Задание 39 - ПИСЬМО

Английский язык - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ - 2018

Задание 39 - ПИСЬМО

Раздел “Письмо” включает 2 типа заданий:

• задание 39 — базового уровня — письмо личного характера;

• задание 40 — высокого уровня — сочинение с элементами рассуждения.

Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела — 80 мин. Максимально возможный первичный балл за оба задания — 20.

Задание 39

В задании 39 экзаменуемым необходимо написать личное письмо другу по переписке из страны изучаемого языка. В качестве стимула им предлагается отрывок из письма друга, в котором заданы 3 вопроса.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Harry who writes:

Для успешного выполнения задания экзаменуемый должен дать развёрнутые ответы на предложенные вопросы. Также учащимся необходимо задать другу 3 вопроса в соответствии с заданием, указанным под письмом-стимулом.

Письмо должно быть оформлено с учётом требований к оформлению личных писем и не содержать ошибок.

Рекомендуемое время на выполнение задания 39 — 20 мин.

ОЦЕНИВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 39

Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащихся определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учёта выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание было субъективным: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на субъективно-объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел “Письмо”. Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие как “Содержание” и “Организация текста”, так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.

Эксперты оценивают выполнение заданий 39 (Личное письмо) по трём критериям:

1) содержание и полнота выполнения задания (максимально 2 балла)

Для получения максимального балла по критерию “Содержание” необходимо:

• дать 3 полных (развёрнутых) ответа на заданные в письме друга вопросы;

• задать другу 3 вопроса по указанной теме;

• соблюсти принятые нормы вежливости (поблагодарить за письмо и дать ссылку на предыдущие контакты, выразить надежду на последующие контакты, вежливо завершить письмо);

• выбрать неофициальный стиль речи (правильное обращение, завершающая фраза и подпись):

• уложиться в заданный объём (100-140 слов);

2) организация текста (максимально 2 балла)

Для получения максимального балла по критерию “Организация текста” необходимо:

• указать адрес автора письма (можно краткий) в правом верхнем углу;

• указать дату под адресом;

• написать неофициальное обращение на отдельной строке;

• логично выстроить текст письма и правильно разделить его на абзацы;

• использовать средства логической связи (союзы и вводные слова);

• написать завершающую фразу на отдельной строке;

• под завершающей фразой на отдельной строке написать своё имя (без точки после него!);

3) языковое оформление текста (максимально 2 балла)

Для получения максимального балла по критерию “Языковое оформление текста” необходимо:

• использовать словарный запас и грамматические структуры в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• не допустить более 2 негрубых лексико-грамматических ошибок и/или более 2 орфографических и пунктуационных ошибок.

Таким образом, за письмо личного характера учащийся может получить максимально 6 баллов. Особенностью оценивания заданий 39 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Содержание” всё задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании заданий раздела “Письмо” учитывается такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов, — 100-140 слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10% (т.е. если в выполненном задании 39 более 154 слов), проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. В этом случае при проверке задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов и оценивается только эта часть работы (при этом завершающая фраза и подпись могут не попасть в подсчёт, что повлияет на оценивание письма).

При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, начиная с первого по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету. При этом:

• стяжённые (краткие) формы can’t, isn’t, I’m и т. п. считаются как одно слово;

• числительные, выраженные цифрами (т. е. 1; 25; 2009, 126204 и т. п.), считаются как одно слово;

• числительные, выраженные словами, считаются как слова;

• сложные слова (такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five) считаются как одно слово;

• сокращения (например USA, e-mail, TV, CD-rom) считаются как одно слово.

Критерии оценивания выполнения задания 39

Баллы

Решение коммуникативной задачи (содержание)

Организация текста

Языковое оформление текста


К1

К2

К3

2

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости

Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка

Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок); орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок)

1

Задание выполнено не полностью:

содержание отражает не все аспекты, указанные в задании;

встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке норм вежливости

Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания

Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 4-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок)

0

Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объёму

Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается

Многочисленные ошибки базового уровня в языковом оформлении текста препятствуют эффективной коммуникации: ограниченный словарный запас/многочисленные ошибки в словоупотреблении и сочетаемости; несоблюдение грамматических правил; многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки

Типичные ошибки, встречающиеся при написании личного письма

По критерию “Решение коммуникативной задачи”:

