География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
РЕКИ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний, практикум |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек; создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России, определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснять понятия: “режим реки”, “питание реки”, “половодье”, “паводок”, “пороги”, “водопады”; описывать ГП реки по плану |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Речная система. Режим реки. Реки равнинные и горные |
||
План урока |
1. Речная система, бассейн и водораздел. . 2. Питание и режим реки. 3. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. 4. Использование и охрана рек. Каналы |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Речная долина, исток, устье, длина реки, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, терраса, пороги, водопады, каналы |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России. Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады; описывать ГП реки по плану |
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Сообщения учащихся |
Организует слушание сообщений учащихся о минеральных водах и их использовании |
Выступают с сообщениями |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Показ видеоролика “Речная система” |
Показывает видеоролик “Речная система”, комментирует новую информацию, определяет практические задания (Приложение 1) |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, выполняют задания, объясняют понятия |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы, показ объектов на карте |
Беседа, работа с видеороликом “Режим реки” |
Организует беседу о типах питания рек, определяет задание к видеоролику: “Объясните понятия половодье, паводок” (Приложение 2) |
||||
Работа по рисункам и тексту учебника |
Организует работу по рисункам 58, 60-62 и тексту учебника, с. 91-92: 1) сравните характер течения горных и равнинных рек; 2) объясните понятия пороги, водопады, 3) используя текст учебника с. 93, выпишите в тетрадь названия каналов (Приложение 3) |
||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Практическая работа |
Организует практическую работу по описанию ГП реки Волги |
Выполняют практическую работу |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задание: “Составьте список понятий по теме “Реки””; определите их, выделив существенные признаки. Использует дополнительный материал (Приложение 4) |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 23 до п. 6; определить координаты вдп. Анкель (5° с. ш. 62° з. д,), вдп. Ниагарский (44° с. ш. 79° з. д.), вдп. Виктория (18° ю. ш. 27° в. д.) |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Комментарий к видеоролику “Речная система” с элементами и практическими заданиями
- Сегодня мы поговорим о поверхностных водах, о реках.
Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река России имеет свое начало. (На доске рисунок “Схема речной системы”.) Одна река вытекает из болота (учитель показывает все истоки по рисунку), другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.
(Учитель комментирует видеоролик “Речная система” или сопровождает рассказом рисунок на доске, дети могут зарисовать его у себя в тетрадях.)
Река - естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле.
Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле, называется истоком.
Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов: “Околица села - глинистый пологий скат. Внизу под горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодаль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик...
Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.
И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.
Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь... Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка... тихо, очень тихо в прохладной светелке.
Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..
- Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе...”.
Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.
Задание. Найдите на карте примеры истоков и устьев рек. (Например: исток Ангары - оз. Байкал, устье ее - р. Енисей; исток Печоры - г. Урал, устье ее — море Карское и т. д.).
Впадая в реку, другая река становится ее притоком.
Например: Ока впадает в Волгу, является ее притоком - правым, а Кама - левый приток Волги.
Задание:
1) Прочитайте в учебнике (с. 88), как определить правый и левый приток.
2) Определите, каким притоком - правым или левым - являются: Вилюй для Лены; Иртыш для Оби; Алдан для Лены.
Река со всеми ее притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке, например, система Волги, Лены, Конго (Заир).
Самые крупные системы мира - Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури, Обь с Иртышем. (Показ по карте.)
Задание. Обозначьте на контурной карте системы: Волги, Амазонки, Конго, Миссисипи, Оби.
Русло, или углубление, занятое водой, лишь часть линейно-вытянутого понижения, на дне которого течет река, называют речной долиной.
Каждая речная долина имеет склон и днище. У равнинных рек днище, как привило, лишь частично, а у горных рек целиком занято водой.
Задание. Найдите на карте Волгу со всеми ее притоками. С территории, изображенной на карте, вся вода стекает в Волгу. Выпадет ли дождь в районе Перми, Ярославля, Саратова или Астрахани - все равно часть воды попадает в Волгу. Мы говорим “часть” потому, что какое-то количество воды просачивается в землю, какое-то испаряется. Местность, с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется бассейном реки. Так, например, бассейн Амазонки - Амазонская низменность (показ по карте)', бассейн реки Оби - Западно-Сибирская равнина.
Задание. Используя рисунок 59, с. 90, определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия “бассейн” и “речная система”?
