География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ВОДА НА ЗЕМЛЕ. ЧАСТИ МИРОВОГО ОКЕАНА. СВОЙСТВА ВОД ОКЕАНА - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений об объеме и частях гидросферы, ее значении для Земли, мировом круговороте воды, крупнейших частях Мирового океана, температуре и солености поверхностных вод; создать условия для формирования умения сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, объяснять взаимосвязи между ними, определять по карте ГП, размеры, глубину океанов и морей, выявлять закономерности изменения температуры и солености вод в различных частях Мирового океана |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Состав гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Свойства вод океана |
||
План урока |
1. Гидросфера, ее состав и соотношение частей. 2. Круговорот воды как природное явление. 3. Что такое Мировой океан? 4. Океаны. Моря, заливы и проливы. 5. Свойства океанической воды. Соленость. Температура |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Гидросфера, конденсация, мировой круговорот воды. Острова, материки, архипелаги, полуострова, внутренние и окраинные моря, заливы, проливы, соленость |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части Мирового океана, моря, заливы и проливы, среднюю соленость и температуру вод океана. Получат возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме “Круговорот воды в природе”, выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека, выявлять закономерности изменения температуры и солености вод в различных частях Мирового океана |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа |
Организует беседу по эпиграфу к разделу и вопросам к § 19: - Как вы понимаете слова “Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь” А. де Сент-Экзюпери? - Какая оболочка Земли называется гидросферой? - Какую оболочку вы уже изучили? - Как гидросфера и литосфера связаны между собой? |
Знакомятся с материалом, рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с картой полушарий и глобусом, электронным приложением к учебнику |
Организует работу с картой полушарий и глобусом, электронным приложением к учебнику “Состав гидросферы”, комментирует новую информацию (Приложение 1) |
Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, определяют понятие гидросфера |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
Анализ рисунка |
Предлагает проанализировать рисунок 47, с. 71: 1) В какой части гидросферы содержится самый большой объем воды? Самый маленький? 2) Перечислите воды суши. Какие из них находятся в нашей местности, как используются? |
Анализируют рисунок, отвечают на вопросы |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с рисунком в учебнике |
Организует работу с рисунком 48, с. 73: “Схема мирового круговорота воды” (Приложение 2) |
Определяют понятия: конденсация, мировой круговорот воды, выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с электронным приложением |
Организует работу с электронным приложением “Мировой океан”. Комментирует новую информацию, определяет задания (Приложение 3) |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с картой и текстом учебника |
Организует работу с картой и текстом учебника, с. 74-76 (Приложение 4) |
Выполняют задания |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Поиск объектов на карте |
|
Работа с электронным приложением |
Организует работу с электронным приложением “Соленость вод океана”, комментирует информацию (Приложение 5) |
Обсуждают новую информацию |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника, п. 5, с. 77-78. Задание: объясните, как и почему изменяется температура воды в океане |
Выполняют задание |
Индивидуальная работа |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Выполнение задания на контурной карте |
Организует выполнение задания: на контурной карте полушарий подпишите все океаны, моря, заливы, проливы, каналы, острова и архипелаги, указанные в параграфе |
Выполняют задания на контурной карте |
Индивидуальная, работа |
Проверка выполнения задания на контурной карте |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 19, 20, задание 1, с. 78 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Определение понятия гидросфера
Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой - гидросферой.
- Если земную поверхность разделить на десять частей, то семь из них придется на соленую воду (около 96 %).
- Воды в ледниках заключено около 2 %. Не надо путать их со льдом, который образуется при замерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется и превращается в лед. Ледниками покрыта 1/10 часть суши.
- Пресные подземные воды тоже составляют около 2 % всей воды Земли. Они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть как солеными, так и пресными, холодными или теплыми (горячими).
- На воды суши приходится 0,02 % воды. Эти 0,02 % пресной воды и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности, сельском хозяйстве, быту).
Задания:
1) Используя карты и глобус, назовите части гидросферы.
2) Сравните ваш ответ со схемой в электронном приложении и перенесите ее в тетрадь.