• не даны развёрнутые и/или полные ответы на все три вопроса (чтобы дать полный ответ на вопрос “Какие фильмы нравятся тебе и твоим друзьям?”, надо сказать не только про свои вкусы, но и про предпочтения своих друзей);

• заданы не все три вопроса, поставленные в задании, или заданные вопросы не соответствуют заданию очень часто учащиеся невнимательно читают задание и задают вопросы не по теме, указанной в задании, или игнорируют информацию, данную в тексте письма-стимула. Ещё одна очень часто встречающаяся ошибка — вопросы поставлены не в том времени);

• неправильно написано обращение (нарушен стиль);

• отсутствует благодарность за полученное письмо или ссылка на предыдущий контакт;

• отсутствует завершающая фраза или нарушен стиль её написания;

• отсутствует фраза о надежде на будущий контакт или нарушен стиль её написания;

• несоблюдение (занижение или превышение) объёма письма.

По критерию “Организация текста”:

• неправильное деление на абзацы;

• нарушение логики;

• нарушения в использовании лексических средств логической связи;

• отсутствие адреса и/или даты;

• дан адрес того, кому направлено письмо, а не адрес отправителя или порядок слов в адресе не соблюдён.

По критерию “Языковое оформление текста”:

• неправильный порядок слов в вопросительных предложениях;

• неправильное употребление артиклей;

• пропуск глагола-связки в предложениях;

• орфографические ошибки;

• лексические и грамматические ошибки базового уровня.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 39

Как правильно задать вопросы в личном письме?

Для того, чтобы правильно задать вопросы в личном письме, следует помнить о порядке слов в вопросительном предложении. В английском языке есть пять основных типов вопросительных предложений.

1) общий вопрос — это вопрос, на который мы отвечаем “Да” или “Нет”.

Схема построения общего вопроса:

Выбор вспомогательного глагола определяется временем, в котором надо задать вопрос:

Does your sister go to school? — Yes. she does.

Can your brother swim? — No, he can’t.

Is Peter a good pupil?

Were you at school yesterday?

2) альтернативный вопрос предполагает выбор между двумя вариантами. Альтернативный вопрос состоит из двух общих вопросов, соединённых союзом or (или), хотя на практике второй вопрос часто сокращается до альтернативы:

Is it a book or is it a copy-book? → Is it a book or a copybook?

Will he come today or will he come tomorrow? → Will he come today or tomorrow?

3) разделительный (хвостовой) вопрос употребляется, когда мы хотим, чтобы слушатель согласился или не согласился с нашим утверждением. Он состоит из утвердительного предложения и краткого вопроса.

Схема построения разделительного вопроса:

Tom likes coffee,...?

На русский язык хвостовой вопрос переводится всегда одинаково: не так ли? А в английском языке он имеет разную форму в зависимости от времени утвердительного предложения.

Для того, чтобы задать хвостовой вопрос необходимо:

• поставить исходное предложение в вопросительную форму:

Does Tom like coffee?

• заменить подлежащее местоимением:

Does he like coffee?

• взять из вопроса первые два слова:

does he

• вставить между ними not, если исходное предложение не содержит отрицания. Отрицанием в предложении считаются следующие слова: no, not, never, nothing, nobody, no one, neither, none, hardly, without:

does not he

• записать вопрос в краткой форме (обязательно!):

doesn’t he?

They aren’t brothers, are they?

You went to London last year, didn’t you?

She never lies, does she?

Sam has got a sister, hasn’t he?

Your brother can swim very well, can’t he?

Jack won’t be angry, will he?

Особые случаи образования хвостового вопроса:

I am right, aren’t I? но: I am not late, am I?

• местоимения This, That заменяются в кратком вопросе на местоимение it:

That’s the exit, isn’t it?

• местоимения These, Those заменяются на местоимение they:

These are your books, aren’t they?

• местоимение There не изменяется.

There are no lessons today, are there?

something, anything, nothing, everythingзаменяются на местоимение it:

Everything is OK, isn’t it?

somebody/someone, anybody/anyone, nobody/no one, everybody/everyoneзаменяются в кратком вопросе на местоимение they:

Everybody is present, aren’t they?

Внимание! В этом случае может потребоваться замена глагола-помощника в хвостовом вопросе!

I’m late, aren’t I?

