География конспекты уроков 6 класс
Мировой океан – основная часть гидросферы. Движения воды в океане. Волны - Гидросфера - ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Цели: ученики должны знать: о Мировом океане, как части гидросферы и его составных частях (океан, море, залив, пролив).
Ученики должны уметь: определять географическое положение моря, океана, владеть приемом чтения условных знаков на физической карте, сопоставлять физическую карту с контурной.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, видеозаписи, атласы.
На доске цитата:
Николай Заболоцкий
Концерт высоких волн
Здесь ясен наперед,
Здесь звук, задев скалу,
Скользит по вертикали
И эхо средь камней
Танцует и поет.
Ход урока
I. Оргмомент: Добрый день, ребята! Готовясь к сегодняшнему уроку, я нашла очень интересные слова древнегреческого ученого Фалеса из Милета, (640-654 гг. до н.э.):
Вода как жидкое, подвижное, всепроникающее, явилась началом всего.
- Попробуйте проанализировать это высказывание.
II. Повторение знаний учащихся о гидросфере
- Из чего состоит гидросфера?
III. Изучение нового материала.
Просмотр фильма. (Океан в естественную погоду, пасмурную, шторм).
Каким его можно назвать? (Дети подбирают определения - огромный, могучий, важный, ласковый, нежный, игривый, бурный, свирепый, угрюмый, страшный).
Послушайте, как говорит об Океане поэт Константин Бальмонд:
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон.
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты, как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном …Вечность! Океан!
5. Мировой океан - главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов, 70% всей поверхности планеты.
Таблица зарисована на доске или занесена в компьютер
Мировой океан — основная часть гидросферы, включающая воды океанов — и морей. По его уровенной поверхности определяется форма Земли — геоид.
Мировой океан — гигантское вместилище воды на Земле.
Вспомните, что водная поверхность Мирового океана, или его акватория (от греческого слова aqua — вода), занимает около 361 млн. км2 — это большая часть поверхности Земли. Но люди выделяют между материками четыре крупные части — Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Все они сообщаются между собой. Иногда выделяют Южный океан вокруг Антарктиды.
Тихий океан — самый большой и самый глубокий. Вы сразу найдете его на карте — он занимает большую часть Западного полушария и почти половину площади Мирового океана. Он занимает даже большую площадь, чем вся суша.
Атлантический океан по площади примерно вдвое меньше Тихого и сильно вытянут с севера на юг. На карте он выглядит сжатым длинными побережьями материков. На западе — побережьями Северной и Южной Америки, на востоке — побережьями Евразии и Африки. Индийский океан удобно расположился между Африкой, Австралией и Евразией и почти целиком оказался в Южном полушарии.
Северный Ледовитый океан — самый маленький и самый холодный из четырех. Почти весь год он покрыт льдами.
Поверхность Мирового океана принимают за абсолютную высоту ноль метров.
Площадь океанов: Тихий — 178,7 млн. км2; Атлантический — 91,7 млн. км2; Индийский — 76,2 млн. км2 ; Северный Ледовитый — 14,1 млн. км2.
МИРОВОЙ ОКЕАН ЕДИН - МЕЖДУ ЕГО ЧАСТЯМИ НЕТ ЧЕТКИХ ГРАНИЦ.
Рассмотрим часть Мирового океана - Океаны.
Границы современных Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану, проходящему через остров Тасмания до Антарктиды. Южная граница между Индийским и Атлантическим океанами проходит по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами — от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.
В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля. Гудзонов залив у берегов Северной Америки — залив Атлантического океана (рассмотрите рисунок 118 на стр. 133 учебника).
- Покажите на физической карте границы океанов и скажите, где они проходят.
- Обозначьте границы океанов на контурной карте.
- Постройте круговую диаграмму «Части Мирового океана», используя данные об их площади: Тихий — 50%, Атлантический - 25%, Индийский — 21%, Северный Ледовитый — 4%.
Значительные по площади части акватории океана, отличающиеся от него особенностями географического положения, называются морями.
Моря, которые расположены по окраинам материков, называются окраинными, например Аравийское море Индийского океана. Такие моря широко открыты в океан, и их воды свободно сообщаются. Моря, которые отделены от океана островами или группами островов (архипелагами) либо далеко вдаются в сушу, называются средиземными (или внутриматериковыми, внутренними), например Средиземное и Черное моря Атлантического океана. Они соединяются с океаном или другими морями узкими проливами, например Гибралтарским проливом или проливом Босфор.
