Каковы особенности обучения английскому языку по УМК

Английский язык - Книга для учителя с поурочным планированием и ключами 6 класс

Каковы особенности обучения английскому языку по УМК

Предметное содержание речи

В курсе “Enjoy English” (6 класс) продолжается планомерная и интенсивная работа над развитием всех коммуникативных умений учащихся. Обучение строится так, чтобы поддержать у детей уже сформированные во 2-5-х классах умения говорить, читать, слушать и писать на английском языке в рамках тематики 6-го класса.

Сюжет учебника строится на идее участия российских школьников в работе международного клуба юных путешественников.

Тематика общения охватывает следующее: знакомство с составом, природой, бытом, достопримечательностями страны изучаемого языка, ее выдающимися людьми; межличностные взаимоотношения в британской и российской семье, решение конфликтных ситуаций; семейные праздники в двух странах в сравнении; взаимоотношения со сверстниками; система обучения в школах России и Великобритании. Различные способы проведения досуга: чтение книг, путешествие, спорт. Праздники и фестивали в Великобритании и России (День Победы 9 мая, Guy Fawkes Day и т. д.); природа и экология; великие путешественники и исследователи и т. д.

Коммуникативные задачи, которые предстоит научиться решать шестиклассникам, подробно изложены во второй графе тематического планирования, например:

• участвовать в комбинированном диалоге: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, используя этикетные речевые клише, принятые в англоязычных странах; запрашивать интересующую информацию; сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов;

• рассказывать об одном из чудес природы, используя информацию из прочитанного текста;

• читать текст страноведческого характера (об Ирландии); восстанавливая целостность текста путем сопоставления вопросов и ответов;

• воспринимать на слух и понимать полностью содержание текста, построенного на знакомом языковом материале (телефонный разговор): находить на картинке члена клуба путешественников по описанию;

• писать небольшой рассказ о семейном празднике с опорой на план, представленный в виде речевых образцов.

Наряду с этим в таблицу включены учебные задачи, направленные на формирование метапредметных умений (они выделены курсивом), например:

• заполнять таблицу, систематизируя изученные лексические единицы;

• работать по алгоритму / инструкции;

• находить информацию (в том числе по Интернету); обрабатывать (систематизировать и обобщать) полученную информацию;

• кратко излагать результаты проектной работы в виде презентации.


Обучение аудированию

В процессе овладения аудированием школьники учатся:

- воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;

- воспринимать на слух и понимать основное содержание прослушиваемых текстов, содержащих некоторое количество незнакомых слов;

- воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию в тексте, построенном на знакомом языковом материале.

Аудитивные тексты относятся к разным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ, бытовой или учебный диалог, стихотворения) и соответствуют возрасту и интересам шестиклассников. Все тексты для аудирования имеют коммуникативный смысл и моделируют реальное общение.

Для обучения аудированию используются:

1) упражнения, которые предназначены для работы над техникой чтения, развития речевого слуха и памяти детей. В этих упражнениях содержатся знакомые и новые слова и словосочетания. Школьники слушают запись и повторяют за диктором (в паузу), а затем самостоятельно читают слова вслух;

2) специальные аудитивные упражнения, в которых учащимся предлагается прослушать текст и выполнить задание на проверку его понимания. Проверка понимания услышанного происходит в разных формах: учащимся предлагается ответить на вопрос, закончить предложение, восстановить прослушанный текст, вставив пропущенные слова, и т. д.

Работа с аудитивными заданиями включает несколько этапов:

• ознакомление с заданием;

• первое прослушивание текста;

• выполнение учащимися задания, проверяющего понимание услышанного;

• повторное прослушивание текста;

• завершение работы над заданием и внесение детьми исправлений (при необходимости);

• проверка правильности выполнения задания. Весь аудитивный материал дается в приложении книги для учителя и записан на диск.


Обучение говорению

При обучении говорению по УМК учащиеся решают поставленные коммуникативные задачи в процессе общения со взрослыми и между собой в пределах игровой, учебно-трудовой и семейно-бытовой сфер общения.

Умения в монологической и диалогической речи формируются параллельно и взаимосвязанно. Как диалогическому, так и монологическому высказыванию дети обучаются через прослушивание готовых образцов в аудиозаписи, их разыгрывание по ролям, а также выполнение коммуникативных заданий учебника. По-прежнему большое значение имеет самостоятельное или коллективное составление текста диалога или монолога по аналогии с заданными образцами.

При овладении монологической речью шестиклассники учатся:

• рассказывать о себе, своей семье, своих друзьях, своей школе, своих интересах, планах на будущее, о путешествиях и путешественниках; о своем городе / селе, о некоторых национальных праздниках страны изучаемого языка и родной страны, о городах России и Великобритании с опорой на зрительную наглядность и / или вербальные опоры;

• описывать происходящее / события с опорой на зрительную наглядность и / или вербальные опоры;

• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой на иллюстрацию, план, выражая свое отношение к прочитанному;

• кратко излагать результаты выполненной проектной работы;

• воспроизводить выученные стихи и песни. Достаточный для 6-го класса объем монологического высказывания — 6-7 фраз, соответствующих теме и правильно оформленных в языковом отношении.