There’s no time to spare, is there?

Something funny happened , didn’t it?

Nobody was watching, were they?

4) специальный вопрос начинается со специального вопросительного слова (или слов): what, whom, which, where, when, why, whose, how, how old, how many/much, how long и т.д. На специальный вопрос дают развёрнутый ответ.

Схема построения специального вопроса:

Where did you go yesterday?

How can I help you?

Why are you late?

Where is my book?

5) вопрос к подлежащему или его определению сохраняет прямой порядок слов.

а) вопрос к подлежащему

Ответ на вопрос к подлежащему состоит из двух слов: подлежащее и глагол-помощник/глагол-связка/модальный глагол:

Who is reading a book? — Tom is.

б) вопрос к определению подлежащего

Whose pen is lying on the table? — It’s mine.

Как правильно оформить письмо

При написании личного письма необходимо придерживаться следующих основных правил.

Ø Не забудьте указать свой адрес в правом верхнем углу. Полный адрес записывается в следующем порядке:

Номер квартиры

Номер дома, название улицы

Город

Страна

Индекс

В целях экономии слов допускается указывать адрес в кратком виде, например:

Moscow

Russia

Ø Под адресом, пропустив строку, необходимо написать дату письма:

June 7th, 2015

7 June 2015

или менее официально:

07/06/15

Ø Письмо начинается с неофициального обращения.

Представьте, что Вы пишете настоящему другу, а друзей обычно называют по имени. Если в задании не указано имя друга по переписке, вам следует его придумать. Начните своё письмо с дружеского обращения:

Dear Tim,

или

Dear Rebecca,

После обращения обязательно ставится запятая!

Ø Разделите текст письма на несколько логических абзацев. Каждый из них начинается с красной строки.

В первом абзаце поблагодарите своего друга за его письмо:

Thanks a lot for your letter. I was happy to hear from you again.

или

Thank you for your letter. I haven’t heard from you for ages.

Вы можете также извиниться за то, что не писали раньше.

I’m sorry I haven’t answered earlier but I was really busy with my school.

и/или спросить, как дела:

How are you?

Основная часть письма (1-2 абзаца). В этой части письма вы должны дать развёрнутые ответы на 3 вопроса, указанные в задании.

Предполагается, что письмо должно быть написано в неформальном стиле, поэтому вы можете использовать неформальные слова-связки, такие как well, by the way, anyway, infact, so, as for me, for example, а также разговорные выражения типа Guess what? или Wish me luck!, а также восклицательные знаки.

Хотя личное письмо пишется в неофициальном стиле, тем не менее, рекомендуется использовать распространённые предложения с разнообразной лексикой.

Не забудьте также задать все необходимые вопросы. Их следует выделить в отдельный абзац. Постарайтесь сделать логичный переход от основной части письма к вопросам. Перед тем, как задать вопросы, внимательно прочитайте предложение в конце письма-задания, к которому будете задавать вопросы. Вопросы должны быть разнообразные: где?, куда?, когда?, с кем?, сколько?, почему? и т.д.

В последнем абзаце следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо:

Sorry, I’d better go now as I have to do my homework.

Sorry, I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.

и упомянуть о дальнейших контактах (на отдельной строке):

Please write back!

Keep in touch!

Drop me a letter when you can.

Hope to hear from you soon.

Ø В конце письма на отдельной строке указывается завершающая фраза, которая зависит от близости автора и адресата. После нее всегда ставится запятая! Возможны следующие варианты завершающей фразы:

Love,

Lots of love,

All my love,

All the best,

Best wishes,

Ø На следующей строке под завершающей фразой указывается имя автора (без фамилии!). Например:

Andrew

или

Kate

Постарайтесь визуально чётко разделить текст письма на абзацы. Это можно сделать несколькими способами:

• начинать каждый абзац с “красной строки”, делая отступ 1-1,5 см;

• отделять абзацы друг от друга пустой строкой;

• совмещать указанные два способа.

Обязательно подсчитайте количество написанных вами слов. Чтобы не тратить на это дополнительное время на экзамене, вы можете заранее подсчитать, какое количество слов помещается у вас на одной строке, и на экзамене ориентироваться по количеству написанных строк. Помните, что адрес и дата входят в общее количество слов.

