География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Комбинированный |
|||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о происхождении и видах подземных вод; создать условия для формирования умений анализировать различные источники географической информации, характеризовать подземные воды своей местности как часть мирового круговорота воды в природе |
|||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Образование подземных вод. Грунтовые воды |
|||
План урока |
1. Образование подземных вод. 2. Грунтовые и межпластовые воды. 3. Использование и охрана подземных вод |
|||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
|||
Основные понятия |
Подземные воды, водопроницаемые и водоупорные горные породы, водоносный слой, грунтовые воды, межпластовые воды, источники (родники), минеральные воды |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся характеризовать особенности подземных вод. Получат возможность научиться составлять рассказ об изменении уровня грунтовых вод по сезонам года и объяснять причину этого явления. Объяснять происхождение подземных вод |
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действия |
Управляют своей познавательной деятельностью. Осознают необходимость использования географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, способности к социально ответственному поведению в ней |
||
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
|
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Подготовка к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
||
II. Актуализация знаний |
Контрольная работа |
Организует контрольную работу (Приложение 1) |
Выполняют работу в тетради, задания на контурной карте |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
|
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением “Образование подземных вод” |
Организует просмотр материалов электронного приложения “Образование подземных вод”, комментирует и обсуждает с обучающимися новую информацию, анализируют рис. 47, с. 71, рис. 55, с. 84 (Приложение 2) |
Обсуждают новую информацию, анализируют рисунки, проводят эксперимент, выполняют задания |
Фронтальная работа и индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника, п. 2, с. 85-86, по определению понятий: грунтовые и межпластовые воды, источники (родники) |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
||
Работа с электронным приложением “Грунтовые воды” |
Организует просмотр материалов электронного приложения “Грунтовые воды” и выполнение заданий: 1) расскажите об изменении уровня грунтовых вод по сезонам и объясните причину этого явления; 2) составьте рассказ об использовании подземных вод и необходимости их охраны |
Составляют рассказы |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Беседа |
Организует беседу по вопросам (Приложение 3) |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
|
Домашнее задание |
§ 22, подготовить сообщения о минеральных водах и их использовании |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
||
Приложение 1
Контрольная работа
I. Теоретическая часть.
Вариант I
1. Состав гидросферы.
2. Опишите, что обозначают следующие понятия; материк, архипелаг, море, залив.
3. Опишите такое свойство океанических вод, как соленость.
4. Перечислите причины образования цунами, приливов и отливов.
Вариант II
1. Объем воды на Земле.
2. Опишите, что обозначают следующие понятия: остров, полуостров, океан, пролив.
3. Опишите такое свойство океанических вод, как температура.
4. Перечислите причины образования течений.
II. Практическая часть.
Вариант I |
Вариант II |
В контурной карте полушарий указать природные объекты: |
|
Тихий океан. Северный Ледовитый океан. Африка, Антарктида, Южная Америка, Мексиканский залив, Берингов пролив, о. Гренландия, п-ов Лабрадор, Каспийское море, Средиземное море, течение Западных Ветров, Северо-Атлантическое течение |
Атлантический океан. Индийский океан. Евразия, Северная Америка, Австралия. Бенгальский залив, Гибралтарский пролив, о. Мадагаскар, п-ов Аравийский, Черное море, Аравийское море, течение Гольфстрим, Лабрадорское течение |
Приложение 2
Комментарий к электронному приложению с элементами беседы по рисункам учебника
- Вы уже знаете, что на Земле 98 % всей воды находится в океанах и морях. Благодаря круговороту воды на Землю ежегодно выпадает огромное количество осадков. Куда девается эта вода? Часть воды испаряется, часть просачивается под землю. Вода рек, озер, водохранилищ и прудов называется поверхностной, а вода, находящаяся под землей, - подземной.
Задание. Сравните объем подземных вод с объемом вод Мирового океана и поверхностными водами (рис. 47, с. 71).
Подземные воды - это воды, находящиеся в почвах и горных породах верхней части земной коры.
Они заполняют поры рыхлых пород и трещины твердых горных пород.
Но все ли горные породы одинаково хорошо пропускают воду? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт. Возьмем песок и глину. В одну воронку кладем глину, а в другую - песок. В обе воронки наливаем воду. В той воронке, где был песок, воды уже не осталось. Она вся вытекла в стакан, а из другой воронки она не вытекает.
Легко пропускают воду (запись в тетради в одной колонке) песок, гравий, известняк, имеющий трещины. Все эти породы называются водопроницаемыми (запись под чертой).
Породы, не пропускающие воду или пропускающие очень медленно, - глина, гранит без трещин. Эти породы называются водоупорными (запись в тетрадь).
Задание. Рассмотрите рис. 55, с. 84, выскажите свои предположения о том, как образуются пещеры.
Приложение 3
Вопросы:
1. Что называют подземными водами? (Воду, находящуюся в земной коре.)
2. Что является источником пополнения подземных вод? (Атмосферные осадки.)
3. Перечислите условия, необходимые для просачивания воды. (Наличие пор, трещин, пустот в горных породах; размещение водопроницаемых пород на поверхности.)
4. Заснет чего, кроме осадков, пополняются подземные воды? (За счет пара, поднимающегося из глубинных слоев Земли.)
5. Какую функцию выполняют подземные воды? (Регулируют уровень воды в реках и озерах, используются для водоснабжения, для промышленности, орошения полей, используются в лечебных целях.)
6. На плане местности в атласе найдите источник (родник). Почему он образовался именно здесь?