Английский язык Единый государственный экзамен - комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ГОВОРЕНИЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В первую очередь важно разъяснить учащимся некоторые общие моменты, связанные с организацией и проведением устной части ЕГЭ по английскому языку.
• Устная часть экзамена имеет компьютеризированную форму. Учащийся получает отдельное автоматизированное рабочее место, а в аудитории находится специалист, призванный решить технические проблемы учащегося, если они возникают в процессе ответа или подготовки к нему. Задания предъявляются учащемуся по очереди, время подготовки и ответа строго лимитировано компьютерной программой. Никакие действия учащегося не могут привести к увеличению времени подготовки или собственно ответа.
• В процессе подготовки к ответу учащемуся запрещается делать какие-либо записи - устная часть экзамена проверяет умения спонтанной речи (строго говоря, время подготовки не позволяет это сделать в любом случае).
• После ответа учащийся имеет возможность прослушать аудиозапись своего ответа. Рекомендуется прослушивать всю аудиозапись от начала до конца, а не только ее начало. Если ответ учащегося (или его часть) по каким-либо причинам не был записан, учащийся сообщает об этом ответственным лицам на пункте приема экзамена, и ему будет предоставлена возможность сдать экзамен еще раз в резервный день.
• Следует ознакомить учащегося со специальным тренажером для устной части экзамена, чтобы сам интерфейс программы был ему знаком (см. сайт www.ege.edu.ru). Мы также рекомендуем практиковать аудиозапись ответов учащихся и их последующее прослушивание и обсуждение на подготовительных занятиях или уроках, чтобы снять определенные психологические трудности, некий психологический барьер, который стоит перед многими сдающими устную часть ЕГЭ по английскому языку.
• Сформируйте у учащихся навык контролировать время высказывания, используя любой таймер, а также обычные или песочные часы. На экзамене на экране компьютера есть специальный таймер, который поможет учащемуся сориентироваться, сколько времени от подготовки (ответа) прошло, а сколько - осталось.
• Самое главное - создавайте ситуации неподготовленного, спонтанного говорения на уроках. К сожалению, в школьном обучении говорению все еще популярен “топиковый” подход, когда учение получает задание написать дома текст и в классе рассказать о любимой книге, своем друге, британских праздниках и т.д. Не отрицая полностью пользы таких заданий, следует признать, что используя только их, невозможно сформировать умения говорения.
Задание 1 - чтение текста вслух
• Данное задание относится к базовому уровню сложности. Отметим, что владение техникой чтения вслух сегодня является актуальным компонентом иноязычного общения. Необходимо уделять систематическое внимание овладению базовыми навыками чтения вслух на уроках английского языка в начальной школе и совершенствовать технику чтения вплоть до выпускного класса. Напомним, что эти навыки в своей основе формируются бессознательно, на имитационном уровне, при регулярной работе на занятиях с аудиозаписями учебных материалов, которые имеются в любом современном УМК.
• Сообщите учащимся, что при выполнении данного задания им предстоит за 1,5 минуты подготовить выразительное чтение вслух текста информационно-познавательного характера. Само чтение текста вслух также не должно занимать более 1,5 минут (практика показывает, что этого времени большинству учащихся вполне достаточно).
• С точки зрения звуков необходимо научить учащихся дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные, межзубные и фрикативные согласные, владеть так называемым linking г, разъяснить им правила чтения и исключения из них, научить противопоставлять сильные и слабые согласные, избегать палатализации согласных перед гласными. Для достижения этой цели мы рекомендуем использовать скороговорки и рифмовки, которые в большом количестве содержатся в любом пособии по фонетике английского языка, в сети Интернет, а также в большинстве современных УМК.
• С точки зрения интонационного оформления текста, читаемого вслух, необходимо научить учащихся правильной расстановке пауз, расстановке фразового ударения, владению восходящим и нисходящим тоном и правильному их использованию в зависимости от разных коммуникативных типов высказывания, а также в зависимости от законченности/незаконченности смысловой группы. Для этой цели мы советуем использовать метод расширяющихся синтагм, принцип “снежного кома” при хоровом проговаривании предложения, фразы, скороговорки, например:
- A cat.
