Знакомимся с заданием 39 - Письмо

Английский язык - Я сдам ЕГЭ! - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - 2018

Знакомимся с заданием 39 - Письмо

Знаете ли вы, что ...

  • хотя письменная речь составляет 9 % коммуникации, но именно она служит средством сохранения и передачи знаний от поколения к поколению и без неё было бы невозможно существование мировой литературы;
  • письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации;
  • письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику, которая выражается в первую очередь в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов письменной речи;
  • продуктами письменной речи являются выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, личное и деловое письмо, изложение, сочинение, статья, реферат, аннотация, рецензия, отчёт, художественный текст, публицистическая статья и т. д.
  • в ЕГЭ в разделе “Письмо” используются следующие типы заданий: личное письмо (базовый уровень сложности) и письменное высказывание с элементами рассуждения “Моё мнение” (высокий уровень сложности).

Знакомимся с разделом “Письмо”

Общая информация

Раздел “Письмо” содержит два задания с развёрнутым ответом:

  • задание 39 (базового уровня сложности) — личное письмо;
  • задание 40 (высокого уровня сложности) — письменное высказывание с элементами рассуждения “Моё мнение”.

Максимум за успешное выполнение ДВУХ заданий этого раздела — 20 баллов. Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела — 80 минут (20 минут — на задание 39 и 60 минут — на задание 40).

Структура и содержание раздела “Письмо”

Задание

(уровень сложности)

Проверяемые умения

Тип текста

Тип задания

Максимальный

балл

Задание 39 (базовый уровень)

Строить личное письмо в соответствии с коммуникативным заданием и в заданном объёме:

— описывать события, факты, явления;

— сообщать и запрашивать информацию;

— строить письменное высказывание логично и связно;

— соблюдать неофициальный стиль общения и принятые в языке нормы вежливости;

— структурно оформлять личное письмо в соответствии с принятыми в языке нормами;

— употреблять языковые средства точно и правильно в соответствии с коммуникативной задачей

100—140 слов

С развёрнутым ответом

6

Задание 40 (высокий уровень)

Строить развёрнутое высказывание с элементами рассуждения “Моё мнение” в соответствии с коммуникативным заданием и в заданном объёме:

— сообщать информацию;

— выражать собственное и чужое мнение;

— аргументировать свою и чужую точку зрения;

— высказывать несогласие с точкой зрения оппонента, приводя доказательства и примеры;

— делать выводы;

— строить письменное высказывание логично и связно;

— соблюдать нейтральный стиль письменного текста;

— употреблять языковые средства точно и правильно и т. д.

