География 6 класс - Поурочные планы
Масштаб. Виды масштаба
Цели урока: создать у учащихся представление о масштабе и его видах; научить детей пользоваться масштабом; переводить из численного в именованный и обратно; закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Задание (для сильных учащихся). Выполняют 4 учащихся. Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.
От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11) - цели нашего пути.
2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.
- В каких ситуациях вы использовали план местности?
- Люди, каких профессий используют план местности?
- Как помогает план местности?
III. Изучение нового материала.
1. Введение понятия «масштаб»
Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.
- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая)
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь)
- Как выразить уменьшение?
Самостоятельное чтение § 5 п. 1 стр. 12
- Что такое масштаб?
Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.
Вопросы для беседы:
- В каких ситуациях вы использовали план местности?
- Люди, каких профессий используют план местности?
- Как помогает план местности?
2. Виды масштаба:
Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.
Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.
1 : 50 1 см на карте соответствует 50 см на местности
1 : 100 1 см на карте равен 100 см на местности
1 : 1000 1 см на карте равен 1000 см на местности
Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.
Например, в 1 см – 1 м
- А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1 : 1000000 см. Что нужно сделать? (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры. Т.е. в 1 см – 10 км)
Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.
3. Практическая работа.
Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.
1 : 100 - численный
в одном сантиметре один метр - именованный
IV. Закрепление изученного материала.
1. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот:
1: 10000 в 1 см – 30 км
1 : 250000 в 1 см – 300 км
1 : 5000000 в 1 см – 1 км
2. Определите масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.
3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?
V. Игра «Путешествие в страну Масштабию»
Групповая работа
Первый этап
Перевести именованный масштаб в численный:
в 1 см – 10 м
в 1 см – 200 м
в 1 см – 50 км
в 1 см – 750 км
Второй этап
Перевести численный масштаб в именованный:
1 : 10000
1 : 30000
1 : 750000
1 : 100000
Третий этап
Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.
Четвертый этап
Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 3500 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?
Пятый этап
Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см
VI. Подведение итогов урока.
- Какие знания вы сегодня повторили?
- Что узнали нового?
- Для чего нужен масштаб?
- Что научились делать на уроке?
VII. Подведение итогов урока и задание на дом: § 5, задания 3 и 4 в конце параграфа выполнить письменно в тетради.