Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Масштаб. Виды масштаба - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Цели: создать у учащихся представление о масштабе и его видах; научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного масштаба в масштаб именованный и обратно.
Оборудование: карты различных масштабов, карточки-лото, карточки для закрепления изученного, линейки, циркули.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
— Что называется планом местности?
— Чем план местности отличается от аэрофотоснимка?
— Что обозначают условные знаки?
(Учитель показывает карточки с условными обозначениями, а учащиеся записывают описание знака в тетрадях.)
2. Игра «Лото»
Играют двое или один ученик (лучше двое, чтобы работу можно было сразу оценить). Игрокам выдается одна большая карточка и шесть маленьких. Большая карточка расчерчена на шесть полей, на каждом — условный знак, а на шести маленьких карточках — словесное описание условных обозначений. Необходимо найти соответствие. Работу можно организовать и наоборот: на большой карточке - словесное описание, на маленьких — условные обозначения.
Например:
Можно предложить детям написать рассказ с использованием условных обозначений.
3. Индивидуальное задание у доски
Нарисовать известные условные знаки и пояснить их.
III. Изучение нового материала
(Учитель предлагает детям выполнить проблемное задание: начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.)
— Почему вы не можете начертить план? (Пришкольный участок большой, а тетрадь маленькая.)
— Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить участок или увеличить тетрадь.)
— Посмотрите на карты.
(Учитель показывает карты разных масштабов.)
— Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах — сильнее, на других — меньше.)
— Но как выразить уменьшение? Прочитайте об этом в учебнике (§ 5).
(Учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.
Затем учитель предлагает заполнить схему «Виды масштабов».)
(По окончании самостоятельной работы учеников учитель сам объясняет разницу между видами масштаба.)
Масштаб (нем. mab — мера, stab — палка) — отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель — число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение, — это численный масштаб. Чем больше знаменатель, тем больше степень уменьшения изображаемых объектов, тем меньше подробность изображения, тем мельче масштаб.
Численный масштаб 1: 50 означает, что 1 см на карте соответствует 50 см на местности;
1:100 — 1 см на карте равен 100 см на местности;
1:1000 — 1 см на карте равен 1000 см на местности.
Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 100 см в масштабе 1:50. Численный масштаб надо перевести в именованный.
Именованный масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане.
Например, в 1 см — 1 м; если мы хотим перевести именованный масштаб в численный, то мы должны перевести метры в сантиметры. Помним, что в метре 100 см, добавим два нуля и получим численный масштаб — 1:100.
Начертите в этом масштабе (в 1 см — 1 м) квадрат со сторонами 3 м.
— А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например 1:1 000 000 см? (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры, т. е. в 1 см — 10 км.)
(Ученикам надо пояснить, что при переводе численного масштаба в именованный убираем два нуля с конца и получаем метры, а убирая пять нулей с конца дроби численного масштаба — километры, т. к. в 1 м 100 см, а в 1 км 1000 м.)
Третий вид масштаба — линейный. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именованный, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.
IV. Закрепление нового материала
1. Задания классу
1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
1: 000 (в 1 см — 10 м);
в 1 см — 30 км (1:3 000 000);
1:250 000 (в 1 см — 2,5 км);
в 1 см — 300 км (1:30 000 000);
1:5 000 000 (в 1 см — 50 км);
в 1 см — 1 км (7; 100 000).
2. Определите масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.
3. Определите расстояние по плану местности в сантиметрах и переведите его в метры с помощью заданного масштаба.
2. Игра «Путешествие в страну Масштабию»
Групповая работа. Число групп четное. В каждой группе по четыре человека. Учащиеся передвигаются по этапам, ответы записывают в тетради (можно в одной на всю группу).
Этап 1
Перевести именованный масштаб в численный:
в 1 см — 10 км;
в 1 см — 200 м;
в 1 см — 50 км;
в 1 см — 750 км.
Этап 2
Перевести численный масштаб в именованный:
1:10 000;
1:30 000;
1:750 000;
1:100 000.
Этап 3
Измерить расстояние на карте и вычислить действительное расстояние на местности (по топографической карте).
Этап 4
Учащиеся прошли на север 5000 м.
Начертить маршрут движения в масштабе в 1 см — 1 км.
Этап 5
Вычислить, чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1:35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной 1 см.
Этап 6
Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см.
По окончании работы группы обмениваются тетрадями и вместе с учителем определяют правильные ответы. После проверки дается устная оценка работ. Выделяются группы, успешно справившиеся с заданиями. Тем, кто допустил ошибки, предлагается с особой тщательностью подойти к выполнению домашнего задания.
Учитель предлагает вспомнить, с чего начинался урок, и выполнить проблемное задание, используя знания, полученные на уроке.
Домашнее задание
§ 5.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о компасе.