- A fat cat.
- A fat cat sat on a mat.
- A fat cat sat on a mat and ate a rat.
- A fat cat sat on a mat and ate a fat rat.
• Рекомендуйте учащимся при подготовке к заданию определить, какие предложения являются простыми, а какие - сложными (сложноподчиненными и сложносочиненными). Пусть учащиеся также научатся мысленно выделять для себя перечисления, вводные обороты. Опирайтесь на знания и умения учащихся, полученные ими на уроках русского языка. Посоветуйте учащимся обращать внимание на пунктуационные знаки - они являются своеобразной подсказкой для учащихся, сигналом о необходимости использования паузы и восходящего или нисходящего тона. Можно предложить учащимся жестами рук помогать себе визуализировать восходящий и нисходящий тон.
• Научите учащихся различать служебные и самостоятельные части речи, так как от этого будет зависеть фразовое ударение в предложении.
• При подготовке учащихся к выполнению данного задания обязательно проверяйте понимание ими содержания читаемого текста (при помощи любого подходящего в каждом отдельно взятом случае формата), так как это позволит экзаменуемым правильно разделить текста на синтагмы (правильно расставить паузы) и использовать логическое ударение.
• Продемонстрируйте учащимся особый ритм, характерный для английского языка, а именно: ударный слог и следующие за ним неударные слоги образуют ритмическую группу, в которой всегда есть один ударный слог и некоторое количество неударных слогов. Произношение ритмических групп с разным числом неударных слогов в английском языке занимает приблизительно одинаковое время. Мы рекомендуем учителю на начальных стадиях подготовки к выполнению данного задания отбивать ритм (такт) для учащихся каблуком, указкой, ладошками.
• Сообщите учащимся о критериях оценивания данного задания. Учащийся может получить либо 1 балл, либо 0 баллов за задание 1. При этом для того, чтобы эксперт оценил чтение текста вслух в 1 балл, учащийся может допустить не более 5 фонетических ошибок, при этом не более 2 из них могут быть грубыми (т.е. искажающими фонетический и фонематический состав слова, препятствующими правильному узнаванию слова и пониманию читаемого текста). Приведите пример таких ошибок для учащихся (ship or sheep, fin or thin), попросите учащихся самостоятельно подобрать пары таких слов и разъяснить произносительные особенности каждого слова в паре.
Задание 2 - условный диалог-расспрос
• Данное задание также является заданием базового уровня сложности. В соответствии с коммуникативной ситуацией учащимся предлагается некая реклама. Для того, чтобы принять решение, воспользоваться данным рекламным предложением или нет, учащимся предлагается задать несколько уточняющих вопросов.
• Сообщите учащимся о временном факторе при подготовке и выполнении данного задания - 1,5 минуты на подготовку, по 20 секунд на каждый вопрос. Расскажите учащимся, что каждый правильно заданный вопрос оценивается в 1 балл (при этом принимаются только прямые, грамматически верно составленные вопросы, отражающие запрос в задании). Максимально за данное задание учащийся может получить 5 баллов.
• В рамках тренировочной работы используйте разные изображения в соответствии с кодификатором ЕГЭ по английскому языку (панорамы городов, музеи и прочие места проведения досуга, спортивные центры и др.), не ограничивайтесь туристической тематикой, представленной в демоверсии.
• Напомните учащимся разницу между общими и специальными вопросами, отработайте с ними, как следует задавать прямые вопросы, обращая внимание на порядок слов в вопросительном предложении. Рекомендуйте учащимся использовать преимущественно общие и специальные вопросы, так как именно эти типы вопросов будут выглядеть наиболее естественно в условиях данного задания.
