Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Обобщение и повторение по теме «Атмосфера» - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: обобщить и повторить знания по теме «Атмосфера»; активизировать познавательную деятельность учащихся; оценить знания и умения школьников.
Оборудование: таблицы «Строение атмосферы», «Воздушные массы», физическая карта полушарий, глобус.
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
Учащиеся объединяются в команды по шесть человек. Выбираются капитаны команд.
Столы сдвинуты по два. На столе — волчок, в конвертах — вопросы.
II. Игра «Клуб знатоков»
Первой за стол садится команда, которая раньше всех ответит на вопрос ведущего. Эта команда играет за главным столом до первого неправильного ответа на вопрос.
Остальные команды также готовят ответы на вопросы, записывают на лист и показывают ведущему до ответа команды, играющей за главным столом. Если ответ главной команды был неправильным, то заслушивают правильный ответ любой команды. Команды набирают очки. Капитан следит, чтобы каждый игрок команды принял участие в обсуждении и отвечал на вопросы.
Вопросы
1. Почему у деревьев экваториального леса нет годичных колец, а у саксаула — дерева пустыни — их может за год быть несколько? (На экваторе весь год влажно и тепло, и ствол утолщается равномерно, а годовые кольца у дерева пустыни соответствуют количеству дождей.)
2. Что такое сухой дождь? (Капли дождя успевают испариться, не долетев до поверхности Земли. Такое явление можно наблюдать в пустыне.)
3. Что общего у тумана и облаков? (Они образованы из насыщенного водяными парами воздуха. Облака — это туман на большой высоте.)
4. Здесь дуют ветры, идут дожди, образуются облака. Толщина ее 8—18 км. О каком слое атмосферы идет речь? (О тропосфере.)
5. От чего защищает атмосфера Землю? (От метеоров, космических лучей, перегрева и переохлаждения.)
6. На поверхности Земли их тысячи, их работники не менее четырех раз в сутки снимают показания приборов. А в океанах, высоко в горах, во льдах они автоматические. (Метеорологические станции.)
7. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года при этом не происходит? (Возможно. Если угол наклона оси к плоскости орбиты будет равен 90°.)
8. В какое время суток рыбаки выходят в море на парусниках? Почему? (Утром, дует попутный бриз.)
9. В 1862 г. два англичанина решили подняться на воздушном шаре выше облаков. На высоте 3 км они достигли облаков. Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. На высоте 5 км замерзла вода. Какая температура воздуха была у поверхности Земли? (+30 °С.)
10. Сделайте прогноз погоды по трем народным приметам:
1) Мошка вьется кругами.
2) Ласточки летают высоко.
3) Солнце садится в чистый горизонт.
(К ясной погоде.)
11. Этот город находится на 43° з. д., а его жители 22 декабря, в полдень, видят солнце прямо над головой. (Рио-де-Жанейро. На Южном тропике 22 декабря солнце в полдень находится в зените.)
12. Какова высота горы, если у ее подножия температура равна +26 °С, а на вершине опускается до —10 °С? (6 км.)
13. Какое время года в Австралии, если в Москве лето? (Зима, т. к. Австралия расположена в противоположном полушарии.)
14. Э. Торричелли в 1643 г. изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной в одного конца, и сосуда с ртутью. Как называется этот прибор и для чего его можно использовать? (Это ртутный барометр, он используется для измерения атмосферного давления.)
15. Почему иногда во время дождя с неба падают апельсины, рыба, лягушки? (Примерный ответ. Смерч, внутри которого очень низкое давление, прошел над водой и втянул воду вместе с рыбой внутрь, а когда стал терять силу, все, что было внутри, упало на землю. Если смерч пролетел над апельсиновой рощей, то через некоторое расстояние на землю упадут апельсины.)
16. Назовите фамилию человека, который разработал шкалу для определения силы и скорости ветра. (Бофорт.)
17. Как называется ветер, который приносит опустошение? (Ураган.)
18. В переводе с арабского название этого ветра переводится как «сезон». Как мы называем этот ветер? (Муссон.)
19. Одни бывают дневные и ночные, а другие — летние и зимние. Назовите их. (Бризы и муссоны.)
20. Назовите любимый цветок метеорологов и синоптиков. (Роза ветров.)
21. Почему летом белье на улице высыхает быстрее, чем зимой? (Холодный воздух не может вобрать в себя много влаги.)
22. Что общего у горы Вайамам на Гавайских островах и города Черрапунджи в Индии? (Это самые дождливые места на Земле.)
23. Почему в гигрометре использовался человеческий волос? (При изменении относительной влажности воздуха длина волоса изменяется.)
24. В национальном парке Парадайс-Валей (райская долина) на высоте 1,6 км над уровнем моря в помещение, где живут служащие парка, можно пройти только через тоннели. Случается, что до 1 июля эти тоннели остаются единственным путем к домикам для туристов. В чем проложены тоннели?