200—250 слов

С развёрнутым ответом

14

Золотые правила

  1. Для того чтобы успешно выполнить задания 39 и 40, прежде всего следует внимательно прочитать инструкцию к ним.
  2. Обратите особое внимание на выделенные жирным шрифтом элементы инструкции в заданиях.
  3. Постарайтесь полно продемонстрировать те умения, которые проверяются в данном виде задания.
  4. При выполнении заданий раздела “Письмо” важно соблюдать требуемый объём. Требование к учащимся соблюдать заданный объём не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и с выполнением коммуникативной задачи. Недостаточный объём письменной работы — это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков. В то же время, его превышение объёма, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для её выполнения содержательный материал и чётко сформулировать свои мысли. Часто превышение объёма работы вызвано тем, что экзаменуемый старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых “топиков”, что ведёт к уходу от темы, а иногда — к её полной подмене. Следует обратить внимание, что требуемые границы объёма выполнения заданий 39 и 40 очень широки: в задании 39 — от 100 до 140 слов, в задании 40 — от 200 до 250 слов. При подготовке к ЕГЭ следует ориентироваться именно на эти требования. Ошибка экзаменуемого в подсчёте слов на экзамене не ведёт к тяжелым последствиям, так как при проверке работы экспертами допускается 10 % отклонений от предписанного объёма, т. е. ответ на задание 39 объёмом 90—154 слова и ответ на задание 40 объёмом 180—275 слов будут проверены без снижения балла за объём. Это правило продиктовано заботой об экзаменуемых, желанием избежать лишнего стресса, пониманием возможности ошибки при подсчёте в стрессовой ситуации.
  5. Если же в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10 %, т. е. если в выполненном задании 39 более 154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания 40—250 слов и оценивается только эта часть работы.
  6. Чтобы написать текст заданного объёма, подсчитайте, сколько примерно слов умещается у вас в строке. Научитесь определять на глаз примерное количество слов в тексте, разборчиво написанном вами. Напишите для тренировки несколько писем объёмом в 100 слов, запомните, сколько примерно строк вам для этого понадобилось. Это поможет вам сориентироваться при создании письменного высказывания и скорректировать объём текста.
  7. Помните, что считаются все слова, включая артикли и предлоги. Краткие формы глагола, напримерI’ve,I’m, следует считать как одно слово. В личном письме адрес и дата включаются в общий подсчёт слов.
  8. Старайтесь логически организовать ваш текст, делите его на абзацы. Графически показывать деление на абзацы можно по-разному. Можно делать небольшой отступ в начале первой строки каждого абзаца. Это наиболее традиционный и наиболее уловимый глазом способ. Можно не делать отступа, но начинать абзац с новой строки, оставляя пустую строку между абзацами. В любом случае важно, чтобы деление на абзацы было осмысленным, логичным и воспринималось зрительно.
  9. Постарайтесь, чтобы ваш текст верно излагал нужную информацию, выражал ваше личное мнение, эмоции и чувства, был логичным и связным.
  10. Используйте разнообразную, в том числе оценочную, лексику и разнообразные грамматические структуры.
  11. При подготовке к экзамену внимательно прочитайте и проанализируйте критерии, по которым оценивается раздел “Письмо”. Выполните задания данного раздела из демоверсии и попробуйте оценить себя по предложенным критериям.
  12. Не пишите полностью ответы на задания на черновике. У вас не хватит времени их переписать. На черновике можно набросать план и/или ключевые слова.
  13. Пишите чётко и разборчиво.
  14. Оставьте 2—3 минуты на проверку каждого задания.
  15. Имейте в виду, что задание 40 — высокого уровня сложности, оно предназначено для учащихся, занимавшихся по профильной программе (более трёх часов в неделю) и претендующих на 80—100 баллов. Заранее взвесьте свои возможности: если вы не претендуете на высокий балл, если ваша задача — пройти минимальный порог и набрать не более 70 баллов, возможно, не следует вообще браться за задание 40. Вы потеряете на этом 14 баллов, но у вас будет лишний час (!) для выполнения других заданий.
  16. На экзамене, приступив к разделу “Письмо”, выполните сначала задание 39. Оно не случайно стоит первым в этом разделе. Второе задание гораздо сложнее, и если вы начнёте с него, возможно, не успеете завершить ни одно из них. Выполнение задания 39 даст вам чувство удовлетворения, и вы сможете хотя бы частично выполнить задание 40. При выполнении заданий по письму важно правильно психологически настроиться и “расписаться”; рассматривайте первое задание как разминку для выполнения второго. Проверьте наш совет дома при подготовке к экзамену и проведите эксперимент: в один день выполните задания в рекомендуемом порядке, а в другой — начните с задания 40. Сравните результаты и ваши ощущения.

Знакомимся с заданием 39

Описание задания 39

В первом задании раздела “Письмо” (задание 39) надо написать личное письмо в страну изучаемого языка другу по переписке в ответ на его письмо, отрывок из которого приводится в задании. Требуемый объём — 100—140 слов. Выполнение этого задания оценивается с точки зрения содержания, организации текста и его языкового оформления. Максимум за успешное выполнение этого задания — 6 баллов.