Относительно небольшие, вдающиеся в сушу части морей или океанов называются заливами. В то же время название залив закрепилось за некоторыми большими по площади акваториями океана, которые правильнее было бы называть морями, например Бенгальский и Бискайский заливы у берегов Евразии.
Приведите примеры:
1) окраинных морей Северного Ледовитого океана;
2) средиземных морей Атлантического океана;
3) внутренних морей у берегов Африки;
4) окраинных морей у берегов Австралии.
Покажите на карте и назовите, какие моря:
1) Северного Ледовитого океана;
2) Атлантического океана;
3) Тихого океана омывают Россию.
Какими по своему географическому положению являются эти моря?
Приведите примеры средиземных морей:
1) внутриконтинентальных;
2) межконтинентальных.
Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки, которые правильнее называть морями. Объясните почему.
Выберите море и определите два-три существенных ориентира его местонахождения.
Не глядя на карту, определить это море по перечисленным: «Это море Индийского океана. Оно омывает восточную часть полуострова Индостан и называется ...».
2. Назовите несколько государств:
1) бассейна Черного моря;
2) Балтики;
3) Средиземноморья;
4) бассейна Северного моря;
5) бассейна Карибского моря.
3. Приведите примеры морей:
1) полярных широт;
2) умеренных широт;
3) тропических широт.
4. Сравните широтное положение морей:
Общность географического положения объектов |
Различия |
Балтийское и Средиземное моря омывают один материк, |
но они находятся в разных широтах |
1) Балтийского и Баренцева у берегов Европы;
2) Балтийского и Средиземного у берегов Европы;
3) Чукотского и Берингова у северо-восточных берегов Евразии;
4) Южно-Китайского и Японского у восточных берегов Евразии;
5) Кораллового и Тасманова у берегов Австралии.
5. Определите географическое положение морей:
1) Черного;
2) Баренцева;
3) Карского.
Для того чтобы определить географическое положение моря, необходимо:
1) определить, частью какого океана оно является, и в какой части океана находится;
2) уточнить местонахождение моря относительно других близко расположенных объектов;
3) указать, берега каких государств оно омывает;
4) определить положение моря в системе географических координат, указать, в каких широтах оно находится.
6. Обозначьте моря на контурной карте.
Для этого:
1) найдите море на физической карте и определите основные ориентиры его географического положения (меридианы, параллели, характер береговой линии, острова и пр.);
2) работая простым карандашом, найдите положение моря на контурной карте по определенным вами ориентирам; 3) посмотрите, как удачнее разместить название моря, чтобы надпись показывала его акваторию, и подпишите его (см. рис. 101 на с. 137).
Сравнение морей по географическому положению.
Выберите два моря и сравните их по географическому положению.
Для этого:
1) выберите признак сходства географического положения морей;
2) выберите признак, по которому географическое положение морей различается.
Схема
Общность географического положения объектов |
Различие |
А. Карибское и Средиземное моря принадлежат бассейну Атлантического океана, |
но Карибское находится в его западной части, а Средиземное — в восточной |
Б. Южно-Китайское и Аравийское моря лежат в тропических широтах, |
но первое является частью Тихого океана, а второе — частью Индийского |
В. Южно-Китайское и Аравийское моря омывают Евразию, |
но одно из них с юго-востока, а другое с юга |
Г. Средиземное и Красное моря омывают Египет, |
но Средиземное с севера, а Красное с востока |
- Какая вода в океане на вкус?
Большая часть солей, находящихся на земной поверхности, растворяется поверхностными водами и смывается с суши реками и дождями. Можно сказать, что соль смыта в Океан с суши. Морская вода — это водный раствор многих солей. Обычно в 1000 г морской воды растворено 35 г разных солей (примерно чайная ложка на стакан воды). Эту величину принято называть соленостью и измерять не в процентах (сотых долях числа - %), а в промилле (тысячных долях числа - %о). Средняя соленость Мирового океана — 35 промилле, или 35‰.