Приложение 2
Работа по рисунку 48, с. 73: “Схема мирового круговорота воды”
2 % пресной воды - это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Задание. Пользуясь рисунком, назовите все пути возвращения воды в океан.
Итак, океаны, вода которых соленая и непригодная для питья, благодаря Солнцу являются поставщиками пресной воды. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу.
Приложение 3
Комментарий к электронному приложению “Мировой океан”
- Из-за того что на Земле находится почти вся вода Солнечной системы, ее называют водной планетой. На Мировой океан приходится 361 млн км. Эта вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана - Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: мыс Горн (остров Огненная Земля) - между Тихим и Атлантическим, мыс Южный (остров Тасмания) - Индийский и Тихий, по подводным возвышенностям южнее Северного полярного круга - Северный Ледовитый и Атлантический, по Берингову проливу - Северный Ледовитый и Тихий. В настоящее время предлагают выделять еще Южный океан, омывающий Антарктиду. Северную его границу проводят по линии, соединяющей южные точки Африки, Южной Америки и острова Тасмания.
Приложение 4
Работа с картой и текстом учебника
Задание 1. Обозначьте на контурной карте границы океанов, подпишите их названия.
- В Мировом океане находятся материки - большие участки суши, окруженные водой.
Задание 2:
1) Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. Подпишите на контурной карте названия материков.
2) Изучите п. 1, с. 74, приведите примеры полуостровов, островов и архипелагов.
Запись в тетрадь:
- Острова - небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой. Самый большой остров - Гренландия (найдите его на карте полушарий).
- В океане встречаются архипелаги - группы островов, лежащих недалеко друг от друга.
Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан, называются полуостровами. Самый крупный полуостров - Аравийский (2730 тыс. км2).
Задание 3. Покажите на картах все природные объекты, записанные на доске:
1. Евразия.
2. Африка.
3. Южная Америка.
4. Северная Америка.
5. Антарктида.
6. Гренландия.
7. Калимантан.
8. Мадагаскар.
9. Филиппинские острова.
10. Аравийский полуостров,
11. Полуостров Индостан.
12. Полуостров Лабрадор.
13. Курильские острова.
14. Полуостров Камчатка.
Во всех океанах есть моря - более или менее обособленная островами, полуостровами или подводными возвышенностями часть океана. По местоположению моря бывают окраинные и внутренние.
Задание 4.
1) Используя п. 3, с. 75 в учебнике, запишите в тетради примеры типов морей. Частями каких океанов являются эти моря?
2) Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря: Красное, Карское, Аравийское, Балтийское, Охотское. Частями каких океанов они являются?
Залив - часть океана, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому режим их более близок открытым океанам. (Показ учителем крупных заливов по карте.)
Проливы - относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. Самый длинный (1760 км) Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) пролив Дрейка.
Задание 5. Пользуясь картами атласа, определите, какие океаны соединяют: а) Берингов пролив; б) Магелланов пролив. Какие материки или острова разделяют эти проливы?
Приложение 5
Комментарий к электронному приложению “Солёность вод океана”
В распределении солености поверхности вод прослеживается зональность, обусловленная, прежде всего, соотношением выпадающих атмосферных осадков и испарениями. Уменьшает соленость сток речных вод и тающих айсбергов. В приэкваториальных широтах, где осадков выпадает больше, чем испаряется, и велик речной сток, - соленость 34-35 ‰. В тропических широтах поэтому соленость 37 ‰. В умеренных широтах соленость близка к 35 ‰. В полярных широтах соленость наименьшая - 32-33 ‰, так как количество осадков здесь больше испарения, велик речной сток, особенно сибирских рек, много айсбергов, главным образом вокруг Антарктиды и Гренландии.
Широтную закономерность солености нарушают морские течения. Например, в умеренных широтах соленость больше у западных побережий материков, куда поступают тропические воды, меньше - у восточных берегов, омываемых полярными водами. Наименьшей соленостью обладают прибрежные воды близ устьев рек. Максимальная соленость наблюдается в тропических внутренних морях, окруженных пустынями. Например, в Красном море соленость более 42 ‰, в Персидском заливе - 39 ‰. Соленость влияет на другие свойства воды, такие как плотность, температура замерзания.