ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ЧТЕНИЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Английский язык Единый государственный экзамен - комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ЧТЕНИЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задание на понимание основного содержания текста

• Первым заданием в разделе “Чтение” ЕГЭ по английскому языку является задание базового уровня на понимание основного содержания прочитанного текста. Задача учащихся - правильно подобрать к 7 микротекстам заголовки из предложенного списка, содержащего один лишний заголовок. Данное задание проверяет сформированность стратегий просмотрового чтения. Это в первую очередь означает, что на выполнение данного задания учащийся должен тратить минимальное количество времени (оптимально 5-7 минут). Напоминаем, что рекомендованное время выполнения всего раздела “Чтение” - 30 минут (однако учащийся имеет право сам распределять экзаменационное время в соответствии с собственными потребностями и способностями).

• Поиск правильного ответа в данном задании предполагает, что учащийся буквально сканирует текст “по диагонали”, не вчитываясь слишком глубоко в его содержание. Ключевые слова в тексте, указывающие на правильный ответ, всегда принадлежат к группе базовой лексики, доступной каждому учащемуся.

• Рекомендуйте учащимся начинать работу с данным заданием с внимательного прочтения заголовков. Учащимся следует прочитать заголовки, уяснить общую тему текстов, по возможности выстроить ассоциативный ряд с ключевым словом каждого заголовка. Обратимся к тренировочным заданиям, представленным в данном пособии (задание 1 раздела “Чтение”). В тексте, соответствующем заголовку “Joys of biking” мы можем ожидать встретить с одной стороны, слова, связанные с велосипедом (bike, ride, pedal), а с другой - слова типа joy, enjoy, pleasure и т.д. Когда мы просматриваем соответствующий текст, мы действительно встречаем эти слова:

A. If you want to see Europe on $30 a day you might prefer to stay at hostels and shop at farmers’ markets, but you definitely will not be able to do it without the help of a bike as it is one of the most economical ways to see Europe. But most bikers choose to pedal for the sheer joy of it. Just imagine riding up a beautiful mountain road, going to the very top, hearing birds singing in the treetops, and enjoying a well-earned and glorious downhill run.

• Когда учащийся выстраивает ассоциативный ряд, количество слов в нём и степень их трудности и частотности употребления будет зависеть от уровня языковой подготовки учащихся, однако напоминаем: для правильного выполнения задания достаточно владения базовой лексикой, поэтому не стоит требовать от сильных учеников длинных ассоциативных рядов. Практика показывает, что 3-5 первых ассоциаций чаще всего бывает более чем достаточно.

• Написание или даже мысленное или вслух проговаривание (на английском или русском языках) ассоциативного ряда создаёт так называемый эффект антиципации или ожидания, и учащийся при беглом прочтении текста легче выхватывает из него слова-маяки, помогающие быстро определить правильный ответ.

• При очень широком или, напротив, очень маленьком словарном запасе у учащегося выстраивание предварительного ассоциативного ряда может оказаться нецелесообразным по причине экономии времени. Следует помнить, что пассивный лексический запас учащегося (лексика, которую он способен узнать и понять) всегда больше, чем активный лексический запас (лексика, которую учащийся способен самостоятельно использовать). Можно опираться на рецептивный лексический запас учащегося; главное - суметь быстро соотнести найденные в тексте опорные слова с ключевым словом заголовка к нему. Следовательно, выделение ключевого слова в заголовке, предварительное обдумывание заголовка абсолютно необходимы.

• Посоветуйте учащимся, если они затрудняются в определении заголовка к одному из текстов, оставить его и перейти к следующему. Не менее 50% всего задания можно выполнить достаточно легко. Рекомендуйте учащимся вычеркивать использованные заголовки и затем вернуться к оставшимся текстам с гораздо меньшим количеством вариантов ответа.

• Учащимся не следует забывать, что самые простые, доступные ключевые слова чаще всего находятся в первых двух или последних двух строках текста, хотя это и не всегда так.

• Используйте на уроке приемы, формирующие стратегии просмотрового чтения. К сожалению, не все учебники содержат такие задания. Но это можно делать на примере текстов лексико-грамматических упражнений или текстов, которые предполагаются для поискового или изучающего чтения. Перед выполнением основного задания попросите учащихся бегло просмотреть текст за ограниченное количество времени (которое зависит от объема текста) и определить тему текста.