В разных частях Океана соленость может быть выше или ниже средней океанической. Например, в Средиземном море она составляет 39‰, в Красном — 42‰, а в северных морях, наоборот, понижается до 31—32‰. Удивительно, что, несмотря на разную величину солености, пропорциональный состав солей в морской воде всегда одинаков. Поваренная соль (хлорид натрия), которая придает соленый вкус воде, всегда составляет около 78% всех солей, а соль магния (хлорид магния), придающая воде горький вкус, — 11%. Морскую воду называют иногда «жидкая руда», потому что в ней содержатся почти все имеющиеся на Земле химические элементы. Благодаря солености жизнь в Океане значительно богаче и разнообразнее, чем в пресноводных водоемах суши. Но морской водой нельзя утолить жажду, ее вообще не рекомендуется пить. Много моряков погибло в Океане от жажды. Когда корабль отправился в плавание, обязательно брали запас пресной воды, а затем останавливались в портах и пополняли его. Теперь воду на судах опресняют на специальных установках.
- Давайте в стеклянной банке искусственно создадим морскую воду (средняя соленость океана 35 промилле, в литровой банке 1000г воды, сколько граммов соли необходимо растворить? (1 ст. ложка – 30 г соли, 1 чайная ложка - 10 г)
- Решите задачу: Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если ее соленость 18 промилле?
Во сколько раз меньше, чем из 1т воды Красного моря?
- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря.
- А еще сравните - средняя соленость Балтийского моря- 11 промилле, в его центральной части 6-8 промилле, в Финском заливе до 1 промилле.
- Какой вывод напрашивается?
- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе урока?
(Почему соленость в разных морях разная, какие причины?)
- Измените соленость в банке со средней соленостью в океана, которую получили в начале урока.
Учащиеся обсуждают 1 минуту в парах, затем предлагают следующие варианты:
1. налить воды 2. испарить.
- Подумайте и решите, какие процессы в природе могут "налить" воду? (дождь, река)
- Почему у Антарктиды соленость больше, чем в Северном Ледовитом океане?
- Почему в Финском заливе соленость ниже, чем в балтийском море?
- Назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (испарение)
- Куда надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась?
- Почему в Красном море соленость больше, чем в Балтийском море?
- Какой процесс еще может забрать воду, а соленость оставить? (лед)
- Если ученики затрудняются ответить, предложите им поставить банку в холодильник не надолго, что произойдет?
- Если этот лед попробовать, какой он будет на вкус?
- Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь факторы, которые влияют на соленость и занесите их в рамку. Прочтите, что у вас получилось? (количество осадков, испарение, количество и полноводность рек, образование льда)
- Почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине океана остается постоянной?
- Почему соленость воды низкая там, где в океане впадают большие реки?
- Как вы думаете, каким свойством, кроме солености, обладает вода? (температурой)
Проанализируйте данные и сделайте вывод. Температура поверхностных вод записана на доске:
90 с.ш. - 1,5 °С
60 с.ш. + 4,8 °С
30 с.ш. + 21 °С
0 с.ш. + 27 °С
Учащиеся делают вывод, как изменяется температура при движении от экватора к полюсам. (В соответствии с суточным и годовым ритмом, днем и в теплый сезон года Океан нагревается солнечными лучами. Ночью и зимой он отдает свое тепло воздуху.
Солнце неравномерно освещает и нагревает Землю, поэтому температура поверхностных вод изменяется от экватора к полюсам.)
- А теперь посмотрите на эти данные:
0 м + 16 °С
200 м +15,5 °С
1000 м + 3,8 °С
2000 м + 3,1 °С
3000 м + 2,8 °С
5000 м + 2,5 °С
- О чем говорят эти данные? (температура изменяется с глубиной).
Чтобы учащиеся наглядно проследили, как изменяется температура, им предлагается начертить график (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
- На какие три этапа вы бы разделили этот график?
- Как охарактеризуете изменения температуры на этих этапах? Объясните, почему ход температуры разный?
IV. Итоги урока
- Подведем итоги урока. Что вы узнали сегодня на уроке?
- Решите задачу: сколько грамм соли содержится в 1 т воды, если из 10 тонн воды получили 250 кг соли?
V. Домашнее задание: § 34-35, ответить на вопросы.
2-й вариант урока
Цели урока:
Ученики должны знать: об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
Ученики должны уметь: работать с учебником, отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествовать по мировому океану с помощью физической карты мира.