Стратегии выполнения задания 39

  1. Рекомендуемое время на выполнение этого задания — 20 минут. Не подгоняйте себя, не старайтесь сэкономить несколько минут для второго задания; не начинайте работу над разделом с задания 40, оставляя на письмо 10 или 15 минут, даже если вы считаете это задание для себя простым. Отнеситесь к этому заданию серьёзно, хотя оно и принесёт вам в два раза меньше баллов, чем задание 40.
  2. Прочитайте инструкцию к заданию 39. Обратите внимание, что инструкция состоит из двух частей. Одна часть даётся до отрывка из письма зарубежного друга (этот отрывок называется “письмо-стимул”, потому что оно служит стимулом для вас, для написания ответного письма), вторая часть инструкции следует за письмом-стимулом. Дочитайте инструкцию до конца, “не потеряйте” часть задания, которая даётся после письма-стимула и располагается под ним. Ваши задачи:
  • дать развёрнутое сообщение (ответить на все вопросы друга);
  • запросить информацию (задать вопросы другу);
  • использовать неофициальный стиль;
  • соблюдать формат личного неофициального письма и нормы вежливости, принятые в данном языке;
  • соблюдать требуемый объём — 100—140 слов.
  1. Итак, вам нужно написать личное письмо, в котором вы ответите на вопросы друга и зададите ему (ей) свои вопросы (см. вторую часть инструкции, после письма-стимула). Ваши вопросы должны быть именно на указанную в инструкции тему. Если в задании указано: задайте три вопроса о путешествии брата, то вопрос “Сколько лет брату?” не будет засчитан экзаменаторами. При этом вы должны соблюдать нормы вежливости, принятые в стране изучаемого языка, и оформить письмо согласно правилам английского языка.
  2. Распределите рекомендованные вам 20 минут так:
  • 2—3 минуты на анализ задания и составление плана ответного письма (на английском языке, ни в коем случае не по-русски);
  • 2—3 минуты на составление списка слов и выражений;
  • 12—13 минут на написание письма;
  • 2—3 минуты на проверку выполненного задания.
  1. Не бойтесь, что если вы потратите 5 минут на обдумывание и составление плана и списка нужных выражений, то не успеете написать черновик, а потом переписать ваш текст набело, — при таком подходе черновик вам просто не понадобится. У вас будет план и нужные выражения — фактически вам надо просто превратить словосочетания в полные законченные предложения.
  2. План вашего ответного письма вырастает из письма-стимула. Прочитайте его внимательно и напишите на черновике, о чём спрашивает вас друг (скорее всего, у вас получится три пункта, три вопроса, на которые надо ответить). Это уже целый абзац вашего письма (а может быть, и больше — но не увлекайтесь, ведь есть и верхний предел — 140 слов!). Далее у вас в плане будет пункт о вопросах другу — отметьте, о чём должны быть эти вопросы.
  3. Набросайте список полезных слов и выражений. Не забудьте про связующие слова (союзы, вводные слова, местоимения и т. п.).
  4. Не забудьте, что вы пишете личное письмо другу, и поэтому следует соблюдать неофициальный стиль! Особенно важно, чтобы обращение к другу, завершающая фраза и ваша подпись носили неофициальный характер.
  5. Помните, что основная часть вашего письма должна логично делиться на абзацы. У вас получится как минимум три абзаца: в первом вы благодарите друга и даёте ссылку на предыдущие контакты (например, извиняетесь за то, что долго не писали), во втором отвечаете на вопросы друга, в третьем задаёте свои вопросы. У вас должны быть какие-то фразы — мостики между абзацами, например первый и второй абзац можно соединить такой фразой: “В своем письме ты спрашиваешь меня о... “Мне бы хотелось знать...”.
  6. Перечитайте ещё раз письмо-стимул и сверьте его с вашим планом.
  7. Вот и прошло 5 минут, вы готовы приступить к написанию личного письма. Вспомните, как оформляется личное письмо на английском языке: как пишется адрес, дата, обращение, как располагаются эти части личного письма на листе бумаге. Вам нужна также завершающая фраза и подпись.
  8. При выполнении задания 39 необходимо:
  • обязательно раскрыть все пункты, которые обозначены в тексте-стимуле в виде прямых или косвенных вопросов;
  • задать три вопроса. Ваши вопросы должны точно соответствовать указанной в задании теме. Они не должны дублировать друг друга. Вопросы должны быть развёрнуты. Постарайтесь задать вопросы разных типов;
  • избегать лишних подробностей, не имеющих отношения к заданию (особенно фрагменты заученных топиков). Однако, раскрывая пункты, старайтесь развернуть свой ответ, выразите своё мнение, укажите причину, по которой вы так считаете;
  • помнить, что письмо имеет определённую структуру: вступление, главную часть и заключение;
  • следовать правилам оформления письма, принятым в стране изучаемого языка. В случае английского языка можно следовать или британской, или американской традиции (например, в написании даты) — и та и другая допустимы. Дату можно писать только цифрами, а можно цифрами и словами (например, месяц);
  • помнить, что вы указываете СВОЙ адрес, а не адрес вашего друга по переписке. По-английски вы можете написать полный адрес или краткий (только город и страна); при этом важно помнить, что сначала пишется город, потом — страна;
  • не забыть, что любое личное письмо принято начинать с благодарности за полученное вами письмо;
  • добавить фразу, содержащую ссылку на последний контакт с другом по переписке (например, извинение за то, что долго не отвечали на письмо, или радость по поводу получения его нового письма);
  • правильно разделить письмо на абзацы. Абзацы должны быть графически выделены (красная строка или пустая строка между абзацами);
  • соблюдать логичность изложения и помнить о связующих словах внутри абзацев и между ними;
  • дать ссылку на последующий контакт (например, “С нетерпением жду твоего ответа”);
  • не забыть о завершающей фразе и подписи (только имя!).
  1. Вы написали письмо — теперь проверьте написанное, сверяя ваш текст с письмом-стимулом, убедитесь, что вы:
  • написали не менее 100 и не более 140 слов;
  • дали ответы на все вопросы зарубежного друга, осветили все необходимые аспекты содержания;
  • задали другу указанное в задании число вопросов (см. часть инструкции после письма-стимула) на указанную тему. Помните: ваши вопросы не должны дублировать друг друга и должны быть развёрнуты. Постарайтесь дать разные типы вопросов;
  • соблюдали во всех частях письма неофициальный стиль и нормы вежливости (благодарность за письмо ссылки на прошлый контакт и надежду на будущий), принятые в данной стране;
  • указали ваш адрес и дату, правильно их расположив;
  • использовали неофициальную, нужную в личном письме форму обращения к другу, правильно расположив этот элемент;
  • употребили правильную завершающую фразу и дали ссылку на будущий контакт;
  • поставили правильную подпись и правильно её расположили.