Более подробное описание формируемых умений монологической и диалогической речи дается в тематическом планировании с таблицей поурочного распределения материала.

Оценить умения учащихся в монологической речи можно по следующим параметрам: соответствие коммуникативной задаче, соблюдение логики высказывания, диапазон используемых лексических средств, относительная грамматическая правильность, относительная фонетическая правильность.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения шестиклассники учатся вести комбинированный диалог (то есть сочетание таких видов диалога, как диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение, диалог-обмен мнениями).

Объем диалогического высказывания — не менее 5-6 реплик с каждой стороны.

В процессе диалогического общения расширяется ролевой репертуар школьников, автоматизируются речевые клише, вырабатываются важные умения начинать, поддерживать, завершать разговор, соблюдая правила речевого поведения, принятые в англоговорящих странах.

Соответственно, умения учащихся в диалогической речи можно оценить по следующим критериям: решение поставленной коммуникативной задачи, способность к коммуникативному взаимодействию (использование фраз, стимулирующих общение), диапазон используемых лексических средств, относительная грамматическая правильность, относительная фонетическая правильность. Все перечисленные критерии одинаково важны и определяют оценку в целом.


Обучение чтению

В процессе обучения учащиеся развивают умения и навыки в данном виде речевой деятельности, сформированные в начальных классах. Продолжается работа по совершенствованию техники чтения вслух и про себя, овладению правилами чтения применительно к новой лексике. Также продолжается освоение знаков международной транскрипции, для чего в учебнике и рабочей тетради предусмотрена специальная система упражнений.

Совершенствование техники чтения в 6-м классе ведется параллельно с работой над чтением как коммуникативным умением в трех его видах: чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное), чтение с извлечением запрашиваемой / интересующей информации (просмотровое), чтение с полным пониманием (изучающее).

При обучении ознакомительному чтению у учащихся формируется умение понять текст в целом, осмыслить главную идею текста, выделить основные факты.

При просмотровом чтении школьники учатся извлекать запрашиваемую информацию из одного или нескольких текстов.

Изучающее чтение предполагает детальное понимание прочитанного с целью использования полученной информации в собственных устных и письменных высказываниях.

При овладении чтением формируются умения:

• определять тему текста;

• прогнозировать содержание текста по заголовку;

• выделять главные факты, отделяя их от второстепенных;

• устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

• догадываться о значении неизученных слов, опираясь на контекст или словообразовательные элементы;

• игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание текста;

• пользоваться сносками, страноведческим справочником и англо-русским словарем.

Примерный объем текстов для чтения (с учетом артиклей):

- для ознакомительного чтения — 350 слов;

- для просмотрового чтения — 300 слов;

- для изучающего чтения — 250 слов.


Обучение письму и письменной речи

В 6-м классе развиваются умения письма, сформированные во 2-5-х классах. Обучение письму постепенно переходит в русло решения коммуникативных задач, и внимание уделяется развитию следующих умений:

• списывать текст;

• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

• восстанавливать слово, предложение, текст;

• заполнять таблицу по образцу;

• заполнять анкету, сообщая о себе запрашиваемые данные;

• письменно отвечать на вопросы к тексту, картинке;

• писать личное письмо зарубежному другу в ответ на письмо-стимул (в рамках изучаемой тематики) (примерный объем личного письма — 60-65 слов);

• фиксировать результаты проектной деятельности;

• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец, план, ключевые слова.

При оценивании письменной речи основное значение имеет, насколько успешно решена коммуникативная задача. Орфографическая и грамматическая правильность, как и разнообразие использованных лексических средств, также принимаются во внимание.


Обучение произносительной стороне речи

Постановка правильного произношения и правильной интонации продолжает оставаться у учащихся актуальной задачей.

Особое внимание уделяется работе с аудиозаписями. На каждом уроке важно выделять время на прослушивание отдельных слов, словосочетаний, коротких текстов в исполнении носителей английского языка. Повторяя хором и индивидуально за диктором слова и словосочетания, школьники учатся соблюдать долготу и краткость гласных, не оглушать звонкие согласные в конце слов, не смягчать согласные перед гласными и т. д.

Большое значение имеет также формирование у учащихся правильных звукобуквенных соотношений при работе над новой лексикой. С этой целью в учебник включены фонетические упражнения, как предшествующие текстам для чтения, так и приводимые сразу после них. В упражнениях подобного характера приводятся либо ряды слов, содержащие один и тот же звук в разном окружении, либо слова, сгруппированные по тематическому признаку.