II. Проверка и учет знаний
1. Что называется морем, заливом, проливом?
2. Что такое остров и полуостров?
4. По площади больше океан:
а) Атлантический, чем Тихий;
б) Атлантический, чем Индийский;
в) Северный Ледовитый, чем Индийский.
5. Окраинным морем является:
а) Черное;
б) Баренцево;
в) Красное;
г) Средиземное.
6. Установите соответствие:
1) Участок суши, со всех сторон окруженный водой
2) Участок суши, с трех сторон окруженный водой
3) Часть моря или океана, вдающаяся в сушу
4) Узкие вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.
А) Полуостров
Б) Остров
В) Пролив
Г) Залив
7. Дайте описание Атлантического и Индийского океанов по плану.
8. Дайте описание Черного и Баренцева морей по плану.
9. Какие чувства у вас вызывает океан? Подберите фрагменты из стихов, песен, научно-популярной и художественной литературы. Сравните свои чувства с чувствами авторов.
III. Изучение нового материала
Ветер — одна из главных причин, вызывающих морские волны. В штиль поверхность моря гладкая, но уже при слабом ветре появляется рябь, если ветер усиливается, поднимаются волны. У берега возникает прибой. Высота волны зависит от силы ветра, от того, как долго он дует в одном направлении, и от величины водного пространства. Обычно высота океанских волн не превышает 3,5 м, волны с высотой 8 м встречаются редко и очень редко при самых сильных штормах выше 15 м. Самые высокие волны наблюдаются в океанических широтах южного полушария. Их длина может достигать 400 м. В морях высота волны редко превышает 5 м. Ветровые волны затрагивают только поверхностный слой воды. Волнение затихает с глубиной и распространяется только до глубины, равной длине волны.
- По рисунку 123 на стр. 140 учебника объясните, что называется гребнем, подошвой, высотой и длиной волны.
Чем длиннее волна, тем быстрее она движется и тем большей высоты может достигнуть. Самые высокие волны — цунами имеют очень большую длину — более 5 км. Скорость цунами достигает 800 км в час. Их высота в открытом море совсем незначительна (может быть всего 30 см), но при приближении к берегу цунами вырастают до 40 м в высоту. Вот как описал цунами путешественник Бенгт Даниельсон:
«...Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась, как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором крутились целые обломки скал и тяжелые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой волна с грохочущей, добела иссеченной пенной короной могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и сотрясла основание острова, словно землетрясение. Кровли, деревья, две лодки волна унесла с собой. Все это продолжалось несколько минут, и, тем не менее, залив после этого выглядел словно после битвы».
Цунами считаются катастрофическим природным явлением. Несмотря на то, что в Тихом океане есть специальная служба оповещения о цунами, летом 1998 г. гигантская волна обрушилась на побережье острова Новая Гвинея. Несколько поселков на берегу были полностью уничтожены, десятки людей погибли.
- Что является причиной возникновения цунами?
- За некоторое время до прихода цунами жители побережий наблюдают краткое (от нескольких минут до часа) отступание воды от берега. Как можно объяснить это явление?
- Цунами наиболее опасны на побережьях океанов и морей. Почему?
- Как можно объяснить гигантскую высоту цунами по сравнению с высотой ветровых волн.
- Сравните цунами и ветровые волны.
Прилив — это колебания уровня Океана. Причиной приливно-отливных движений являются силы взаимного притяжения между Землей, Луной и Солнцем. Приливы бывают во всех морях. В Балтийском, Черном, Средиземном, Адриатическом и некоторых других они совсем незаметны, так как их величина измеряется всего несколькими сантиметрами. На побережье Атлантического океана, Белом и Баренцевом морях высота приливов достигает уже нескольких метров. Для жителей побережий прилив — привычное, обыденное, повторяющееся явление. Для человека, наблюдающего его впервые, это удивительное и чарующее зрелище. Вода, плещущаяся о кромку берега, начинает отступать. Само движение уходящей воды почти незаметно, но ширина берега на мелководье увеличивается просто на глазах. Через 6 часов после начала отлива вода максимально отступает и вид побережья совершение преображается. Дно моря обнажено, на камнях лежат водоросли./Недоступные при полной воде острова, которые лишь поднимались/вдали над поверхностью, теперь возвышаются высокими утесами и, кажется, стали даже ближе к берегу. Но момент максимального отлива, т. е. наибольшего понижения уровня воды, — это и начало ее обратного движения, начало прилива. Вода прибывает быстро и неотвратимо. Там, где только что было оголенное дно, уже плещутся волны. Утесы вновь превратились в острова. Через 6 часов вода вновь достигла кромки берега, и уже в следующее мгновение она начинает новое движение вспять.