Учимся выполнять задание 39

  1. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Nancy who writes:

... I know you've just moved to a new house. How do you like it there? How do you get to your school now? why did you decide to move?

Just imagine l won the city contest in Geography last week ...

Write a letter to Nancy.

In your letter:

— answer her questions;

— ask 3 questions about the city contest in Geography.

Write 100—140 words.

Remember the rules of letter writing.

Разбор задания 39

ШАГ 1. Знакомимся с первым заданием раздела. Внимательно изучим инструкцию задания 39. Поймём, что необходимо сделать в задании 39 (см. выше). В задании нужно ответить на вопросы друга, задать другу вопросы и правильно оформить письмо в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Обратите внимание, что коммуникативное задание даётся не только внутри рамки, но и после неё. Начните с прочтения фрагмента письма-стимула, выделите в нём вопросы, которые задаёт вам друг: How do you like it there? How do you get to your school now? Why did you decide to move?

Затем прочитайте задание после фрагмента письма. Вам предлагается задать Нэнси три вопроса: about the city contest in Geography.

Инструкция напоминает вам о правилах оформления письма (Remember the rules of letter writing) и об объёме письма (Write 100—140 words).

Начинаем писать ответ на письмо.

ШАГ 2. Составляем план ответного письма и список ключевых слов. Перед написанием текста личного письма потратьте 3—5 минут на анализ задания и составление плана и списка ключевых слов к нему. Это поможет вам логично построить письмо и правильно разделить его на абзацы.

ШАГ 3. Пишем адрес и дату. Адрес следует писать справа и желательно свёрнуто, т. е. только город и страну. Свёрнутый адрес позволит избежать ошибок при его написании, а также поможет не превысить объёма письма. Следует писать СВОЙ адрес, а не адрес друга по переписке. Следовательно, в адресе должна быть указана страна Россия. Что касается города, то нужно указать свой город. Помните, ни в коем случае нельзя в адресе указывать свои имя и фамилию.

Например, адрес может выглядеть так:

Moscow, Russia

или:

Moscow

Russia

Дата пишется под адресом. Её лучше писать цифрами:

Moscow, Russia

20.05.2017

Дату можно написать и таким образом:

Moscow, Russia

5, June, 2017

ШАГ 4. Пишем обращение к другу. Так как вы пишете письмо другу, то следует соблюдать неофициальный стиль общения. Обращение выглядит так: Dear Nancy. Обратите внимание, что, во-первых, фамилия не пишется, пишется только имя друга; во-вторых, обращение пишется на отдельной строчке слева и после него ставится запятая. Следующее предложение начинается с большой буквы с нового абзаца.

ШАГ 5. Выражаем благодарность и даём ссылку на предыдущий контакт. Благодарность и ссылка на предыдущий контакт могут выглядеть следующим образом:

Thank you for your letter, it was great to hear from you again after such a long time.

Thanks for your recent letter. Sorry, l haven't answered you earlier. I have so much to tell you.

ШАГ 6. Отвечаем на вопросы друга. Ответы на предложенные вопросы должны быть в следующем абзаце. Обратите внимание: нельзя сразу давать ответы на вопросы, должен быть какой-то мостик для соединения первого и второго абзацев. Например, в нашем случае он может выглядеть так:

I'm glad to answer your questions about my new home.

Затем необходимо ответить на заданные в письме-стимуле вопросы:

How do you like it there? How do you get to your school now? Why did you decide to move?

Каждый вопрос представляет собой отдельный аспект, который будет оценивать эксперт. В данном случае у нас только три вопроса, но иногда в одном вопросе могут скрываться два вопроса, например, если они начинаются с двух вопросительных слов when and where либо when and why. Если не будет ответа на какой-либо вопрос, то эксперт засчитает это как отсутствие аспекта и снизит оценку. Если ответ будет не развёрнутым, а кратким, или будет дан ответ только на when, то он будет отмечен как неполный.

Ответы на все три вопроса должны быть даны в одном абзаце. В целом данный абзац может быть написан так:

I'm glad to answer your questions about my new home. The house is big and I've got my own room. It's very big and beautiful. I like my room very much. There's a new school near my house and l get there on foot. My parents decided to move because my dad had been offered a new well-paid job in this district of Moscow.

