География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
РЕЛЬЕФ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА - ЛИТОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
| 
 Тип урока  | 
 Урок усвоения новых знаний  | 
||
| 
 Цели деятельности учителя  | 
 Способствовать формированию представлений об основных частях рельефа океанического дна и процессах, его образующих; создать условия для формирования умений работать с картой и другими источниками информации, описывать глубины океанов, называть и показывать подводные хребты, желоба  | 
||
| 
 Образовательные ресурсы  | 
 Электронное приложение к учебнику: Рельеф дна океана. Формирование дна океана  | 
||
| 
 План урока  | 
 1. Рельеф дна океана. Изменение представлений о нем. 2. Процессы, образующие рельеф дна океана  | 
||
| 
 Методы и формы обучения  | 
 Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные  | 
||
| 
 Основные понятия  | 
 Материковая отмель, шельф, материковый склон, глубоководные океанические желоба, котловины, срединно-океанические хребты, атоллы  | 
||
| 
 Планируемые результаты  | 
|||
| 
 Предметные  | 
 Метапредметные УУД  | 
 Личностные УУД  | 
|
| 
 Научатся называть и показывать примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; определять и описывать по карте глубину морей, географическое положение подводных хребтов, желобов, котловин (по плану). Получат возможность научиться объяснять процессы, образующие рельеф дна Мирового океана  | 
 Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество  | 
 Овладевают навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях  | 
|
Организационная структура урока
| 
 Этапы урока  | 
 Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 Формы организации совзаимодействия на уроке  | 
 Формы контроля  | 
| 
 I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)  | 
 Объяснение темы, совместная с обучающимися постановка целей и задач урока, подготовка к усвоению знаний  | 
 Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки  | 
 Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать  | 
 Фронтальная работа  | 
|
| 
 II. Актуализация знаний  | 
 Беседа  | 
 Организует беседу по вопросам к § 18, с. 66  | 
 Отвечают на вопросы  | 
 Фронтальная работа  | 
 Устные ответы  | 
| 
 III. Изучение нового материала  | 
 Работа с электронным приложением к учебнику “Рельеф дна океана. Формирование дна океана”  | 
 Организует работу с электронным приложением к учебнику, комментирует новую информацию (Приложение 1)  | 
 Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Устные ответы  | 
| 
 Работа с текстом учебника по заполнению таблицы  | 
 Организует работу с текстом учебника, с. 67-68, по заполнению таблицы (Приложение 2)  | 
 Выполняют задания  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Проверка выполнения заданий  | 
|
| 
 Работа по картам атласа  | 
 Организует работу по картам атласа (Приложение 3)  | 
 Выполняют задания  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Устные ответы  | 
|
| 
 IV. Первичное осмысление и закрепление изученного  | 
 Работа по физической карте и плану описания ГП гор и равнин  | 
 Организует описание по плану, с. 154: 1) ГП Срединно-Атлантического хребта; 2) сравнение ГП Аргентинской и Бразильской котловин  | 
 Выполняют задания  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Проверка выполнения заданий  | 
| 
 V. Итоги урока. Рефлексия  | 
 Обобщение полученных на уроке сведений  | 
 Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль  | 
 Выполняют задания  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Оценивание работы учащихся на уроке  | 
| 
 Домашнее задание  | 
 § 18, вопросы и задания для повторения, с. 70  | 
 Конкретизирует домашнее задание  | 
 Записывают домашнее задание  | 
 Индивидуальная работа  | 
Приложение 1
Комментарий к электронному приложению
Дно Мирового океана, как и суша, имеет свои неровности. На дне тоже можно найти горы, вершины, равнины.
На дне Мирового океана выделяются четыре зоны:
Первая зона:
• подводная окраина материков, состоящая из материковой отмели - шельфа, относительно крутого материкового склона, переходящего в плоское континентальное подножие. (Запись названия зоны на доске, в первой колонке заранее подготовленной таблицы, показ шельфа по карте.)
• материковый склон - нередко ступенчатый, рассечен сверху вниз многочисленными разломами - подводными каньонами. (Запись и показ.)
Вторая зона:
• переходная зона сформировалась на стыке материковых глыб и океанических платформ. Она состоит: а) из котловин окраинных морей; б) вулканических островов в виде дуг и узких линейных впадин; в) глубоководных желобов, с которыми совпадают глубинные разломы, уходящие под материк. (Запись и показ.)
Третья зона:
• основная зона дна Мирового океана - ложе океана с земной корой океанического типа занимает более половины его площади на глубинах до 6 км. Выделяют котловины, которые отделяются друг от друга хребтами и возвышенностями. (Запись и показ.)
Четвертая зона:
• выделяется в центральных частях океанов. Это срединно-океанические хребты с земной корой особого типа, состоящей в основном из базальтов.
Приложение 2
Таблица
| 
 Название зон  | 
 Особенности (средние глубины, максимальные глубины, формы рельефа, чем покрыта поверхность, наличие полезных ископаемых)  | 
 Составные части  | 
 Примеры  | 
| 
 1. 2. 3. 4.  | 
Приложение 3
Работа по картам атласа
Задание 1. Сопоставьте физическую и геологическую карты мира и сделайте вывод о том, что лежит в основании гор, равнин, срединно-океанических хребтов и ложа дна океана.
Вывод: горы тяготеют в целом к подвижным складчатым поясам Земли, равнины - к устойчивым платформам, срединно-океанические хребты - к разломам, а ложе - к океанической платформе.
Задание 2. Объясните, какие процессы формируют горы, равнины и дно Мирового океана.
Вывод: горы и равнины, как и основные формы рельефа на суше, созданы внутренними процессами. Внешние процессы формируют мелкие недолговечные формы рельефа, которые накладываются на крупные и придают им своеобразный внешний облик.
На рельеф дна океана тоже влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние - движение земной коры; внешние - образование осадочных горных пород: обломочных - на отмели и склонах и органических - в ложе океана.