Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Ориентирование. Азимут - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Цели: сформировать представление об азимуте; научить находить азимут.
Оборудование: компасы, раздаточные материалы с топографическими планами, транспортир большой, бумажный компас с движущейся стрелкой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
— Что называется масштабом?
— Какие виды масштабов вы знаете?
— Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?
— Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
— Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
— Как перевести именованный масштаб в численный?
— Что нужно сделать, чтобы перевести численный масштаб в именованный?
2. Индивидуальные задания
1. Переведите численный масштаб в именованный:
1:250 000 (в 1 см — 2,5 км);
1:1 000 000 (в 1 см — 10 км);
1:1000 (в 1 см — 10 м);
1:50 (в 1 см — 50 см);
1:25 000 (в 1 см – 250 м).
2. Переведите именованный масштаб в численный:
в 1 см — 100 м (1:10 000);
в 1 см — 1 км (1:100 000);
в 1 см — 25 км (1:2 500 000);
в 1 см — 350 км (1:35 000 000);
в 1 см — 900 км (1:90 000 000).
3. Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 см — 5 км. (Получится прямоугольник 3 см на 6 см.)
4. Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем равна отрезку в 10 см. (В 1 см 500 м.)
5. Вычислите, в каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см. (В 1 см — 10 км.)
6. Вычислите, чему на местности равно расстояние, выраженное на карте масштаба 1:1 000 000 отрезком в 1 мм. (1 км.)
7. Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5 мм; 65,1 мм; 67,5 мм; 75 мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города и каким масштабом он пользовался, если учесть, что Санкт-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625 км, Минск — 651 км, Харьков — 675 км, Казань — 750 км? (Санкт-Петербург — на северо-западе, Минск — на западе, Харьков — на юге, Казань — на востоке; масштаб в 1 см — 100 км.)
3. Тест
1. Если изображение местности имеет масштаб 1:10 000, то это:
а) план;
б) карта.
2. Если численный масштаб карты 1: 25 000, то это значит, что:
а) в 1 см — 25 000 км;
б) в 1 см — 250 м;
в) в 1 см — 25 км.
3. Если именованный масштаб в 1 см — 100 км, это значит, что численный масштаб равен:
а) 1:100;
б) 1:10 000 000;
в) 1:100 000.
4. Дробь, показывающая, сколько километров на местности содержится в 1 см на карте, называется:
а) численный масштаб;
б) именованный масштаб;
в) линейный масштаб.
5. Определите масштаб плана, если на нем дорога длиной 5 км имеет длину 10 см:
а) в 1 см — 5000 м;
б) в 1 см — 50 км;
в) в 1 см — 500 м.
6. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?
а) 1:1 000 000;
б) 1:30 000 000;
в) 1:300 000;
г) 1:3 000 000;
д) 1:1 000 000.
7. Какой масштаб мельче?
а) 1:85 000;
б) 1:850 000;
в) 1:8500;
г) 1:8 500 000.
8. Карту какого масштаба вы будете использовать, чтобы изучить планировку города Москвы?
а) 1:1 500 000;
б) 1:3 000 000;
в) 1:6 000 000.
Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — д; 7 — г; 8 — а.
III. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.
— Итак, какие стороны горизонта вы знаете?
(Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске.)
— Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
— По учебнику (рис. 7 на с. 15) определите направления со знаком «?».
— А теперь проверим, как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.
Комментарий. Ученики чаще всего называют: а) муравейник (муравейники чаще всего расположены с южной стороны от дерева); б) по Полярной звезде (следует проверить, умеют ли учащиеся находить Полярную звезду); в) по солнцу (в полдень в Северном полушарии оно бывает на юге); г) лишайники (лишайники растут с северной стороны дерева).
Следующий этап работы можно провести в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:
1) по муравейнику;
2) по ветвям одиноко стоящего дерева;
3) по годичным кольцам пней;
4) по таянию снега на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной звезде и т. д.
— Решите задачу.
Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил сорвать с него шляпу, и он придерживал ее рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжил свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса у него не было. После некоторых раздумий турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». Он сделал крутой поворот вправо на 90°, т. к. решил, что западное направление именно это.
Правильно ли определил направление пути турист? (Примерный ответ. Ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра — на восток, потом повернул налево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)
Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.
— Вам (обозначены крестиком на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток.)
— Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.
Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
— Прочитайте на с. 15 учебника, что такое азимут. (Азимут - угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.) Азимут изменяется от 0° до 360°. Азимут на север — 0° или 360°, азимут на восток — 45°.
— Определите, чему равен азимут на юг, юго-восток, запад, северо-запад.
— Если вы вышли из населенного пункта и шли все время на север, то по какому азимуту вы будете возвращаться домой? (По азимуту 180°.)
— Покажите на схеме, где азимут.
— Определите значение азимута с помощью транспортира.
— Выполните задания на определение азимута (рис. 8 на с. 16).
На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности — компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.
Алгоритм определения азимута по плану
1. Определить направление на север.
2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
3. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
— Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться? (210°.)
— Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (форзац учебника).
— Определите азимут до колодца.
Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.
(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение о компасе.)
Компас — это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.
В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям — румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушку мастер также нанес рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
Правила работы с компасом
1. Компас положите горизонтально на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас положите тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитывайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
IV. Закрепление нового материала
(Работа в группах по четыре человека. Нахождение азимута на предметы в кабинете.)
— Определите азимут на предметы по рисунку.
— Чему равен азимут 1000°? (1000° делим на 360°, полученный остаток — 280° — и есть азимут 1000°.)
— Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Примерный ответ. Стрелка компаса всегда ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т. д.)
Домашнее задание
§ 6, вопросы и задания 1, 2, 3 (по желанию — 4, 5) к параграфу.