ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тип урока

Комбинированный


Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о происхождении и видах подземных вод; создать условия для формирования умений анализировать различные источники географической информации, характеризовать подземные воды своей местности как часть мирового круговорота воды в природе


Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Образование подземных вод. Грунтовые воды


План урока

1. Образование подземных вод.

2. Грунтовые и межпластовые воды.

3. Использование и охрана подземных вод


Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные


Основные понятия

Подземные воды, водопроницаемые и водоупорные горные породы, водоносный слой, грунтовые воды, межпластовые воды, источники (родники), минеральные воды


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся характеризовать особенности подземных вод.

Получат возможность научиться составлять рассказ об изменении уровня грунтовых вод по сезонам года и объяснять причину этого явления.

Объяснять происхождение подземных вод

Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действия

Управляют своей познавательной деятельностью. Осознают необходимость использования географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, способности к социально ответственному поведению в ней






Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Подготовка к усвоению знаний

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Контрольная работа

Организует контрольную работу (Приложение 1)

Выполняют работу в тетради, задания на контурной карте

Индивидуальная работа

Письменные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с электронным приложением “Образование подземных вод”

Организует просмотр материалов электронного приложения “Образование подземных вод”, комментирует и обсуждает с обучающимися новую информацию, анализируют рис. 47, с. 71, рис. 55, с. 84 (Приложение 2)

Обсуждают новую информацию, анализируют рисунки, проводят эксперимент, выполняют задания

Фронтальная работа и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника, п. 2, с. 85-86, по определению понятий: грунтовые и межпластовые воды, источники (родники)

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Устные ответы


Работа с электронным приложением “Грунтовые воды”

Организует просмотр материалов электронного приложения “Грунтовые воды” и выполнение заданий:

1) расскажите об изменении уровня грунтовых вод по сезонам и объясните причину этого явления;

2) составьте рассказ об использовании подземных вод и необходимости их охраны

Составляют рассказы

Индивидуальная работа

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Беседа

Организует беседу по вопросам (Приложение 3)

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 22, подготовить сообщения о минеральных водах и их использовании

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа









Приложение 1

Контрольная работа

I. Теоретическая часть.

Вариант I

1. Состав гидросферы.

2. Опишите, что обозначают следующие понятия; материк, архипелаг, море, залив.

3. Опишите такое свойство океанических вод, как соленость.

4. Перечислите причины образования цунами, приливов и отливов.

Вариант II

1. Объем воды на Земле.

2. Опишите, что обозначают следующие понятия: остров, полуостров, океан, пролив.

3. Опишите такое свойство океанических вод, как температура.

4. Перечислите причины образования течений.

II. Практическая часть.

Вариант I

Вариант II

В контурной карте полушарий указать природные объекты:

Тихий океан.

Северный Ледовитый океан.

Африка, Антарктида, Южная Америка, Мексиканский залив, Берингов пролив, о. Гренландия, п-ов Лабрадор, Каспийское море, Средиземное море, течение Западных Ветров, Северо-Атлантическое течение

Атлантический океан.

Индийский океан.

Евразия, Северная Америка, Австралия. Бенгальский залив, Гибралтарский пролив, о. Мадагаскар, п-ов Аравийский, Черное море, Аравийское море, течение Гольфстрим, Лабрадорское течение

Приложение 2

Комментарий к электронному приложению с элементами беседы по рисункам учебника

- Вы уже знаете, что на Земле 98 % всей воды находится в океанах и морях. Благодаря круговороту воды на Землю ежегодно выпадает огромное количество осадков. Куда девается эта вода? Часть воды испаряется, часть просачивается под землю. Вода рек, озер, водохранилищ и прудов называется поверхностной, а вода, находящаяся под землей, - подземной.

Задание. Сравните объем подземных вод с объемом вод Мирового океана и поверхностными водами (рис. 47, с. 71).

Подземные воды - это воды, находящиеся в почвах и горных породах верхней части земной коры.

Они заполняют поры рыхлых пород и трещины твердых горных пород.

Но все ли горные породы одинаково хорошо пропускают воду? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт. Возьмем песок и глину. В одну воронку кладем глину, а в другую - песок. В обе воронки наливаем воду. В той воронке, где был песок, воды уже не осталось. Она вся вытекла в стакан, а из другой воронки она не вытекает.

Легко пропускают воду (запись в тетради в одной колонке) песок, гравий, известняк, имеющий трещины. Все эти породы называются водопроницаемыми (запись под чертой).

Породы, не пропускающие воду или пропускающие очень медленно, - глина, гранит без трещин. Эти породы называются водоупорными (запись в тетрадь).

Задание. Рассмотрите рис. 55, с. 84, выскажите свои предположения о том, как образуются пещеры.

Приложение 3

Вопросы:

1. Что называют подземными водами? (Воду, находящуюся в земной коре.)

2. Что является источником пополнения подземных вод? (Атмосферные осадки.)

3. Перечислите условия, необходимые для просачивания воды. (Наличие пор, трещин, пустот в горных породах; размещение водопроницаемых пород на поверхности.)

4. Заснет чего, кроме осадков, пополняются подземные воды? (За счет пара, поднимающегося из глубинных слоев Земли.)

5. Какую функцию выполняют подземные воды? (Регулируют уровень воды в реках и озерах, используются для водоснабжения, для промышленности, орошения полей, используются в лечебных целях.)

6. На плане местности в атласе найдите источник (родник). Почему он образовался именно здесь?






Для любых предложений по сайту: [email protected]