(В снегу, толщина которого здесь за зиму достигает нескольких метров.)
25. Под каким углом падают солнечные лучи на поверхность Земли на 23,5° с. ш., если на 23,5° ю. ш. солнце находится в зените? (43°.)
26. В Северном полушарии, как правило, солнце в полдень бывает на юге. А где можно увидеть солнце на севере? (Между экватором и тропиком и за Северным полярным кругом во время полярного дня.)
27. Почему занесенное с холода ведро с водой начинает покрываться каплями воды? (Из охлажденного от холодного ведра слоя воздуха выделяется лишняя влага, т. к. относительная влажность воздуха при охлаждении увеличилась, и воздух стал перенасыщенным.)
28. Почему на одной параллели 55° с. ш. зимой на берегу Тихого океана холоднее, чем на берегу Атлантического океана? (На берег Тихого океана дуют зимние муссоны с холодного материка, а на берег Атлантического океана дуют западные ветры с еще не остывшего Атлантического океана.)
29. Какой океан не влияет на климат России? Почему? (Индийский океан. Он отделен от России горами.)
30. Почему на южных склонах Гималаев находится одно из самых дождливых мест на Земле, а северные склоны — безводные пустыни? (Южные склоны — наветренные, летний муссон приносит туда влагу с Индийского океана, а северные склоны — подветренные.)
31. Почему в Греции и Италии зима мягкая, а на Памире, который расположен на той же широте, — холодная? (Памир находится на высоте более 4000 м над уровнем моря, а температура воздуха с высотой понижается.)
32. Это явление в пустыне Сахаре бывает раз в 200 лет. (Гроза.)
33. Почему лето на западе России прохладнее, чем на Средне-сибирском плоскогорье? (Летом на запад России морской воздух приносит прохладу с Атлантики, а, проходя на восток, над прогретой летом сушей, он согревается.)
ВАРИАНТ 2
I. Организационный момент
Учащиеся получают листы с вопросами.
II. Контрольная работа
Вопросы дифференцированы. Из вопросов первого и второго уровней ученики могут выбрать по три любых вопроса. Те, у кого останется время, могут приступить к вопросам третьего уровня.
Вариант 1
Первый уровень
1. Дайте определение понятия «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферного воздуха? Каково их соотношение?
2. Что такое атмосферное давление, почему оно существует?
3. Как и почему изменяется атмосферное давление с высотой?
4. По каким признакам и на какие группы можно разделить атмосферные осадки? В каких единицах и с помощью каких приборов можно измерить количество выпавших осадков?
Второй уровень
1. Какое значение имеет атмосфера? Почему на Луне нет жизни?
2. Что называется суточной амплитудой температуры воздуха? От каких условий она зависит?
3. Как определить направление ветра? Откуда будет дуть северный ветер? западный ветер?
4. Что такое атмосферные осадки? Справедливо ли считать росу и иней атмосферными осадками?
5. Опишите положение Солнца относительно Земли в один из дней равноденствия по плану:
1) Какое полушарие повернуто к Солнцу?
2) На какую параллель солнечные лучи падают под прямым углом?
3) Что происходит на полюсах?
4) Какое время года в вашем населенном пункте?
Третий уровень
1. Каким образом нагревается атмосферный воздух? Почему с высотой температура понижается, ведь удаляясь от Земли, мы приближаемся к Солнцу — источнику тепла?
2. Справедливо ли утверждение о том, что туман — это скопление в воздухе водяного пара?
3. Известно, что при подъеме на высоту 1 км температура воздуха снижается на 6 °С. Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если у поверхности Земли она составляет:
а) +18 °С;
б) +14 °С;
в) +24 °С.
Вариант 2
Первый уровень
1. На какие группы подразделяются основные загрязнители воздуха? Какие мероприятия проводятся по его охране?
2. С помощью какого прибора измерено атмосферное давление впервые? Как он действовал? Какие современные приборы для измерения давления вам известны? В каких единицах измеряется атмосферное давление?
3. Как возникает ветер?
4. Почему погода постоянно меняется? С какой оболочкой связаны погодные изменения?
Второй уровень
1. От чего зависит суточный ход температуры воздуха? В какое время суток отмечены самые высокие и самые низкие температуры воздуха? Почему именно в это время?
2. Что такое ветер? Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха?
3. Сравните бризы и муссоны.
4. Какие народные приметы, связанные с предсказаниями погоды, вы знаете? Можно ли объяснить эти приметы с научной точки зрения?
5. Какое время года в Рио-де-Жанейро, Кейптауне, Мельбурне, если в нашем городе:
а) лето;
б) зима.
Третий уровень
1. Как изменяется атмосферное давление при повышении температуры воздуха?
2. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?
3. Известно, что при подъеме на высоту 1 км температура воздуха снижается на 6 °С. На какой высоте температура будет —15 °С, если у поверхности Земли она составляет:
а) -3 °С;
б) +9 °С;
в) +21 °С.