Задание 40 - ПИСЬМО

Английский язык - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ - 2018

Задание 40 - ПИСЬМО

В задании 40 экзаменуемым предлагается написать развёрнутое сочинение с элементами рассуждения типа “Моё мнение” по предложенному в задании плану:

• сделайте вступление и сформулируйте проблему;

• выразите своё мнение по проблеме и приведите 2-3 аргумента в его поддержку;

• выразите противоположную точку зрения и приведите 1-2 аргумента в его поддержку;

• объясните, почему вы не согласны с противоположной точкой зрения;

• сделайте заключение с подтверждением своей позиции.

Требуемый объём письменного высказывания — 200-250 слов. Рекомендуемое время на написание сочинения — 60 мин.

ОЦЕНИВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 40

Письменное высказывание с элементами рассуждения оценивается по пяти критериям:

• содержание и полнота выполнения задания (максимально 3 балла);

• организация текста (максимально 3 балла);

• лексическое оформление речи (максимально 3 балла);

• грамматическое оформление речи (максимально 3 балла);

• орфография и пунктуация (максимально 2 балла).

Таким образом, за сочинение с элементами рассуждения (задание 40) учащийся может получить максимально 14 баллов.

Под содержанием и полнотой выполнения задания понимается:

• соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, а также полнота раскрытия темы;

• правильность отбора материала с учётом адресата (необходимо учитывать, что адресат уже знает, о чём его нужно поставить в известность, какая информация не является важной и необходимой в данной ситуации);

• использование определённого стиля речи в соответствии с указанной коммуникативной ситуацией;

• соответствие высказывания заданному объёму.

Под организацией текста понимается:

• логичность в изложении материала;

• связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.);

• структурирование текста, то есть деление на абзацы, наличие вступления и заключения.

При оценивании лексической грамотности учитываются:

• точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;

• правильность формирования лексических словосочетаний;

• грамотность словообразования;

• запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2).

При оценивании грамматической правильности речи учитываются:

• точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;

• разнообразие используемых грамматических средств;

• сложность используемых конструкций.

При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитываются:

• соблюдение норм орфографии иностранного языка;

• правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, вопросительный знак).

Особенностью оценивания задания 40 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Содержание” всё задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании задания 40 учитывается объём письменного высказывания. Требуемый объём для сочинения 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в выполненном задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. В этом случае при проверке задания отсчитываются от начала работы 250 слов и оценивается только эта часть работы. При подсчёте слов в сочинении руководствуются теми же правилами, что и при подсчёте слов в личном письме.

Задание 40 — это задание высокого уровня, поэтому при его оценивании особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами), то по критерию “Решение коммуникативной задачи” выставляется 0 баллов, и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.

Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе работа оценивается в 0 баллов.

Критерии оценивания выполнения задания 40

Баллы

Решение

коммуникативной задачи

Организация текста


К1

К2

3

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль)

Высказывание логично; структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы

2

Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи

Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы

1

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто

Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует

0

Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму, или/и более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами)

Отсутствует логика в построении высказывания; предложенный план ответа не соблюдается

Баллы

Лексика

Грамматика

Орфография и пунктуация


К3

К4

К5

3

Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики

Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Практически отсутствуют ошибки (допускается 1-2 негрубые ошибки)


2

Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов(2-3) либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста (не более 4-х)

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением

1

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (не более 4-х)

Многочисленные ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста (допускается 6-7 ошибок в 3-4-х разделах грамматики)

Имеется ряд орфографических или/и пунктуационных ошибок, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста (не более 4-х)

0

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить коммуникативную задачу

Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

Типичные ошибки, встречающиеся при написании сочинения с элементами рассуждения

По критерию “Решение коммуникативной задачи”:

• во вступлении приведена не перефразированная тема сочинения;

• во вступлении отсутствует постановка проблемы, то есть нет противопоставления двух противоположных точек зрения;

• не даны развёрнутые и полные аргументы в поддержку своей и/или противоположной точки зрения;

• контраргументы, приводимые в 4-м абзаце, не соответствуют аргументам в 3-м абзаце;

• формат сочинения “Моё мнение” заменён форматом “За и против”;

• содержание сочинения не соответствует поставленной теме (отход от заданной темы сочинения в сторону похожей “устной темы”);

• встречаются нарушения стилевого оформления сочинения (использование неформального стиля, характерного для личного письма);

• несоблюдение (занижение или превышение) объёма сочинения.