• Отработайте с учащимися построение вопросительного предложения в простом настоящем и простом будущем времени активного и пассивного залога. Используйте как коммуникативные задания, так и комплексы условно-речевых упражнений. Последние будут особенно эффективны для формирования прочного и гибкого навыка построения вопросительных предложений. Количество и набор упражнений определяйте, исходя из ситуации с отдельно взятой группой - устраняйте типичные ошибки.
• Укажите учащимся на тот факт, что косвенные вопросы и эллиптические конструкции при выполнении данного задания недопустимы.
• Объясните учащимся, что они могут использовать однотипные вопросы, если это позволяет задание, а также укажите на возможность использовать лексику, использованную в самом задании, либо синонимичные фразы и обороты (при этом богатство лексического репертуара учащегося не приносит ему в данном задании никаких бонусов). Например, по пункту location можно задать такие вопросы:
- Where is it located?
- Where is it situated?
- What’s the address of ... и т.д.
• В большинстве случаев из формулировки задания очевидно, общий или специальный вопрос следует задать по тому или иному его пункту. Так, если пункт начинается со слова if, наиболее Логичным будет задать общий вопрос. Также напомните учащимся, что общий вопрос произносится с восходящей, а специальный - с нисходящей интонацией.
• Попробуйте на уроках или подготовительных занятиях составить некий банк клише для выполнения задания 2 - список возможных вариантов вопросов для стандартных экзаменационных ситуаций (по темам, например, о времени, местоположении, финансовых вопросах и др.). Однако особо подчеркнем, что подобный список вопросов призван стать скорее ориентиром для учащихся, нежели перечнем для обязательного заучивания.
• Объясните учащимся, что не следует задавать несколько вопросов по одному и тому же пункту в надежде, что хотя бы один вопрос окажется правильным. Эксперт-экзаменатор оценивает только один вопрос - последний из прозвучавших. Поэтому если экзаменуемый задал вопрос и понял, что сделал в нем ошибку, то он может успеть в отведённое время задать тот же вопрос правильно. Но если он исправит правильное на неправильное, то балла не получит, т.к. второй окончательный ответ содержит ошибку. Здесь полная аналогия с письменным экзаменом: если ученик зачеркнул правильное и написал сверху неправильное - это считается ошибкой.
Задание 3 - тематическое монологическое высказывание (описание фотографии)
• Данное задание устной части ЕГЭ по английскому языку также является заданием базового уровня сложности. Разъясните учащемуся суть задания. По ситуации, перед ним три фотографии из его личного фотоальбома. Необходимо выбрать одно из трех предложенных фото и описать воображаемому другу эту фотографию по предложенному в задании плану. На подготовку учащемуся дается стандартные для устной части ЕГЭ по английскому языку 1,5 минуты, сам ответ должен занимать не более двух минут при общем рекомендуемом объеме 12-15 фраз.
• Данное задание оценивается по трем критериям, которые необходимо внимательно прочитать вместе с учащимися, разъясняя их формулировки. Так, первый критерий - решение коммуникативной задачи, т.е., содержание высказывания. Особо отметим, что если данный критерий оценивается экспертом в 0 баллов, то и весь ответ по данному заданию автоматически оценивается как 0 баллов тоже. Проследите вместе с учащимися, сколько фраз они должны произнести на тот или иной балл по данному критерию (по этому критерию можно получить максимум 3 балла). Обратите внимание учащихся, что важно не просто сказать нужное количество фраз, но и раскрыть все пункты плана (аспекты) в задании. Если один или несколько аспектов (пунктов плана) раскрыты не полностью или не раскрыты вообще, то количество баллов по данному критерию будет меньше максимально возможного даже при общем объеме высказывания 12-15 фраз. Второй критерий - организацию высказывания, а именно, наличие в высказывании средств логической связи и вступительной и заключительной фразы (по этому критерию можно получить максимум 2 балла). Третий критерий - это языковое оформление высказывания учащегося. Расскажите учащимся, сколько и каких типов ошибок они могут допустить, рассчитывая на тот или иной балл по данному критерию (максимум 2 балла). Итого максимально за заданное задание учащийся может получить 7 баллов. Отметим, что точно такие же критерии применяются к оценке 4 задания - монологическому высказыванию с элементами рассуждения (сравнение двух картинок).
