ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА АУДИРОВАНИЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Английский язык Единый государственный экзамен - комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА АУДИРОВАНИЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задание на понимание основного содержания прослушанного текста

• Данное задание, первое в разделе “Аудирование”, проверяет понимание основного содержания прослушанных текстов и относится к базовому уровню. Учащийся должен сопоставить микротексты с утверждениями, данными в списке. Причем в этом списке дается одно лишнее утверждение.

• Объясните учащимся, что от них не требуется полного понимания прослушиваемых текстов. Задание можно выполнить в опоре на несколько ключевых слов, которые находится в рамках базового словарного запаса учащихся. На экзамене не следует пугаться, если экзаменуемый не понял каких-то слов или даже предложений, важно уловить основное общее содержание высказывания.

• При подготовке учащихся к данному заданию большое значение имеет формирование у учащихся механизма антиципации (предвосхищения) содержания текста в опоре на содержание утверждений. Прочитав утверждения, необходимо в первую очередь предложить учащимся установить общую тему, объединяющую все тексты. Затем попросите учащихся предположить, какой особый аспект общей темы выделяется в каждом утверждении. После этого учащимся следует предположить, какие слова или словосочетания могут быть использованы в тексте, соответствующем каждому утверждению. Мы рекомендуем не просто подбирать синонимы к словам, содержащимся в предложениях, а просить учащихся вообще перечислить ассоциации, возникающие у них при прочтении того или иного утверждения. Например, утверждение Writing Valentines has a very long history (смотри задание 2 раздела “Аудирование” тренировочных заданий данного пособия) может вызвать такие ассоциации как cards, historically, long ago и т.д.

• Отметим, что навык антиципации и очерчивания семантического поля относится к мета- предметной сфере, поэтому если Ваши учащиеся не смогут проделать это на английском языке, не создавайте им двойную трудность и выполняйте данный алгоритм на русском языке.

• Помимо попытки спрогнозировать, какие ключевые слова учащийся может услышать в тексте, соответствующем тому или иному утверждению, важно научить его выделять похожие между собой утверждения и устанавливать различия между ними. Обратимся ко второму и третьему утверждению указанного выше задания:

2. It’s another time to spend money.

3. Valentines make a big business.

Очевидно, что утверждения объединены темой денег. Однако если утверждение 2 имеет некую негативную коннотацию, предполагает, что потребитель тратит много денег на праздник, то утверждение 3 скорее относится предприятиям, которые извлекают прибыль из праздника и имеет более позитивную окраску.

• Ориентируйте учащихся на грамотный time management в рамках экзамена. Это особенно актуально именно в разделе “Аудирование”, так как выполнение заданий по аудированию зависит в значительной степени от предъявления аудиозаписи и в меньшей степени от индивидуального темпа работы самого учащегося. Учащийся на экзамене должен иметь четкое представление о формате заданий, поэтому время, отведенное на инструкцию, можно потратить на ознакомление с тестовыми вопросами.

• Если Вы решили взять на вооружение данные рекомендации, то примите во внимание, что первоначально учащиеся будут тратить на подобные размышления значительно больше времени, чем предполагается по процедуре экзамена. Однако постепенно в процессе выполнения тренировочных заданий время анализа утверждений будет сокращаться.

• Не допускайте простой проверки правильности выполнения любого задания по аудированию по ключам. Чаще всего (особенно на начальных этапах подготовки учащихся к экзамену) возникает необходимость работы со скриптом аудиозаписи. Если учащийся в процессе тренировочной работы выполнил задание неверно, необходимо дать ему возможность прочитать текст и найти в нем те ключевые слова, которые позволяют определить правильный ответ. Можно предложить учащимся читать текст аудиозаписи и одновременно включить аудиозапись еще раз, чтобы учащиеся читали в том же темпе, в котором предъявляется аудиотекст.

• За каждое правильно установленное соответствие экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение этого задание составляет 6 баллов.

Задание на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации

• Данное задание повышенного уровня сложности, второе в разделе “Аудирвоание”, проверяет понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте. Оно предполагает двукратное прослушивание беседы в стандартной ситуации повседневного общения. Учащимся предлагается оценить утверждения по содержанию прослушанной беседы как ВЕРНО, НЕВЕРНО и В ТЕКСТЕ НЕ СКАЗАНО, то есть, на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа.

• Объясните учащимся, что важно перед прослушиванием текста внимательно прочитать предложенные утверждения и обобщить информацию о ситуации, полученную из них. Приведем пример (задание 4 из раздела “Аудирование” тренировочных заданий настоящего пособия):

A. The tourist has visited England before.

B. There is a number of sightseeing attractions in Windsor besides Windsor Castle.

C. The tourist hopes to see The Queen in Windsor.

D. The Household Cavalry Museum occupies a part of Windsor Castle.

E. The tourist wants to see Windsor Castle on a separate day.

F. The receptionist claims that most tourists need more than one day to spend in Windsor.

G. The tourist wants to buy postcards with the town views.

Исходя из данного перечня утверждений, мы можем с большой долей вероятности предположить, что турист намеревается посетить Виндзор и интересуется достопримечательностями этого английского города. Кроме того, очевидно, что необходимо обращать внимание и на мысли туриста, и на информацию, которую дает служащий, так как предложенные утверждения по очереди центрируются на туристе и клерке.

