География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
РЕЛЬЕФ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА - ЛИТОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений об основных частях рельефа океанического дна и процессах, его образующих; создать условия для формирования умений работать с картой и другими источниками информации, описывать глубины океанов, называть и показывать подводные хребты, желоба |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Рельеф дна океана. Формирование дна океана |
||
План урока |
1. Рельеф дна океана. Изменение представлений о нем. 2. Процессы, образующие рельеф дна океана |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Материковая отмель, шельф, материковый склон, глубоководные океанические желоба, котловины, срединно-океанические хребты, атоллы |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; определять и описывать по карте глубину морей, географическое положение подводных хребтов, желобов, котловин (по плану). Получат возможность научиться объяснять процессы, образующие рельеф дна Мирового океана |
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество |
Овладевают навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы, совместная с обучающимися постановка целей и задач урока, подготовка к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа |
Организует беседу по вопросам к § 18, с. 66 |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением к учебнику “Рельеф дна океана. Формирование дна океана” |
Организует работу с электронным приложением к учебнику, комментирует новую информацию (Приложение 1) |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
Работа с текстом учебника по заполнению таблицы |
Организует работу с текстом учебника, с. 67-68, по заполнению таблицы (Приложение 2) |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения заданий |
|
Работа по картам атласа |
Организует работу по картам атласа (Приложение 3) |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Работа по физической карте и плану описания ГП гор и равнин |
Организует описание по плану, с. 154: 1) ГП Срединно-Атлантического хребта; 2) сравнение ГП Аргентинской и Бразильской котловин |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 18, вопросы и задания для повторения, с. 70 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Комментарий к электронному приложению
Дно Мирового океана, как и суша, имеет свои неровности. На дне тоже можно найти горы, вершины, равнины.
На дне Мирового океана выделяются четыре зоны:
Первая зона:
• подводная окраина материков, состоящая из материковой отмели - шельфа, относительно крутого материкового склона, переходящего в плоское континентальное подножие. (Запись названия зоны на доске, в первой колонке заранее подготовленной таблицы, показ шельфа по карте.)
• материковый склон - нередко ступенчатый, рассечен сверху вниз многочисленными разломами - подводными каньонами. (Запись и показ.)
Вторая зона:
• переходная зона сформировалась на стыке материковых глыб и океанических платформ. Она состоит: а) из котловин окраинных морей; б) вулканических островов в виде дуг и узких линейных впадин; в) глубоководных желобов, с которыми совпадают глубинные разломы, уходящие под материк. (Запись и показ.)
Третья зона:
• основная зона дна Мирового океана - ложе океана с земной корой океанического типа занимает более половины его площади на глубинах до 6 км. Выделяют котловины, которые отделяются друг от друга хребтами и возвышенностями. (Запись и показ.)
Четвертая зона:
• выделяется в центральных частях океанов. Это срединно-океанические хребты с земной корой особого типа, состоящей в основном из базальтов.
Приложение 2
Таблица
Название зон |
Особенности (средние глубины, максимальные глубины, формы рельефа, чем покрыта поверхность, наличие полезных ископаемых) |
Составные части |
Примеры |
1. 2. 3. 4. |
Приложение 3
Работа по картам атласа
Задание 1. Сопоставьте физическую и геологическую карты мира и сделайте вывод о том, что лежит в основании гор, равнин, срединно-океанических хребтов и ложа дна океана.
Вывод: горы тяготеют в целом к подвижным складчатым поясам Земли, равнины - к устойчивым платформам, срединно-океанические хребты - к разломам, а ложе - к океанической платформе.
Задание 2. Объясните, какие процессы формируют горы, равнины и дно Мирового океана.
Вывод: горы и равнины, как и основные формы рельефа на суше, созданы внутренними процессами. Внешние процессы формируют мелкие недолговечные формы рельефа, которые накладываются на крупные и придают им своеобразный внешний облик.
На рельеф дна океана тоже влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние - движение земной коры; внешние - образование осадочных горных пород: обломочных - на отмели и склонах и органических - в ложе океана.