• При обучении учащихся выполнению задания 3, не используйте устаревшие версии заданий 2015 и 2016 г. В 2016 и 2017 гг. именно в формулировки задания 3 вносились изменения. Согласно проекту демоверсии КИМ ЕГЭ 2017 г. у говорящего есть свобода выбора, кто фотографировал, а кто позировал (т.е., теоретически на фото может быть “изображен” сам говорящий). Кроме того, формулировка первого пункта плана предполагает, что учащийся указывает не только КОГДА, но и ГДЕ был сделан снимок. В КИМ ЕГЭ 2017 г. в инструкции слово present заменено на слово describe и исчезло слово Imagine. Все это сделано с целью подчеркнуть, что коммуникативная цель задания - описание конкретной фотографии, а не рассказ по картинке, который бывает мало связан с изображением и иногда приобретает фантастический характер (это моя жена и дети / это я прилетел с Марса, я - космонавт).
• Для организации тренировочной работы Вы можете просить учащихся приносить фото из личного фотоальбома, однако отслеживайте соответствие этих фотографий кодификатору ЕГЭ по английскому языку.
• Рекомендуйте учащимся на экзамене, выбирать тот снимок, который позволит им наиболее выигрышно продемонстрировать владение языком. Сделав выбор, учащимся следует сосредоточиться на нем, не менять фотографию в процессе подготовки.
• Требуйте от учащихся при выстраивании монолога строго следовать предложенному в задании плану. Принято думать, что это необходимо в первую очередь для эксперта, однако эксперт в любом случае должен внимательно слушать ответ, каким нелогичным он бы ни был, отыскивая в нем элементы, соответствующие тому или иному пункту плана. Следование плану задания нужно скорее учащемуся, так как это помогает ему не запутаться в своих рассуждениях, не упустить ни один из аспектов содержания, логично выстроить высказывание.
• Напомните учащимся, что ответ следует начинать с фразы I’ve chosen photo number..., как это и сказано в задании, но эта фраза не может считаться вступительной. Предложите учащимся некий набор стандартных вступительных и заключительных фраз, например:
Вступительные фразы: Would you like to have a look at my picture? / I’d like to show you a picture from my photo album., etc.
Заключительные фразы: I hope you liked my picture. / I guess that’s all I can tell you about this photo., etc.
• По некоторым пунктам плана высказывания также можно предложить учащимся составить домашние заготовки, например:
(1) When and where the photo was taken: I took this picture last year (three years ago). /1 took this picture while travelling. /1 took this picture on holiday in ...
(4) Why you took the photo: It was an unforgettable moment of my trip. / This picture reflects the atmosphere of the day (event).
(5) Why you decided to show the picture to your friend: I know you always like to look through my holiday pictures. /1 know you have always wanted to see this place.
Однако не следует допускать, чтобы учащийся полагался только на клише в своем ответе, - такой ответ не может получить высокий балл. Клише лишь призваны сделать речь учащихся более логичной, связной, заполнить неизбежные паузы на обдумывание фразы, снять психологические трудности, помочь “войти” в монолог.
• Для второго пункта плана особенно удобны конструкции типа there is/are, you can see и пр. Активизируйте лексику для описания природы, внешности и одежды человека и т.д. Для третьего пункта плана рекомендуется использовать предложения с Present Continuous (Progressive) Tense.
• Формируйте компенсаторные умения учащихся, навыки перифраза. Это пригодится им при ответе, если они не будут знать, как называется тот или иной предмет на снимке, но назвать его будет необходимо. Для этого хорошо использовать задание Explain what it means in English, упражнения типа телевизионного игрового шоу “Устами младенца”.
• Учащимся также пригодятся фразы типа: in the picture, in the background (foreground), to the left/right, in the centre, to take a picture, синонимы слова picture (shot, photo, photograph).