• Объясните учащимся, что, прочитав предложение, им следует заранее настроиться на то, какая информация в нём является объективной, а какую информацию ему следует уловить во время прослушивания текста. Например, в утверждении D можно предположить, что музей кавалерии находится в Виндзоре, но необходимо понять, на территории города или самого Виндзорского замка.

• Наша практика показывает, что учащиеся чаще всего испытывают затруднения с определением опции В ТЕКСТЕ НЕ СКАЗАНО. Мы рекомендуем на начальных этапах подготовки к экзамену буквально вслух проговаривать вместе с учащимся текст, аналогичный примеру в предыдущем пункте. Это помогает учащимся настроиться на вероятность опции В ТЕКСТЕ НЕ СКАЗАНО.

• При подготовке учащихся к выполнению такого задания необходимо также особо обращать их внимание на отрицательные предложения и перефразировать их так, чтобы смысл предложения оставался тем же, при этом отрицательная частица отсутствовала бы в тексте. Дело в том, что отрицательная частица часто ускользает от внимания учащихся, и они могут перепутать опции ВЕРНО и НЕВЕРНО, в принципе правильно поняв сам текст.

• Мы рекомендуем учителю при прослушивании или прочтении познавательных текстов или текстов информационного характера предлагать учащимся список утверждений с заданием типа ВЕРНО или НЕВЕРНО в качестве антиципации. При контакте с текстом данное задание становится контрольным, и учащимся предлагается опция В ТЕКСТЕ НЕ СКАЗАНО. Это упражнение необходимо для того, чтобы учащиеся получили дополнительную тренировку в различении СКАЗАНО - НЕ СКАЗАНО.

• Возможно, некоторым учащимся, кому трудно дается это задание, следует предложить особый алгоритм его выполнения: во время первого прослушивания определить, есть необходимая информация в тексте или нет. Иными словами, при первом прослушивании учащиеся определяют утверждения В ТЕКСТЕ НЕ СКАЗАНО. Во время второго прослушивания учащиеся оценивают оставшиеся утверждения как ВЕРНО или НЕВЕРНО.

• За каждое правильно установленное соответствие (т.е. правильное определение предложенного утверждения как TRUE / FALSE / NOT STATED) экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение этого задание составляет 7 баллов.

Задания на полное понимание прослушанного текста

• Данные задания, последние в разделе “Аудирование”, строятся на прослушивании интервью и контролируют умения полного понимания прослушанного текста. При их выполнении предлагается дважды прослушать интервью, после чего учащиеся выполняют тест множественного выбора (три опции) по содержанию прослушанного текста. Обращаем внимание учителя, что данное задание является заданием высокого уровня сложности и по силам не каждому учащемуся.

• Безусловно, первым шагом учащихся должно стать внимательное изучение вопросов и предложенных вариантов, после чего учащиеся суммируют полученную информацию о тексте.

• Обратите внимание учащихся, что при прослушивании интервью членение текста на смысловые части уже произведено посредством вопросов интервьюера. Поэтому учащимся легче ориентироваться в аудиотексте и в тесте.

• При выполнении любого теста множественного выбора напоминайте учащимся, что после того, как он выбрал правильный, с его точки зрения, ответ, необходимо проанализировать оставшиеся варианты и попытаться объяснить при помощи фактов и информации из текста, почему они являются неверными.

• Учителю необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что и правильные, и неправильные варианты ответа могут включать слова и фразы из текста, то есть следует обращать внимание и на контекст. Те варианты ответа, которые в тексте имеют контекст, отличный от того, который они имеют в вопросе, являются неверными. Следует также быть осторожными с теми вариантами ответа, в которых встречаются те же слова и фразы, что звучат в тексте. Чаще всего эти варианты являются неверными. В правильных ответах часто используются синонимы, перифраз.

• Напомните учащимся, что им следует быть внимательными, выбирая в качестве верного ответа опцию, содержащую категоричное мнение или утверждение. Часто такие опции содержат слова типа never, always, only, every и др. Такие опции часто бывают неверным вариантом ответа.

• При подготовке учащихся к выполнению заданий на полное понимание прослушанного текста можно также использовать стратегии, описанные нами в разделе “Чтение” (задания на полное понимание текста).

• За каждый правильно выбранный ответ экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение заданий на полное понимание прослушанного текста составляет 7 баллов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]