По-прежнему внимание уделяется фразовому ударению, членению предложения на смысловые группы, ритму и интонации. Укреплению произносительных навыков способствует отработка отдельных словосочетаний и фраз из диалогов. Прежде чем перейти к творческой работе по созданию учащимися собственных диалогов, полезно повторить основные интонационные модели разных типов предложений в английском языке, с тем чтобы привлечь внимание учащихся к их мелодии и предупредить ошибки.


Обучение лексической стороне речи

Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. Лексические единицы (ЛЕ) поступают как через речь учителя, так и из текстов для чтения, где новые слова выделены полужирным шрифтом и вынесены в рубрику “Look and Learn!”.

Семантизация новой лексики происходит различными способами: 1) путем показа картинки, предмета, действия, 2) через дефиницию, 3) путем прямого перевода на родной язык. Затем лексика отрабатывается в ходе выполнения разнообразных тренировочных и речевых упражнений.

К концу обучения в 6-м классе учащиеся:

- овладевают лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах тематики 6-го класса:

а) отдельными словами;

б) устойчивыми словосочетаниями типа have good luck, travel on foot;

в) социокультурной лексикой типа The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, British way of life;

г) оценочной лексикой и репликами-клише, соответствующими речевому этикету англоговорящих стран;

- продолжают знакомиться с разными способами словообразования: словосложением (bookshop), аффиксацией (wonderful), конверсией (trouble — to trouble);

- продолжают знакомиться с интернациональными словами, например museum, square. Существенная часть изучаемой лексики усваивается двусторонне: для понимания при чтении и на слух и для использования в собственных устных и письменных высказываниях. Однако уже выделяется слой лексики для узнавания при чтении и аудировании.

Формирование лексических навыков осуществляется в ходе выполнения многочисленных упражнений, обеспечивающих запоминание лексических единиц и употребление их в речи учащимися. Большое место отводится упражнениям на выработку умения сочетать лексические единицы, принадлежащие к разным лексико-грамматическим классам слов (существительное и прилагательное, глагол и существительное, местоимение и существительное, числительное и существительное, глагол и наречие).

Продуктивный лексический минимум составляет примерно 800 ЛЕ, включая 500, изученных в начальной школе, рецептивный лексический запас - около 850 ЛЕ, включая продуктивную лексику. Контроль сформированности лексических навыков фактически происходит на каждом уроке при выполнении упражнений учебника и рабочей тетради. Помимо этого в секции “Test yourself” представлены специальные проверочные задания, позволяющие оценить сформированность лексических навыков.


Обучение грамматической стороне речи

В данном курсе обучение грамматической стороне речи происходит с опорой на сознание. Многолетнее экспериментальное и опытное обучение английскому языку, которое осуществлялось авторами курса “Enjoy English”, убедило, что сознательный путь обучения грамматике является самым надежным, а формируемые навыки становятся наиболее прочными и гибкими. В рубрике “Grammar Focus” даются правила инструктивного характера, раскрывающие суть нового грамматического явления. Правила обязательно сопровождаются примерами. Затем следует серия упражнений, предназначенных для автоматизации грамматического навыка.

Кроме того, рубрика “Grammar Focus” часто содержит обобщение изученных явлений, часто в виде таблицы.

При обучении в 6-м классе учащиеся учатся распознавать и употреблять в речи:

- артикли (неопределенный и определенный) в том числе с географическими названиями;

- существительные в единственном и множественном числе (a pair of jeans); исчисляемые и неисчисляемые существительные; существительные с аффиксами (-er, -or; -ect, -ist, -dan, -man), составные существительные (town centre, post office, armchair, raincoat);

- правильные и неправильные глаголы, глагол- связка; модальные глаголы can/can’t, must/mustn’t, need/needn’t, must/have to, may, could/couldn’t, глаголы действительного залога вPresent Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous; Present Perfect; сравнение Past Simple и Present Perfect;

- устойчивые словосочетания с глаголами get а letter, get on well with somebody etc;

- неопределенные местоимения some, any;

- возвратные местоимения (myself);

- качественные прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях,, в том числе и исключения; прилагательные с суффиксами -у, -able, -ful, -ous, -al, -ic, -ing, -ive;

- количественные и порядковые числительные 100 - 100 000 - 1,000,000; даты;

- предлоги места, времени и направления, союзы;

- основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, вопросительное (в том числе Wh-questions), побудительное;

- простые распространенные предложения, предложения с однородными членами;

- сложносочиненные предложения с союзами and, but;

- сложноподчиненные предложения с союзами which, who;

- условные предложения (Zero Conditional)

- безличные предложения (there is / there are);

- предложения с конструкциями to go hiking, to be fond of travelling, as... as; not as... as;

- синонимы, например a lot of/ plenty of. Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется как в ходе выполнения упражнений учебника и рабочей тетради на уроках, так и с помощью специальных проверочных заданий, предусмотренных в Test yourself.






Для любых предложений по сайту: [email protected]