ШАГ 7. Задаём вопросы другу. Следующий абзац должен быть посвящён запросу информации, т. е. вашим вопросам (в данном случае о городском конкурсе по географии). Однако помните, что нельзя сразу начинать с вопроса. Опять должна быть фраза — связка с предыдущим абзацем либо ссылка на письмо Нэнси. Например, I’m happy to learn about your victory in the contest либоYou wrote you had won the contest, my congratulations! By the way... Далее могут следовать ваши вопросы. Нельзя задавать вопросы типа “По какому предмету был конкурс?” или “Примешь ли ты участие в конкурсе?”, так как эта информация есть в письме: конкурс был по географии и он уже состоялся. Вопросы должны быть развёрнутыми и не должны дублировать друг друга. Также важно, чтобы они были грамматически правильно построены. В нашем случае вопросы могут выглядеть так:

Where was the Geography contest held? How many people participated in it? How long did the contest last?

ШАГ 8. Пишем заключительную часть письма. Затем, если позволяет объём, желательно в новом абзаце написать фразу о том, что это все ваши новости (That's all ту news for now.), либо извиниться, что вам пора заканчивать письмо, так как нужно что-либо сделать (Sorry, I have to до now and help my mum with dinner.).

С новой строки напишите фразу, выражающую надежду на дальнейшие контакты, например Норе to hear from you soon, либо Keep in touch, либо Drop me a line. Она должна быть на отдельной строке, слева. После данной фразы ставится точка.

Следующая фраза — заключительная, она тоже пишется на отдельной строке, слева. После заключительной фразы ставится запятая. Здесь может быть: Yours, Love, Best wishes и т. д.

На следующей строке ставится подпись. Подпись включает только имя пишущего, так как личное письмо предусматривает неофициальный стиль. Например, Katya/lvan. После подписи знаки препинания не ставятся. В нашем случае окончание письма может выглядеть так:

That's all for now.

Hope to hear from you soon.

Best wishes,

Anna

ШАГ 9. Проверяем работу. Вы закончили писать письмо. Сверьте его с планом. Проверьте его содержание, языковое оформление и объём.

ШАГ 10. Изучаем критерии и дополнительную схему оценивания выполнения задания 39 (см. ниже), чтобы понять, как эксперты-экзаменаторы будут оценивать вашу работу.

Типичные ошибки при выполнении задания 39

Экзаменуемые:

  • не понимают формата задания;
  • не умеют представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;
  • не умеют запросить информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • допускают ошибки в оформлении и организации текста (написание адреса, даты, подписи и завершающей фразы, отсутствие мостиков, средств логических связей между абзацами, нарушение логики);
  • допускают языковые ошибки (неправильные видовременные формы глаголов, предлоги, артикли, неправильный порядок слов в вопросах и т. д.);
  • не соблюдают требования к объёму письма.

Критерии оценивания выполнения задания 39 (максимум 6 баллов)

Баллы

Решение

коммуникативной задачи

Организация

текста

Языковое оформление текста


К1

К2

К3

2

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные ответы на все вопросы, заданы три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости

Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка

Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче; орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок или/и не более двух негрубых орфографических и пунктуационных ошибок)

1

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании (более одного аспекта раскрыто не полностью или один аспект полностью отсутствует); встречаются нарушения стилевого оформления речи или/и принятых в языке норм вежливости

Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются отдельные нарушения принятых норм оформления личного письма

Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимания текста; имеются орфографические и пунктуационные ошибки, не затрудняющие коммуникации (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок или/и не более четырёх негрубых орфографических и пунктуационных ошибок)

0

Задание не выполнено:

содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму

Отсутствует логика в построении высказывания; принятые нормы оформления личного письма не соблюдаются

Понимание текста затруднено из-за множества лексико-грамматических ошибок

Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи всё задание оценивается в 0 баллов.

Дополнительная схема оценивания задания 39

НОМЕР

БЛАНКА





Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90—154 слова





1. Решение коммуникативной задачи (содержание)

Аспект 1. Ответ на вопрос о том, как живётся автору письма в новом доме, дан





Аспект 2. Ответ на вопрос о том, как теперь автор письма добирается до школы, дан





Аспект 3. Ответ на вопрос о том, почему они решили переехать, дан





Аспект 4. Три вопроса о городском конкурсе по географии заданы






Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: ссылка на предыдущие контакты; благодарность за полученное письмо; надежда на последующие контакты





Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 2)





2. Организация

Логичность





Деление на абзацы





Средства логической связи





Обращение на отдельной строке





Завершающая фраза на отдельной строке





Подпись на отдельной строке





Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий)





Дата под адресом





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 2)





3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 2)





Подготовительные упражнения к заданию 39

  1. Ответьте на вопросы.
  2. Что такое письменная речь?
  3. Какова цель письменной речи?
  4. Каковы продукты письменной речи? Какие виды письменных текстов вам известны?
  5. Какие виды письменных продуктов используются в ЕГЭ и каковы цели этих заданий?
  6. Какие типы заданий используются в разделе “Письмо”?
  7. Какие критерии используются при оценивании личного письма?
  8. Сколько баллов максимально можно получить за личное письмо и за письменное высказывание с элементами рассуждения?
  9. Расставьте положения рекомендаций к оформлению личного письма в нужном порядке, соответствующем написанию письма, затем тщательно изучите их.
  10. a) Основная часть личного письма. В ней раскрываются все аспекты, указанные в коммуникативном задании (ответы на вопросы друга, вопросы к другу по переписке).
  11. b) В начале письма автор обычно:
  • благодарит адресата за ранее полученное письмо:

It was great to hear from you again.

