песенка Теп Little Indians, которая позволяет повторить недавно пройденные числительные. Песня содержит новое для учащихся слово boy, которое легко запомнится с ее помощью. Обратите, пожалуйста, внимание своих учеников на произношение звука в этом слове. Его второй элемент произносится не столь четко и энергично, как соотносимый с ним русский [й].

Еще одна песня из блока 9, The Alphabet Song, помогает школьникам запомнить названия букв английского алфавита и их последовательность. К этой песне желательно вернуться несколько раз для более прочного закрепления. Однако учителям следует знать, что английский алфавит станет предметом более активного изучения в начале 3 класса.

С точки зрения грамматики основное ударение в блоке делается на продолжении работы с определенным артиклем, на этот раз с существительным в функции подлежащего английского предложения. Здесь также уделяется значительное внимание повторению предлогов места и множественного числа существительных. Кроме того, активно идет работа над специальными вопросами с Where (Where is/ are...?) и ответами на них. В уроке 59 школьники учатся спрашивать по-английски “Который час?” и отвечать на этот вопрос. И наконец, делается один из первых шагов к усвоению формы английского глагола во времени present simple. Учителю можно посоветовать с самого начала подчеркнуть, что речь идет об обычных, повторяющихся действиях. Новая лексика урока преимущественно состоит из слов, включающих звук [u:]. Данный звук с самого начала отрабатывается в сопоставлении со звуком (упр. 4, Step 60). Последний блок учебника содержит несколько небольших текстов, позволяющих постепенно переходить к настоящему чтению, т. е. чтению на понимание (упр. 4, Step 58; упр. 4, Step 62; упр. 4, Step 63).Завершает работу над блоком сведение воедино реплик этикетных диалогов и рассказ о себе в том объеме, который позволяет изученный материал.

Как говорилось выше, рабочая тетрадь не только дает материал для работы над письменной речью, но и служит дополнительным ресурсом тренировочных упражнений, а также игровых заданий, лингвистических загадок и т. п. Все задания рабочей тетради, так же, как и задания учебника, сформулированы на русском языке. Тем не менее в ряде случаев школьникам могут понадобиться некоторые разъяснения учителя относительно того, как выполнять то или иное задание. Например, если задание по рабочей тетради выполняется дома, представляется правильным дать учащимся рекомендацию по поводу того, сколько раз прослушивать аудиозапись. Будет логичным с самого начала настраивать школьников на два прослушивания, но разрешить им слушать запись столько раз, сколько это необходимо для понимания, если двух раз окажется недостаточно.

В ряде случаев могут понадобиться ваши объяснения, связанные с техникой выполнения того или иного задания. Например, в ряде заданий учащиеся рисуют картинку, соединяя между собой точки, обозначенные цифрами. Напомните им, что точки нужно соединять последовательно, иначе Picture может быть испорчен. Школьники могут не понять задание, в котором они должны найти и вычеркнуть “лишние” слова в каждой строке (например, упр. 3, Step 52). Было бы полезно начать выполнение этого упражнения вместе на уроке. То же самое может касаться любого задания рабочей тетради. Хотелось бы, чтобы ученики получали удовольствие от работы с тетрадью. Пожалуйста, не забывайте хвалить школьников за хорошее ведение тетради, выдумку и творческий подход.






Для любых предложений по сайту: [email protected]