• Чаще предлагайте учащимся в парах или малых группах описывать иллюстрации учебника (можно сочетать с задаванием вопросов к ним, оптимизируя подготовку, готовясь одновременно и ко второму, и к третьему заданиям).
Задание 4 - монологическое высказывание с элементами рассуждения (сравнение двух фотографий)
• Данное задание является заданием высокого уровня сложности и призвано дифференцировать учащихся с высоким уровнем владения английским языком. Успешно справиться с ним может учащийся, изучавший английский язык в рамках профильной программы преподавания или дополнительно к базовому уровню обучения. Не ставьте своей целью подготовить всю группу к выполнению задания 4, так как в нем учащимся потребуется качественно иной, гораздо более богатый словарный запас. Кроме того, от учащихся требуется способность рассуждать, сравнивать, анализировать, находить общие свойства и различия. Все это относится к метапредметным умениям, которые Вы, разумеется, как и любой другой предметник, развиваете на своих уроках. И все же, не каждый учащийся базового уровня владения английским языком сможет выполнить задание 4.
• В рамках данного задания учащимся предстоит сравнить две фотографии (картинки) по приведенному плану. Сообщите учащимся, что фотографии в задании призваны иллюстрировать два способа (варианта) делать что-либо (заняться спортом, готовиться к экзаменам и т.д.). Учащиеся готовятся к ответу в течение 1,5 минут, затем им предоставляется 2 минуты для ответа.
• Предложите учащимся варианты вступительной и заключительной фразы для ответа, например:
Вступительная фраза: I’d like to compare and contrast these two pictures for you. / Let me talk about these two pictures for you., etc.
Заключительная фраза: That’s all I wanted to tell you about these two pictures. / I hope I’ve managed to complete the task., etc.
• По первому пункту плана требуйте от учащихся четкого и лаконичного описания предложенных картинок. При этом укажите учащимся на тот факт, что им необходимо назвать само действие и место, где оно происходит. Оптимальным будет использование предложений с Present Continuous (Progressive) Tense или Participle I + обстоятельство места, например:
In the first picture we can see a girl (who is) jogging in the park.
• Объясните учащимся, что по второму и третьему пунктам плана они могут назвать по одному и более сходству или различию соответственно. При этом учащимся необходимо постоянно напоминать о необходимости контролировать объем высказывания. Единственное названное сходство или различие может привести к тому, что учащиеся не смогут сказать необходимое для высокой оценки ответа количество фраз. В то же время не стоит искусственно находить сходства и различия, они должны быть очевидными как из самих картинок, так и из ситуации. Предложите учащимся клише типа: As for the similarities between the two pictures, ... / However, there are some differences between these pictures., etc. Укажите учащимся на тот факт, что формулировка четвертого пункта плана в значительной степени облегчает учащимся поиск принципиального сходства или различия между фотографиями. Не стоит стремиться унифицировать, клишировать ответ по второму и третьему пунктам плана - такой ответ будет смотреться невыигрышно, искусственно. Необходимо отталкиваться от конкретного содержания фотографий в задании.
• Активизируйте в речи учащихся такое грамматическое явление, как степени сравнения имени прилагательного. Степени сравнения прилагательных могут пригодиться и для описания различий между фотографиями, и для обоснования собственного выбора после того, как он был сделан и назван отвечающим (пункты 4 и 5). Напомните учащимся, что они выбирают не картинку, а способ что-то делать, изображенный на фото, т.е., не I’d personally prefer picture 1, a I’d personally prefer shopping online, etc.
• При подготовке учащихся к данному заданию полезным будет использовать следующие приемы: составить “рамку” монологического высказывания из универсальных клише, попросить сократить или увеличить объем текста - ответа на задание, искать сходства и различия между картинками (иллюстрациями), составлять списки полезных слов и выражений для описания картинки или характеристики той или иной ситуации (перед этим можно предложить учащимся тему из кодификатора и попросить спрогнозировать проблемные ситуации, связанные с ней. Например, по теме “Семья”: большие и маленькие семьи, различные способы проведения семейного досуга и т.д.).