• Не требуйте от учащихся читать каждое слово в тексте или переводить текст с английского на русский. Помните, что перевод - это отдельный вид речевой деятельности, который носит творческий характер, и подменять чтение переводом на уроке иностранного языка ни в коем случае нельзя. Глубоко заблуждаются те, кто думают, что когда ученик переводит текст, он его понимает. Ученик сможет перевести текст, только если он его понял. Умения чтения - это и есть умения понять текст на разных уровнях проникновения в его содержание и смысл.

• Для формирования стратегий просмотрового чтения мы также рекомендуем учителю организовать предварительное быстрое прочтение текста с пропусками и контроль общего понимания его содержания. Такое чтение также позволяет учащимся приобрести навык игнорировать незнакомые слова и неясные фрагменты текста с целью понимания ключевых идей в его содержании.

• За каждое правильно установленное соответствие экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение этого задание составляет 7 баллов.

Задание на установление структурно-смысловых связей в тексте

• Второе задание в разделе “Чтение” КИМ ЕГЭ по английскому языку - это задание повышенного уровня на понимание структурно-смысловых связей в тексте. Экзаменуемым предлагается связный текст, в котором пропущены 6 фрагментов и список из 7 фрагментов для заполнения пропусков (список содержит 1 лишний фрагмент).

• Подготовка к выполнению этого задания во многом обеспечивается работой над синтаксисом английского предложения. Понимание базовой структуры английского предложения, порядка слов, типов придаточных предложений существенно облегчает выполнение данного задания. Обращаем внимание учителя, что часто с учащимися необходимо проводить предварительную разъяснительную работу по основным категориям синтаксиса на русском языке.

• Первым шагом в подготовке к данному заданию может стать упражнение типа “Составь предложение из набора слов”. Отметим, что слова лучше всего предлагать в готовой словоформе, при этом каждое из них должно быть использовано учащимися при составлении предложения. Далее могут следовать задания, где сначала необходимо составить предложения, а затем поставить их в правильный порядок, чтобы получился связный текст (при этом хорошо акцентировать внимание учащихся на особенностях функционирования средств логической связи в английском языке). Такое упражнение можно выполнять в группах из 3-4 человек: каждый индивидуально составляет свое предложение, затем учащиеся объединяются в группу и составляют текст. Следующим шагом может стать сборка текста из фрагментов предложений. Чтобы немного упростить упражнение, можно ориентировать учащихся на подсказки в виде знаков препинания и заглавных букв.

• Непосредственно при выполнении данного экзаменационного задания можно рекомендовать учащимся сначала проанализировать предложения с пропусками с целью определить, какая часть предложения выпущена (придаточное предложение, дополнение, обстоятельство и т.д.). Затем следует ознакомиться с предложенными вариантами и соотнести предложенные фрагменты с пропусками с точки зрения синтаксиса. Возьмем примеры из тренировочных заданий данного пособия (задание 4 раздела “Чтение”):

All new legislation adopted by the EU is translated into all official languages so D ____________ what a new law is about and how it affects them. Проанализировав структуру данного предложения, становится ясно, что здесь необходимо использовать союз so that плюс придаточное предложение. Таких вариантов два - that there is no discrimination between citizens of the European Union иthat any interested citizens across the Union know immediately. Однако первый вариант не подходит относительно следующего за пробелом придаточного предложения.

Или:

Slovenian members are just as entitled as German ones to speak the language of those F ____________. Наиболее логично было бы предположить, что здесь необходимо придаточное определительное, начинающееся с союза who, так как определяемое слово принадлежит к категории human. Таких вариантов представлено два - who voted for them in their elections и who debates political issues in the mother tongue. Однако второй из указанных вариантов использовать в данном предложении нельзя, так как определяемое слово потребует в придаточном предложении сказуемого во множественном числе.

• Подчеркнем, что содержательный аспект, общий смысл предложения не менее важен, чем структурный аспект, синтаксис предложения. Во многих случаях содержание, смысл подсказывают верный ответ, а синтаксис его подтверждает. И в смысловом и в структурном плане надо помнить, что выбор фрагмента определяется тем, что предшествует пропуску и следует за ним. Учащимся следует по возможности установить триаду содержательных соответствий: предложение до пропуска - выбранный фрагмент - конец предложения или следующее предложение. Например (задание 4 из раздела “Чтение” тренировочных заданий, представленных в данном пособии):

The many languages А ____________ are spread across the continent in a vast mosaic pattern, (ответ that are spoken by 500 million citizens of the European Union)

В данном варианте мы можем найти слова: до пропуска (languages), во фрагменте (spoken, the European Union) и после пропуска (continent).

