География 6 класс - Поурочные планы
План местности. Понятие о плане местности
Цели урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках.
Оборудование: топографические карты, аэроснимки, карта полушарий
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
- Какие космические тела образуют Солнечную систему?
- Расскажите о вращении Земли
- Расскажите о Луне. Как она влияет на Землю?
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности, условные знаки» знания этой темы пригодятся вам в будущем. Представьте, что вы идете в поход далеко от своего дома. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду, обувь взять, возможно, подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.
- Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? (По карте).
Показать две карты: топографическую и географическую.
- Какую карту нужно взять в поход?
Обратить внимание на форзац учебника.
- Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода? (Топографическую карту)
- Почему именно топографическую карту?
Следует обратить внимание учащихся на то, что на карте указаны:
· Породный состав леса;
· Названия, направления течения, ширина реки;
· Названия населенных пунктов;
· Характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе;
· Тип моста;
· Болота, луга;
· Высота местности и т.д.
Условные знаки
IV. Закрепление.
1. Заполнить таблицу:
Особенности изображения |
План местности |
Аэрофотоснимок |
1. Вид сверху |
||
2. Изображены все предметы, видимые сверху |
||
3. Изображены только важные предметы местности |
||
4. Предметы изображены так, как они выглядят в действительности |
||
5. Предметы изображены условными знаками |
||
6. Имеют буквенные и цифровые обозначения |
||
7. Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т. д. |
||
8. Можно точно измерить расстояния |
||
9. Можно увидеть направление на север |
Учащимся необходимо поставить знаки «+» и «-» в пустых клетках таблицы
2. Написать топографический диктант
Вариант 1.
Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее полевой дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса полевая дорога переходит в грунтовую, по обе стороны которой раскинулись заросли кустарника. За ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.
Вариант 2.
Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 15 м и расстояние между деревьями – примерно 3 м. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность 15 т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину – 7 м. Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.
V. Подведение итогов урока и задание на дом: § 4, записи в тетрадях.