I was very glad to get your letter.

Thank you for your letter. I was happy to hear that you are fine.

Thanks for your recent letter, it was good to hear from you.

  • извиняется, что не написал раньше:

I am sorry l haven't written for so long but I've been really busy with...

I'm sorry I've taken such a long time to reply to your letter.

I really should have written sooner...

I must apologize for not writing earlier.

  1. c) Завершающая фраза письма зависит от степени близости автора и адресата, после неё всегда ставится запятая.

Lots of love,

Much love,

Yours,

Best wishes,

All the best,

  1. d) Под адресом ставится дата (справа):

Monday, April 2nd, 2016

или:

9 October, 2016

или:

5th March

или:

07/05/2016

  1. e)Подпись автора (слева). Личные письма подписываются без указания фамилии, точка после имени не ставится.

Peter

Mary

  1. f)В конце письма:
  • упомянуть о дальнейших контактах, например:

Hоре to hear from you soon.

Write back soon.

Keep in touch.

Take care, and write again soon.

  • можно объяснить причину, почему автор заканчивает письмо:

Anyway, I mast до and get on with my work.

Sorry, my mam is calling me.

I guess it's time l got on with that stadying I've been avoiding.

  1. g)Адрес пишущего указывается в правом верхнем углу:

5 Morskoy Рг.

Sochi

Rassia

  1. h)Письмо начинается с обращения. После обращения ставится запятая:

Dear Ann,

Dear Uncle Jerry,

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8









  1. Какие формы глаголов — полные (Ihave read, I didn't know, he’ll come) или краткие (I’ve read, I didn’t, he’ll) — характерны для неофициального стиля личного письма?
  2. Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме.

Dear Richard,

Dear Madam,

Dear Aunt Mary,

Dear Mr Fountain,

Dear Alice,

To whom it may concern

Dear Sir,

Dear Editor,

  1. Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме.

Yours faithfully,

Love,

Yours sincerely,

Best wishes,

Yours,

Much love,

All the best,

Yours truly,

Sincerely,

Best regards,

  1. Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма:

а)

24А, Peace Avenue

Ulan Bator

Mongolia

b)

Flat 13

14, Smirnova Str.

Nerekhta, Russia, 157800

3 June, 2016

c)

Moscow

Russia

03.06.2016

  1. Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма.

a)

Dear Jane,

I'm very glad to have a word from you. I hope that we'll communicate more often, we can use the Internet, can't we?

You are writing about the competition. Congratulations! I guess you were the best player in your team!

b)

Please, write to me soon.

Best wishes to your parents.

Your friend,

Nastya

c)

Anyway, I’ll try to answer your questions about my housework. I usually clean my room. I have to duster my furniture, my TV set and an old-fashioned tape-recorder, etc. I don’t like to duster my CD discs and my souvenirs because I've got so many of them and it takes quite a lot of time to do it.

  1. Найдите и отметьте галочкой правильно написанные даты.

2016, June 3

3 June, 2016

7th march, 2016

March 7, 2016

07/03/2016

05.04.2016

  1. Какие части личного письма обусловлены стремлением соблюсти нормы вежливости, принятые в англоязычных странах?
  2. В каких частях письма наиболее явно проявляется его неофициальный стиль?
  3. Какие содержательные моменты обязательно должны быть в личном письме во вступлении, в основной части, в заключении?
  4. Обозначьте названия частей личного письма.

1 обращение

2 упоминание дальнейших контактов

3 подпись

4 начало письма (благодарность за полученное письмо;

ссылка на предыдущие контакты)

5 основная часть письма (ответы на вопросы)

6 завершающая фраза

7 дата

8 адрес

9 вопросы другу по переписке

I ______________­________________

II ______________­_______________

III ____________________________

IV ____________________________

V ______________­_______________

VI ____________________________

VII ____________________________

VIII ___________________________

IX ______________­_______________

*13. Изучите дополнительную схему оценивания личного письма, обращая особое внимание на решение коммуникативной задачи. Какие ошибки допущены в приведённых ниже фрагментах писем? Что в них отсутствует или сформулировано неверно?

