ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ПИСЬМО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Английский язык Единый государственный экзамен - комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ПИСЬМО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задание на написание личного письма

• Первое задание раздела “Письмо” - это задание базового уровня на написание личного письма, которое посильно любому учащемуся, освоившему программу базового уровня. Рекомендуется объяснить учащимся, как будет оцениваться их письменное произведение. Выполнение данного задания оценивается по 3 критериям: содержание (решение коммуникативной задачи), организация текста, языковое оформление текста.

• Не требуйте от учащихся очевидной оригинальности и разнообразия в письменном произведении. Учащийся должен четко знать алгоритм написания письма, перечень необходимых клише, правила оформления письма. Не стоит пытаться каждый раз по-новому написать первый абзац или придумывать новые переходы от абзаца к абзацу. Мы предлагаем следующую схему оформления письма:

Moscow

Russia

___ June 201...

Dear __________,

Thank you very much for your letter. It’s always nice to hear from you.

I’ll be happy to answer your questions. ______________­________________


That’s exciting news about ________________­_________________________


That’s all for now. I’ll be waiting for your next letter.

Bye,


• Обратите внимание учащихся, что в предложенной схеме оформления адрес отправителя (т.е. российский адрес учащегося) и дата располагаются в правом верхнем углу, причем дата располагается под адресом. Можно использовать краткий или полный вариант написания адреса, а также другие принятые в англоязычных странах способы написания даты. Начало письма в предложенном образце должно содержать фразы, выражающие благодарность за полученное письмо и указание на предыдущие контакты с другом по переписке, что является обязательными компонентами. Эти фразы можно заменить на другие, если они будут решать названные задачи.

• Рекомендуйте учащимся посвящать второй абзац письма ответам на вопросы воображаемого друга по переписке, при этом не забывая начать абзац с вводной фразы. Мы рекомендуем отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы в тексте задания. Это поможет не пропустить вопрос и обдумать его более тщательно, обратить внимание на его детали. При поиске вопросов обращайте внимание учащихся на косвенные вопросы, которые на первый взгляд выглядят как повествовательные предложения. Такие вопросы часто начитаются с фраз I wonder, I’dlike to know и т.д. Рекомендуйте учащимся использовать вводные слова и обороты, начиная новую мысль, например: I must say, as for me и др. Учащимся также следует убедиться, что они дали конкретные и четкие ответы на все вопросы.

• При ответе на вопросы друга по переписке можно рекомендовать учащимся пользоваться формулировками этих вопросов из текста-стимула. Так учащийся сможет быть уверен, что он отвечает точно и четко на поставленный вопрос, а, во-вторых, воспользовавшись готовой конструкцией предложения, развернув ее из вопросительной в повествовательную форму, он сделает меньшее количество лексико-грамматических ошибок.

• Сформируйте у учащихся привычку при формулировании собственного предложения использовать строго фиксированный порядок слов, типичный для английского языка. Следует приучить учащегося формулировать мысль в последовательности подлежащее - сказуемое - дополнение - обстоятельство, по необходимости наращивая определения и вводные фразы к готовой конструкции предложения. Так учащийся сможет избежать ошибок, связанных с порядком слов и выбором синтаксической конструкции. Учащийся должен также уверенно владеть конструкциями I have и there is/are, которые смело можно назвать универсальными, так как они могут быть использованы практически в любом контексте.

• Большое количество ошибок учащиеся совершают, задавая встречные вопросы другу по переписке. Отработайте правила составления вопросительного предложения хотя бы в системе времен Simple. Помните, что вопросы могут и не быть разнообразными (по крайней мере, три однотипных, грамматически простых вопроса дадут учащемуся столько же баллов, сколько и три разных, грамматически сложных вопроса). Для отработки навыков построения вопросительного предложения предлагайте учащимся упражнения, в которых необходимо построить всевозможные вопросы к предложению.

• Требуйте от учащихся в заключении использовать фразу, выражающую надежду на продолжение общения.

• Заканчивая письмо, учащемуся также нельзя забывать о заключительной фразе и подписи (имени автора), при этом нельзя использовать в подписи фамилию и отчество, а также подписывать письмо как документ. Указание фамилии будет означать, что работа расшифрована, эксперт видит фамилию автора, нарушена секретность, и такая работа не будет проверяться.

• Объясните учащимся, что в формулировке задания указан рекомендованный объём их будущего письма - от 100 до 140 слов. Допускается не более 10% отклонения в объёме в ту или иную сторону, то есть, письмо может содержать не менее 90 и не более 154 слов включительно. Если работа содержит менее 90 слов, она не будет проверяться. Если работа содержит более 154 слов, то экзаменатор будет проверять только первые 140 слов. При подсчете слов краткие (стяженные) формы слова (например, don’t), аббревиатуры (NASA), числительные, сложные слова (e-mail) считаются как одно слово - прочитайте приложение к демоверсии КИМ ЕГЭ и саму демоверсию на сайте ФИПИ www.fipi.ru.