По критерию “Организация текста”:

• неправильное деление на абзацы (например, четыре абзаца вместо пяти);

• нарушение логики (например, во втором абзаце автор отстаивает одну точку зрения, а вывод делает в пользу другой);

• недостаточное использование средств логической связи;

• нарушения в использовании лексических средств логической связи.

По критерию “Лексика”:

• однообразие используемой лексики (ограниченный словарный запас, повтор одних и тех же слов вместо использования ряда синонимов);

• неправильное употребление лексических единиц;

• нарушение лексической сочетаемости слов;

• ошибки в словообразовании;

• ошибки в употреблении фразовых глаголов.

По критерию “Грамматика”:

• однообразие в использовании грамматических структур (отсутствие сложных грамматических структур, таких как герундий, сложное дополнение или сложное подлежащее);

• неправильное употребление артиклей;

• пропуск глагола-связки в предложениях;

• ошибки в видовременных формах глагола;

• неправильное употребление предлогов.

По критерию “Языковое оформление текста”:

• орфографические ошибки;

• вводные слова не отделены запятой.

• отсутствие точек в конце предложений.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 40

При написании сочинения с элементами рассуждения необходимо придерживаться следующих основных правил.

1. Используйте формальный стиль письма, а именно:

• не употребляйте вводные слова, характерные для неформального стиля (well, you know и т.д.);

• не используйте скобки и восклицательные знаки — это свойственно неформальному стилю письма;

• не начинайте предложения со слов and, but или also. В разговорном языке вы можете их использовать, но избегайте этого в формальном сочинении;

• избегайте слишком простых предложений. Объединяйте простые предложения в сложные, используя логические средства связи.

2. Разделите текст сочинения на смысловые абзацы в соответствии с предложенным в задании планом. Абзацы можно начинать с “красной строки” или отделять пустой строчкой.

В первом абзаце сформулируйте проблему, которую вы будете обсуждать, однако не повторяйте тему сочинения слово в слово. Представьте, что ваш читатель не знает, о чём пойдёт речь, и попытайтесь объяснить ему проблему другими словами. В этом абзаце вы также можете кратко выразить свою точку зрения, однако это не обязательно.

Выделите положительные и отрицательные аспекты проблемы и подумайте о разумных аргументах в поддержку обеих точек зрения. Помните, что вы должны выразить не только свою точку зрения, но и мнение ваших потенциальных оппонентов.

Во втором абзаце выразите своё мнение, подкрепив его 2-3 развёрнутыми аргументами.

Начните третий абзац c выражения противоположной точки зрения других людей, аргументируя её 1-2 развёрнутыми доводами.

В четвёртом абзаце выразите своё несогласие с этой точкой зрения и приведите 1-2 развёрнутых контраргумента на мнение оппонентов. Постарайтесь соблюсти баланс между абзацами.

В заключительном параграфе сделайте обобщающий вывод по проблеме, которую вы обсуждали. Это покажет, что вы рассматриваете своё сочинение как единое целое. Вы должны также окончательно сформулировать своё мнение с учётом противоположной точки зрения.

3. Во всех абзацах используйте слова-связки, чтобы помочь читателям проследить за логикой ваших рассуждений. Помните, что вводные слова выделяются запятыми.

4. Убедитесь, что объём сочинения составляет 200250 слов.

5. Ещё раз перечитайте своё сочинение и проверьте грамматику, орфографию и пунктуацию.