НОМЕР БЛАНКА





Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90—154 слова





1. Решение коммуникативной задачи (содержание)

Аспект 1. Ответ на вопрос ... дан





Аспект 2. Ответ на вопрос ... дан





Аспект 3. Ответ на вопрос ... дан





Аспект 4. Три вопроса о... заданы





Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: ссылка на предыдущие контакты; благодарность за полученное письмо; надежда на последующие контакты





Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 2)





2. Организация

Логичность





Деление на абзацы





Средства логической связи





Обращение на отдельной строке





Завершающая фраза на отдельной строке





Подпись на отдельной строке





Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий)





Дата под адресом





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 2)





3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 2)





a)

Dear John Smith,

I'm glad to get your letter, in your letter you ask me questions about my plans for the future.

b)

Dear Tom,

Thank you for writing me back. It looks like you had a fun time there.

c)

That is all for now. Hope to hear from you soon.

Yours sincerely,

Kate

d)

Looking forward to hearing from you soon.

Love,

Petr Ivanov

e)

Dear Ann Smith,

I am happy to inform you that l received your letter yesterday.

  1. Какие ошибки допущены в данных фрагментах текста? Вы можете использовать дополнительную схему оценивания из предыдущего задания.

a)

zagorodnaya street,

Konakovo

Russia

Dear Peter,

I was glad to receive your letter again.

b)

Write back soon. Love,

Olga

  1. Найдите и исправьте ошибки в следующих фрагментах личного письма.

а)

Boston

USA

Dear Ann, How are you? As for me, l am well.

b)

Thanks for your letter. I haven't heard from you for ages. Unfortunately, there aren't many rivers in Russia, let alone waterfalls. The most famous one is the Volga river, it is the largest river in Russia. I have gone rafting once with my mother. It was awesome!

c)

Russia,

Tula

12.04.16

Dear Mary,

I was happy to receive your letter yesterday.

d)

I hope to hear from you soon.

Bye, Peter

  1. Найдите и исправьте пунктуационные ошибки в языковом оформлении текста в следующем фрагменте личного письма.

Write to me soon,

Love

Kate.

  1. Найдите и исправьте ошибки в языковом оформлении текста в следующем фрагменте личного письма.

I wonder how you travel around? What is the most cheap kind transport? What is the traffic situation alike in your town?

  1. Найдитеи исправьте ошибки в языковом оформлении текста в следующем фрагменте личного письма.

You've mentioned that it was your mother's birthday last week. How you celebrated it? What your present was? Your mother liked it?

  1. Прочитайте задание и напишите начало личного письма (всё, что следует написать до ответов на вопросы друга).

You have received a letter from your English-speaking pen-friend Tom who writes:

... Last week our family went to the famous Niagara Falls. It was my first visit there and it was fun! We enjoyed the weather and the splashes of falling water on our faces. It reminded us of our last rafting trip, where can you see beautiful water sights in Russia, if at all? Have you ever gone rafting? What do you think about extreme sports in general?

... By the way, we are going to Greece this summer...

Write a letter to Tom.

In your letter:

— answer his questions;

— ask 3 questions about his trip to Greece.

Write 100—140 words.

Remember the rules of letter writing.

Ваш ответ:











  1. Прочитайте задание предыдущего упражнения и напишите основную часть (ответы на вопросы друга), которая продолжит начало личного письма, написанного вами выше.

Ваш ответ:











  1. Прочитайте задание 19 ещё раз и напишите вопросы другу.

Ваш ответ:











  1. Прочитайте задание 19 ещё раз и напишите завершающую часть письма. Не забудьте о ссылке (выразите надежду на будущий контакт), заключительной фразе и подписи.

Ваш ответ:











  1. Прочитайте задание и закончите личное письмо.
  2. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Andrea who writes:

... My Mum often complains that I spend too much money on shopping. To tell you the truth, I like to buy beautiful things and spend all my pocket money on small souvenirs. I collect souvenirs. Do you or your friends collect anything? what do you and your friends do with your pocket money and why? What's your parents' attitude towards it?

As for the latest news, I have just entered courses ...

Write a letter to Andrea.

In your letter:

— answer her questions;

— ask 3 questions about her courses.

Remember the rules of letter writing.

Личное письмо

MOSCOW

Russia

1/12/2016

Dear Andrea,

Thank you for your letter. I'm awfully sorry for not writing for so long because I've been busy at school.

In your letter you show a deep interest in my hobbies. Well, I do collect small things and most of them are small figures of penguins. As for pocket money, frankly speaking, l like spending it on clothes. My mother doesn't like it and we often argue. My friends spend their money on going to a cinema or on computer games, isn't it silly?







*24. Отредактируйте личное письмо-ответ так, чтобы можно было получить максимальные баллы. Особое внимание обратите на соответствие выполненного письма коммуникативной задаче. Прежде чем выполнить данное задание, изучите критерии, по которым оцениваются личные письма в ЕГЭ (см. приложение).