• В связи с тем, что при написании письма личного характера оценивается языковое оформление текста, необходимо формировать у учащихся навыки самопроверки собственного письменного произведения, а именно: поиск и выявление лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок и их исправление. Для достижения названной цели можно использовать упражнения, предполагающие исправление уже подчеркнутой ошибки (с ее объяснением); исправление ошибок в тексте, где ошибки не подчеркнуты (можно указать общее количество ошибок). Учащиеся могут работать с собственными письменными произведениями, особенно если учитель также будет указывать на ошибку, обозначать её тип, но при этом не предлагать учащимся готового правильного ответа, с работами одноклассника, а также со специально составленными учителем текстами. Приучите учащихся исправлять ошибку, аккуратно зачеркивая неверную букву, слово, словосочетание и надписывая верные сверху, между строчками.

• Используйте взаимопроверку не только для работы над языковым оформлением текста. После выполнения учащимися задания Вы можете предложить им обменяться работами и проверить их, используя критерии ЕГЭ. Так сформируется навык критического оценивания работы, внимательного отношения к аспектам решения коммуникативной задачи и оформления текста. Мы предлагаем Вам пример листа самопроверки (взаимопроверки), который призван помочь учащимся учесть все требования к их работам, которые заложены в критериях оценивания и дополнительных схемах оценивания.

Пункт самопроверки

Да \ нет

Краткий адрес расположен в правом верхнем углу.


Дата расположена под адресом.


Приветствие начато со слова dear и отделено запятой.


Абзацы выделены красной или пропущенной строкой.


Выражена благодарность за полученное письмо.


Есть фраза, показывающая, что общение уже продолжается какое-то время.


Есть ответы на все вопросы, заданные другом по переписке.


Есть средства логической связи.


В отдельном абзаце заданы 3 встречных вопроса другу.


Выражена надежда на продолжение общения.


Есть стандартная завершающая фраза, после нее стоит запятая.


Есть подпись - имя автора письма (без фамилии) на отдельной строке, после нее не стоит точки.


Количество слов в письме не менее 90, но и не более 154.


• Данное задание оценивается экспертами, прошедшими специальную подготовку, на основе критериев оценивания, которые приводятся в конце нашего пособия. Максимальный балл - 6.

Задание на создание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения “Мое мнение”

• Уточним, что в соответствии с государственным стандартом полного (общего) образования данное задание называется развернутым письменным высказыванием с элементами рассуждения “Мое мнение”. В школьной практике это задание часто называют “эссе”, что не совсем верно, т.к. в англоязычной методике преподавания английского языка как иностранного к заданиям на написание эссе предъявляются несколько иные и более жесткие требования, чем к развернутому письменному высказыванию. Данное задание также часто для краткости называют “сочинением”, и мы последуем уже сложившейся традиции.

• Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения “Мое мнение” является заданием высокого уровня сложности рассчитано на учащихся, освоивших программу профильного уровня (более 3-х часов английского языка в неделю). В программе базового уровня не содержится требования формирования этого умения у учащихся. Данное задание включено в КИМы с целью дифференциации учащихся с высоким уровнем владения языком, обучавшихся по профильной программе и претендующих на 85 - 100 баллов.

• Если Вы ставите своей целью подготовить учащихся к выполнению данного задания, не ориентируйте учащихся на использование заученных учебных текстов или их фрагментов при написании сочинения. Не забывайте, что при совпадении 30% текста учащихся с учебными текстами из письменных источников работа не проверяется и оценивается в 0 баллов. Однако речь идет именно о достаточно протяженных фрагментах (10 слов и более), а не о словосочетаниях. На стандартные вводные фразы, клише перехода от одной мысли к другой, наконец, устойчивые словосочетания и идиомы это правило не распространяется (меньше 10 слов).

• Обратите пристальное внимание на формирование у учащихся навыка интерпретации темы. Когнитивно-коммуникативная методика выдвигает на первый план в оценке продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письменной речи) именно аспект содержания, то есть нам важно не только КАК говорит учащийся, но и ЧТО он говорит. Используйте приёмы мозгового штурма для формирования у учащихся навыка быстрого подбора необходимых аргументов и технологию дебатов для формирования навыка опровергать точку зрения оппонента. Также эффективны упражнения на сортировку уже подобранных учителем аргументов по категориям.

• Начиная работу над сочинением, изучите с учащимися план сочинения, представленный в демоверсии. План не зависит от формулировки конкретной темы, он един для всех развернутых высказываний “Мое мнение”. Разъясните учащимся, что при написании сочинения рекомендуется выделять отдельный абзац для каждого пункта предложенного плана.