Рекомендуемая лексика для выполнения задания 40

Выражение мнения:

• I agree/disagree.

• In my opinion, ... /From my point of view, ... /As far as I’m concerned, ...

• I believe that... /It seems to me that...

• I am sure that... /I am convinced that...

• I am in favour of... /I am against the idea of...

• According to...

• It is said/believed that...

• There is no doubt that...

• It cannot be denied that...

• It goes without saying that...

• We must admit that...

Представление аргументов:

• The main argument in favour/against is...

• First of all, I would like to point out that...

• The first thing to be considered is...

• To begin with,... /To start with. ...

• Apart from that...

• Despite the fact that... /In spite of the fact that.

• Besides, ... / In addition, ...

• What is more,.../ Moreover, .../ More than that, ....

• What matters most in this case is... .

• Finally, ...

• However,.../ ..., though

• ...although.../ ...even though ...

• Nevertheless, ...

Выражение причинно-следственной связи:

• for this reason

• therefore/that is why

• thus

sth happened

• because of

• as a result of

• owing to / due to

• as a consequence of

Примеры:

• for example

• for instance

• such as

• like

Заключение:

• To sum up,... .

• To conclude,...

• In conclusion,...

• All in all, I believe that...

Образец сочинения с элементами рассуждения

1. Comment on the following statement.

All subjects at school are equally useful.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

People have various preferences so it is natural that school students want to study the subjects they are interested in. However, many teachers are against this, arguing that all subjects must be studied in the same way.

In my opinion, students should be allowed to choose the subjects they want to study because in this case they will be more enthusiastic about their school work. In addition, if students are forced to study all subjects, they can easily lose interest in education. What is more, if all subjects are compulsory for studying, students will not have enough time to learn all of them properly. Therefore, they will be constantly under a lot of pressure.

Nevertheless, most teachers believe that their subject is of great importance and they will not let it be optional. Moreover, teachers claim that students must be well rounded so they need to study all subjects equally.

Actually, I disagree with this opinion because when we learn a variety of subjects, we get less knowledge and we are not able to get an idea of what our interests are. Besides, some subjects can be of no use for us in the future and we will soon forget everything we learned at school.

In conclusion, I strongly believe that being free to choose what to study is an effective form of education. Yet I must admit that we should not completely reject other subjects. Instead, teachers ought to find an easier form of teaching them.

2. Comment on the following statement.

The future of education — books or computers?

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

The latest advances in information technology make people think that schools of the future will use computers instead of printed books. Although electronic books have not been widely accepted yet, I believe they will be able to take the place of printed books.

In my opinion, students will widely use computers for studying in the future. To begin with, computers can store lots of books in their memory and modern software allows us to find quickly the necessary information. Besides, with the interactive programmes on computers studying will be much more exciting. What is more, electronic books will not degrade overtime like their printed counterparts.

Nevertheless, lots of disbelievers argue that computers will not replace printed books because a printed book is better for human eyes than a computer screen. In addition, books are cheaper and easier to use since they do not need electricity or the internet connection.

However, I disagree with this opinion because modern computer screens emit no radiation and allow us to read even in low light conditions, so they are even less harmful than books. Of course we will have to pay for electricity but I think it will be cheaper than to pay for printed books, which are very expensive nowadays.

To sum up, I think computers and printed books will peacefully coexist for years to come, but in the future technological progress will make it possible for pupils to carry laptops or even palmtops instead of traditional bags with lots of heavy books.

ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЯ 40 В ФОРМАТЕ ЕГЭ

1. Comment on the following statement.

School attendance should be optional.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

2. Comment on the following statement.

The best way to lose weight is following a diet.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

3. Comment on the following statement.

Any holiday is just a day off.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

4. Comment on the following statement.

Computer games teach us nothing and young people should avoid them.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200 - 250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

5. Comment on the following statement.

The world will be better without advertising.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position






Для любых предложений по сайту: [email protected]