Полный цикл (прилив — отлив, или подъем — опускание уровня воды) происходит дважды в сутки.
Жители побережий используют приливно-отливные движения. В зоне отлива собирают моллюсков, водоросли, нередко ставят сети и собирают застрявшую в них рыбу. Но главное при таком промысле — вовремя добраться до берега. В России, на Баренцевом море, и во Франции, на берегу Ла-Манша, действуют приливные электростанции.
Самые высокие в мире приливы высотой 19 м наблюдаются у берегов Северной Америки в заливе Фанди Атлантического океана, а в России — в Охотском море.
Смелые моряки, наши с вами соотечественники, желают отправиться в дальнее плавание, но не знают, как это сделать и какой маршрут им выбрать. Тем более что и корабль, у них особенный, без паруса, без двигателя, да и гребцов капитан брать не хочет. Как вы думаете, ребята, каким образом корабль моряков смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?
Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течением. Как вы думаете, какие вопросы моряки зададут, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (открывает вопросы, заранее написанные на доске):
- Как вы думаете, можем ли мы так сформулировать те вопросы, которые вы перечислили?
- Что называют океаническим течением?
- По какой причине возникают течения?
- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
- Какие бывают виды течений?
- Как используются людьми течения и зачем изучаются?
- Течения - это один из видов движения вод Океана.
Учитель: Для того чтобы приступить к дальнейшему изучению движения вод Мирового океана, давайте проверим, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученными видами движения вод.
Решим тест
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
Проверяем ответы (на экране через проектор, ответы показывает учитель).
У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ - отметка “5”
ТИЧЕНЕЕ - “4”
ТИЧЕНЕЯ - “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать.
- Какое слово является главным в определении понятия "течение"? (Перемещение воды).
- Назовите, в чем отличие течения от волны? (При волнении вода не перемещается).
- Какая причина приводит к образованию течений? (Постоянные ветры).
Задания:
1. Найдите на карте, есть ли в названиях течений, слово ветер, где они располагаются, у берегов каких материков, в каком направлении несут свои воды? (течение Западных ветров).
- Найдите по карте течение Гольфстрим. В каком океане оно находится, где начинается, у берегов каких материков протекает, в каком направлении оно несет свои воды, какую информацию об этом течении нашли в тексте? (Гольфстрим - течение из залива, скорость перемещения воды - 10 км/ч.)
- Скорость пешехода 6.5 км/ч. Какой способ передвижения быстрее?
- Посмотрите на карту и скажите, стрелками какого цвета, обозначаются течения?
(синим или черным - холодные, красным – теплые) (Водопроводный кран).
- Что обозначает название теплое или холодное течение? (Его определяют по температуре водного потока течения и окружающей воды.)
- Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22 °С, а Северо-Атлантического 2 °С. Первое называется – холодным, а второе - теплым. Почему? (температура вод, окружающих поток Перуанского течения выше, поэтому его считают холодным, у Северо-Атлантического течения все наоборот)
- Проанализируйте физическую карту, какую закономерность в размещении течений вы заметили? (От экватора к полюсам направляются теплые течения, от полюсов к экватору – холодные)
V. Закрепление.
Впиши недостающий текст.
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием ………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. Выпиши названия течений, пользуясь физической картой (по три примера)
теплые
1__________________
2__________________
3__________________
холодные
1__________________
2__________________
3__________________
VI. Домашнее задание:
1. Прочитать § 36-37, нанести на контурную карту упоминаемые в тексте течения.
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения |
Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
По желанию (на 2 недели)
· выпишите из книг художественное описание какого-либо течения
· пример использования течений людьми
· нарисуйте рисунок течения
· сочините стихотворение о течении
· составьте маршрут морского путешествия, используя течения.
VII. Итог урока. Выставление отметок. Учащиеся сдают тетради с тестом и заполненными бланками.