  1. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Tom who writes:

...Last month oar class went to Washington to visit the National Museum of American History. It was my first visit there and it was fun! How often do you go to museums with your class, if at all? which museum is your favourite or what museum would you like to visit? why do you think people should go there?

This summer we plan to go hiking with my parents.

Write a letter to Tom.

In your letter:

— answer his questions;

— ask 3 questions about his summer plans.

Write 100—140 words.

Remember the rules of letter writing.

Личное письмо (с сохранением языкового оформления)

12 Pushkin Str.

Moscow

Russia

Dear Tom Brown,

Thank you for your letter, sorry, l haven't answered your letter at once. How is your health? How is your mother? I hope you are well.

Clad to hear that last month you went to Washington to visit the National Museum of American History. As for me, l have never been there. But l would like to visit it some day. we usually go to the museums with our class once in two months. Last summer we went to Moscow and visited a lot of different museums. Most of all I liked the Tretyakov Gallery. Now it's my favourite museum. I want to be a painter, that's why it's important for me to see the pictures of famous Russian artists. I think people should often go to museums to broaden their outlook, to discover something new, to enjoy the beauty of the pictures and to learn better our history and history of different nations.

When are you planning to go hiking? Will you go with your class or with your parents? Will it be in June or July?

Sorry, my mum is calling me. I must finish my letter, норе to here from you soon.

Best wishes,

Sveta

Полезные советы

Как считать слова в личном письме?

При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчёту. При этом:

— стяжённые (краткие) формы can’t, didn’t, isn't, I’m и т. п. считаются как одно слово;

— числительные, выраженные цифрами, т. е. 1, 25, 2009, 126 204 и т. п., считаются как одно слово;

— числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т. е. 25 %, 100 % и т. п., считаются как одно слово;

— числительные, выраженные словами, считаются как отдельные слова;

— сложные слова, такие, как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;

— сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Что делать, если превышен объём?

  • Свернуть адрес, указать только город и страну.
  • Проверить вступление, возможно, вы дали подряд две ссылки на предыдущие контакты (например,Itwas nice to hear from you again. Sorry, I haven't written for so long.). Достаточно одной.
  • Дать более короткую завершающую фразу и ссылку — надежду на контакт.
  • Зачеркнуть 1—2 прилагательных.
  • Зачеркнуть отдельные слова либо предложения, которые не несут информацию и являются избыточными.

Тренируемся в выполнении задания 39

Вариант 1

  1. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Sarah who writes:

...It was so exciting to watch the Rio Olympics on TV! I wish l had had a chance to come to Rio and see it all with my own eyes. Do you enjoy watching sports competitions live? What sports are people in your country fond of and why? How much time a week do you devote to sports?

As for the latest news, I have decided to take up a dance class ...

Write a letter to Sarah.

In your letter:

— answer her questions;

— ask 3 questions about her dance class.

Write 100—140 words.

Remember the rules of letter writing.

Вариант 2

  1. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Jason who writes:

... My mum is constantly criticizing the way l get dressed to school. She thinks school is not the best place for my favourite style in clothes, what do your parents think about your choice of clothes? Do you think a dress code is a good idea for schools and why? What is your favourite item of clothing and why do you like it so much?

As for the latest news, my brother has finally come back from his trip to Australia ...

Write a letter to Jason.

In your letter:

— answer his questions;

— ask 3 questions about his brother’s trip to Australia. Write 100—140 words.

Remember the rules of letter writing.

Вариант 3

  1. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Amanda who writes:

... At school we were given a task to draw our family tree. It's so difficult to find information about your distant relatives who lived a long time ago. Do you think it's important to know about your family history? why do you think a person might need to know his or her family tree? what interesting facts about your relatives do you know?

As for the latest news, yesterday l went to the cinema to see that new blockbuster ...

Write a letter to Amanda.

In your letter:

— answer her questions;

— ask 3 questions about the new film.

Write 100—140 words.

Remember the rules of letter writing.

Рефлексия

  1. Помог ли вам представленный в данной теме материал лучше понять содержание и структуру задания 39 раздела “Письмо”?
  2. Что было легко/трудно в усвоении темы?
  3. Что было полезным?
  4. Что вы усвоили, чему научились, что сумеете выполнить самостоятельно?
  5. Что осталось неясным?

Научились, умеем, усвоили

  1. Усвоили алгоритм выполнения задания 39 раздела “Письмо”.
  2. Научились выполнять это задание.
  3. Умеем применять следующие стратегии:
  • дать развёрнутое сообщение (ответить на все вопросы друга);
  • запросить информацию (задать вопросы другу);
  • использовать неофициальный стиль;
  • соблюдать формат личного письма и нормы вежливости, принятые в данной стране (в данном языке);
  • соблюдать объём письма — 100—140 слов.





Для любых предложений по сайту: [email protected]