- На территории России большое количество речных бассейнов, которые друг от друга отделены незначительными, едва заметными повышениями или иногда горами. Границу между бассейнами рек называют водоразделами.
Вопросы:
1) Что является водоразделом рек Волга и Обь? (Уральские горы.)
2) Назовите водораздел реки Лена (по рисунку 59, с. 90).
3) Водоразделом каких речных бассейнов является Среднесибирское плоскогорье?
Приложение 2
Беседа о типах питания рек
- Количество воды в реке не бывает одинаковым в течение всего года. Так, например, река Волга зимой имеет исключительно подземное питание, весной главным источником воды служат талые снеговые воды, летом - дождевые и подземные. Разливается Волга весной, выходя из берегов, затопляя пойму, а летом мелеет.
А вот Амур разливается летом. (Показ реки на карте.) Дело в том, что в бассейне этой реки в летнее время выпадают обильные дожди.
Реки Амазонка и Конго (Заир) многоводны в течение всего года, так как в их бассейнах весь год выпадает большое количество осадков.
Как и Амур, река Амударья очень полноводной бывает летом, но по другой причине. Объясняется это тем, что питаются они главным образом талыми ледниковыми водами, а в горах, с которых берут начало эти реки, как раз летом происходит бурное таяние ледников.
-Сделайте вывод, какое питание имеют реки. (Дождевое, снеговое, подземное, ледниковое.)
- Какое питание имеет Волга? (Дождевое, снеговое, подземное.)
Такой способ питания реки называется смешанным.
Итак, пополнение реки за счет поступления в нее воды от различных источников называется смешанным питанием.
Отгадайте загадку:
Я реке и друг и брат.
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу. (Канал.)
Приложение 3
Работа по рисунку 63, с. 94
Каналы - искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам вода перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути, улучшается водоснабжение. (Чтобы учащиеся убедились, какое большое значение имеют каналы, учитель рассказывает о канале имени Москвы.)
Канал им. Москвы (показ на карте) вступил в эксплуатацию в 1937 г. Протяженность его от Волги до впадения в Москва-реку 128 км. Ширина канала по зеркалу 85,5 м, по дну 46 м. Глубина его 5,5 м.
Трасса канала идет от Волги на юг, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду, абсолютная высота которой в том районе равна 162 м. Для преодоления этой возвышенности на канале сооружено 9 шлюзов; 5 - на склоне северном, волжском, и 4 - на южном, московском.
Следуя от Волги по каналу, судно вначале с помощью шлюзов поднимается на 38 м, а затем идет спуск на 42 м. Управление шлюзами полностью механизировано, и один человек нажимом соответствующих кнопок проводит все операции шлюзования.
С постройкой канала были решены три главные задачи:
• Создан глубоководный путь, соединяющий реку Москву с Волгой.
• Столица нашей Родины стала бесперебойно снабжаться питьевой водой.
• Москва-река, протяженность которой в черте города более 50 км, превратилась из мелководной в глубоководную магистраль, доступную для прохода больших речных судов.
Задание. Используя текст учебника с. 93, выпишите в тетрадь названия каналов. (После выполнения задания один ученик показывает каналы на карте у доски.)
Приложение 4
Дополнительный материал
Первым европейцем, увидевшим водопад Виктория, был английский путешественник Давид Ливингстон. Он так описал его: “И вот перед нашими взорами предстало зрелище огромных столбов пара, поднимающихся вверх на расстояние 5 или 6 миль от нас. Пар поднимался пятью столбами и, отклоняясь в направлении ветра, имел такой вид, как будто бы эти столбы касались низкого обрыва, покрытого лесом. На таком расстоянии нам казалось, что вверху столбы смешиваются с облаками. Внизу они были белыми, а выше становились темными, как дым. Вся эта картина была чрезвычайно красива”.
Местные жители называли этот водопад “Моси оа Тунья” (что означает “здесь пар издает шум” или “гремящий дым”). Название “Виктория” было присвоено водопаду Ливингстоном. Этот водопад образовался в результате того, что поперек русла Замбези возникла большая глубокая трещина. В нее и низвергается с базальтового уступа река. Вода падает вниз примерно со 110-метровой высоты. Ширина водопада 1800 м. Близ него построен отель, из окон которого туристы могут любоваться величественным зрелищем.
В нашей стране самый высокий водопад - Илья Муромец (141 м), он находится на острове Итуруп, входящем в группу Курильских островов.