• Объясните учащимся, что прежде чем начинать писать эссе, необходимо обдумать тему, четко представить себе, о чем требуется писать, подобрать аргументы для 2 и 3 абзацев, контраргументы для 4 абзаца. При этом важно, чтобы учащийся понимал - выбор позиции не влияет на оценивание экспертами его работы; главное - чтобы учащийся смог аргументировать выбранную им позицию. На черновике учащиеся могут записывать свои мысли, подбирать фразы и словосочетания для выражения этих мыслей на английском языке. Так учащийся сможет заранее обдумать языковое оформление своих мыслей. Часто бывает, что мысли есть, но их трудно выразить по-английски. При помощи предварительного подбора лексики учащийся отберет аргументы, которые сможет адекватно сформулировать на английском, сэкономив время и изложив свои мысли яснее, без лишних языковых ошибок

• Для того, чтобы помочь учащимся увидеть специфику темы, предлагайте им несколько вариантов, объединенных общим предметом, например:

Internet shopping is the best way to save your money.

Internet shopping isn’t a safe way of buying things.

Так учащиеся наглядно увидят, что для раскрытия каждой из тем требуются совершенно разные аргументы, хотя их и объединяет общий элемент - покупки в Интернете.

• Разъясните учащимся, что в формулировке задания указан рекомендованный объём будущего сочинения - от 200 до 250 слов. Допускается не более 10% отклонения в объёме в ту или иную сторону, то есть, сочинение может содержать не менее 180 и не более 275 слов включительно. Если работа содержит менее 180 слов, она не будет проверяться. Если работа содержит более 275 слов, то экзаменатор будет проверять только первые 250 слов. При подсчете слов краткие (стяженные) формы слова (например, don’t), аббревиатуры (NASA), числительные, сложные слова (e-mail) считаются как одно слово - прочитайте приложение к демоверсии КИМ ЕГЭ и саму демоверсию на сайте ФИПИ www.fipi.ru.

• Научите учащихся структурировать сочинение, используя соответствующие вводные фразы и клише. Предлагаем ряд вариантов для каждой необходимой в эссе функции:

Введение первого аргумента: firstly, first and foremost, first of all, a major benefit is that, to begin / start with (it is important to emphasize)

Введение второго аргумента: secondly, furthermore, moreover, what is more, besides, similarly, a further convincing argument, another (positive / negative) aspect of ...

Введение последнего аргумента, заключение: finally, lastly.

Расширение, иллюстрация аргумента: if, providing that (provided), unless, as long as, no matter how, however many, wherever.

Введение противоположной точки зрения: there is another side to the issue / question of; there are people who have the opposite opinion.

Введение контраргумента: however, in contrast with the idea that, despite, in spite of, regardless of the fact, while, whereas, though (although), nonetheless, nevertheless.

Введение примера: for example, for instance, if we look at the statistics, if we take Internet polls.

Выделение мысли, придание ей того или иного оттенка, усиление: clearly, obviously, needless to say, generally.

Установление причинно-следственной связи: owing / due to the fact, for this reason, on the grounds that, another cause of, thus, therefore, consequently

Представление собственного мнения: in my opinion, I therefore feel, to my mind, to my way of thinking, it is my firm belief / opinion / view / conviction that, I am inclined to believe that, it seems / appears to me, as far as I am concerned

Заключение, вывод: to conclude, in short, to summarize, on the whole (I believe that)

• Подбирая аргументы, учтите, что в плане экзаменационного задания сказано: 2-3 аргумента в поддержку своей точки зрения (второй пункт плана). Это означает, что от учащегося ожидаются 2 развернутых или 3 более кратких аргумента.

• Важно, чтобы объяснение, почему автор не согласен с аргументами оппонента (условно мы считаем это четвертым абзацем - по пунктам плана) действительно соотносилось с мнением оппонента. Другими словами, следует возражать стороннику противоположного мнения именно по существу, а не просто добавить какие-то мысли в поддержку своей точки зрения. В связи с этим, прежде чем излагать аргументы противной стороны, следует задуматься о своих контраргументах.

• Требуйте от учащихся, чтобы в заключении они обязательно еще раз обозначали свою позицию. Важно отметить, что на протяжении всего сочинения выбранная учащимся позиция не должна меняться. Также нельзя занимать компромиссную позицию.

• Для работы над языковой грамотностью учащихся можно использовать рекомендации, приведенными нами к предыдущему заданию.

• Данное задание оценивается экспертами, прошедшими специальную подготовку, на основе критериев оценивания, которые приводятся в конце, нашего пособия. Максимальный балл - 14.






Для любых предложений по сайту: [email protected]