Таким образом, письмо к другу имеет следующий вид:


Адрес пишущего (в правом верхнем углу)


Дата (под адресом)

Обращение,



В начале письма автор обычно а) благодарит адресата за полученное письмо; б) ссылается на предыдущие контакты.


Основная часть письма: в ней должны быть даны развёрнутые ответы на все вопросы, указанные в задании.


Не забудьте задать все необходимые вопросы. Их надо выделить в отдельный абзац.


Вежливое окончание письма.

Упоминание о дальнейших контактах (используются фразы-клише).


Завершаюшая фраза,


Подпись автора (имя)





Очень важно уложиться в заданный объём (100-140 слов), так как при превышении объёма на 10% эксперты будут проверять и учитывать только ту часть письма, которая укладывается в 140 слов. Если объём письма менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов.

Образец письма личного характера

You have received a letter from your English-speaking pen friend Steve who writes:

... At school we are doing projects on reading habits of people in different countries. Do you enjoy reading? Who is your favourite writer? Could you tell me what kind of books you and your parents like reading?

As for the family news, my sister got married last week...

Write a letter to Steve.

In your letter

— answer his questions

— ask 3 questions about his sister’s husband

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

Moscow

Russia

10 June

Dear Steve,

Thanks a lot for your letter. I haven’t heard from you for ages.

In your letter you asked me about the reading habits in my family. Well, my parents usually read modern novels. However, they wouldn’t mind reading about the life of well- known people.

As for me, I enjoy reading and I read a lot in my spare time. I’m fond of detective stories because they have interesting story lines. My favourite writer is Agatha Christie because her stories are always fascinating. I’ve read almost all of her books.

Anyway, I’m glad your sister got married. How old is her husband? Is he a student? What kind of music does he enjoy?

Sorry, I’d better go now as I’ve got loads of homework to do tonight.

Please write back!

All the best,

Ivan

ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЯ 39 В ФОРМАТЕ ЕГЭ

1. You have received a letter from your English-speaking pen friend Jenny who writes:

... At school we are doing projects on the greatest capitals of the world. I’ve decided to write about Moscow. Could you tell me about your city? What is special about your capital? Do you love your city? Why?

As for the latest news, our basketball team won in the school championship last week...

Write a letter to Jenny.

In your letter

— answer her questions

— ask 3 questions about the championship

Write 100 - 140 words.

Remember the rules of letter writing.

2. You have received a letter from your English-speaking pen friend Jill who writes:

...Thanks for inviting me to stay with you when I visit your country next month. I’m not sure how to get to your apartment from the airport. Could you write back giving me some basic directions? What would be the best way of transport for me? I’d prefer the one that isn’t too expensive!

Just one other thing — what will the weather be like when I get there? (Just so I’ll know what clothes to pack!) ...

Write back to Jill.

In your letter

— answer her questions

— ask 3 questions about her visit

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

3. You have received a letter from your English-speaking pen friend Pam who writes:

... I don’t think it’s fair to make children do household chores because we’re too busy at school. And what about you? Do you help your Mum about the house? What kind of things do you have to do? Do you have enough time to do chores?

As for my plans for the summer, I am going to Italy with my friends. We’ll be studying Italian at a summer school. It’s really great!...

Write a letter to Pam.

In your letter

— answer her questions

— ask 3 questions about her trip to Italy

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

4. You have received a letter from your English-speaking pen friend Patricia who writes:

... Guess what! My boyfriend has invited me to his birthday party! It has always been a problem for me to choose what to wear on special occasions as I prefer casual clothes. What do you usually wear when you go to a birthday party? Is it important in Russia to wear smart clothes at parties? What would you choose if you were me?

By the way, my sister had a birthday party last week ...

Write a letter to Patricia.

In your letter

— answer her questions

— ask 3 questions about her sister’s birthday party

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

5. You have received a letter from your English-speaking pen friend Mark who writes:

...Guess what! All my friends are going to ‘Waterland’ next week and I can’t swim! What shall I do? If I go with my friends, they will be teasing me all the time. I have wanted to learn to swim for a long time but I feel embarrassed to start learning at my age. What would you advise me to do? Is it difficult to learn how to swim? How many lessons will I need?

Anyway, I visited an interesting exhibition the other day...

Write back to Mark.

In your letter

— answer his questions

— ask 3 questions about the exhibition

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.






Для любых предложений по сайту: [email protected]