• За каждый правильно заполненный пропуск экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение этого задание составляет 6 баллов.

Задания на полное понимание текста

• Задания на полное понимание текста объективно являются самыми сложными в разделе “Чтение” ЕГЭ по английскому языку, это задания высокого уровня на полное и детальное понимание текста. Суть задания состоит в изучающем чтении художественного или публицистического текста, после чего учащемуся необходимо выполнить тест множественного выбора, определив правильные ответы на каждый вопрос из четырех предложенных вариантов.

• Мы хотим отметить, что рекомендаций по формированию стратегий работы с экзаменационным заданием может оказаться недостаточно для не читающего в принципе ученика. Современный учащийся часто не имеет привычки читать, у него не сформированы элементы критического мышления и читательская культура. Для того чтобы учащиеся успешно справлялись с третьим заданием раздела “Чтение” ЕГЭ по английскому языку, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя в 8 - 11 классах с аутентичными художественными и публицистическими текстами на английском языке в рамках технологий критического мышления, интерактивного чтения, обучение интерпретации художественного текста и основам стилистики, что заложено в программах углубленного уровня и трудно осуществимо на базовом уровне изучения иностранного языка при 3-х часах в неделю.

• Часто при выполнении заданий на полное понимание текста учащиеся сначала читают текст и только после этого переходят к вопросам. Эта стратегия может оказаться неэффективной в условиях ограниченного количества времени на экзамене, так как фактически учащимся приходится перечитывать текст снова. Более продуктивной будет работа от тестового вопроса к тексту, что, кстати, облегчает и членение текста (хотя мы рекомендуем просмотреть текст - но не читать его внимательно! - до начала работы с вопросами). Отметим, что правильный ответ может заключаться в одном слове или словосочетании, поэтому важно критически осмысливать мельчайшие детали текста, но уже понимая поставленные задачи. Для этого необходимы специальные тренировочные упражнения, где учащиеся работают с микротекстом.

• Полезным для формирования читательской компетентности учащихся может оказаться решение всевозможных логических задач, где ключ к ответу лежит во внимательном прочтении текста, обращении внимания на его мельчайшие детали.

• Научите учащихся условно делить текст на смысловые части в соответствии с поставленными к нему вопросами. Часто в самой формулировке вопроса содержится указание, в какой части текста следует искать ответ. Вопросы следуют порядку и логике предъявления информации в тексте, но последний вопрос или вопросы могут относиться ко всему тексту в целом. Предупредите учащихся, что части текста не всегда являются равнозначными по объему, - это может быть целый абзац или всего одно предложение. Деление текста на части в соответствии с поставленными вопросами минимизирует влияние дистракторов и значительно облегчает учащимся поиск правильных ответов.

• Приучайте учащихся обращать внимание на специфику поставленного вопроса. Так, вопрос может быть ориентирован на работу “методом исключения”. Обычно такие вопросы звучат как What is TRUE или What is NOT true.

• Часто первый вопрос по тексту связан с определением основной темы текста. Рекомендуйте учащимся при ответе на такие вопросы обращать внимание на заголовок текста.

• Предупредите учащихся, что при обдумывании ответа не следует ориентироваться на прямое повторение фразы или словосочетания текста в предложенных вариантах ответа, чаще всего это заведомо неверный ответ. Практически в каждом абзаце текста, содержащем правильный ответ, есть дистракторы, часто повторяющиеся в предложенных вариантах ответов.

• При выполнении теста множественного выбора просите учащихся не только назвать правильный ответ, но и процитировать фрагмент текста, который помог учащемуся его определить. Это позволит исключить- элемент “угадывания” правильного ответа.

• Можно просить учащихся назвать правильный ответ и объяснить (доказать, используя текст), почему остальные варианты ответа являются неверными.

• Иногда учащиеся не могут определить правильный ответ, потому что не разделяют причину и следствие, не улавливают логику причинно-следственных связей. Часто это происходит из-за недостатка языковых знаний. Разъясните учащимся типичные конструкции причинно- следственной связи.

• Подчеркнем, что последний вопрос (последние вопросы) могут касаться всего текста и общей авторской позиции, авторского отношения к описываемому, что нельзя определить без общего высокого уровня читательской компетентности.

• За каждый правильно выбранный ответ экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение заданий на полное понимание текста составляет 7 баллов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]