ОТКРЫТИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ - ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - ВВЕДЕНИЕ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ОТКРЫТИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ - ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - ВВЕДЕНИЕ

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, электронным приложением к нему и картой

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Как люди изучали Землю. Великие географические открытия. Земля как планета. Луна - спутник Земли. Осевое вращение Земли. - Режим доступа: http://www.my-geography.ru

План урока

1. Как человек открывал Землю.

2. Изучение Земли человеком. Современная география.

3. Земля - планета Солнечной системы.

4. Вращение Земли. Луна

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Географические открытия и исследования, шарообразность Земли, Северный и Южный географический полюсы, экватор, земная ось

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий “Солнечная система”, “планета”, “тропики”, “полярные круги”, “параллели”, “меридианы”; приводить примеры географических следствий движения Земли.

Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (Приложение 1)

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала

Организует беседу по вопросам: “Какую форму имеет Земля? Какой ее себе представляли древние люди? Каких путешественников вы знаете?”

Отвечают на вопросы

Индивидуальная работа


III. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника (с. 4-5)

Организует работу с текстом учебника по заполнению таблицы (Приложение 2)

Знакомятся с новой информацией, работают в тетрадях

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы и записи в тетрадях

Работа с электронным приложением и схемой

Показывает слайды электронного приложения “Как люди изучали Землю. Великие географические открытия”, дополняет информацию интересными фактами о путешествиях эпохи Великих географических открытий и изучении Земли российскими исследователями; акцентирует внимание учащихся на схеме (Приложение 3)

Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, дополняют её

Фронтальная работа

Устные ответы

Беседа

Беседует с учащимися по вопросам: “Какие примеры шарообразности Земли вам известны? Почему происходит смена дня и ночи, времен года?”

Приводят примеры шарообразности Земли, отвечают на вопрос

Фронтальная работа

Устные ответы

Работа по рисунку 4, с. 8

Организует работу по рисунку “Планеты Солнечной системы” (Приложение 4)

Отвечают на вопросы, сравнивают планеты по разным параметрам

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа по рисунку 5, с. 9

Организует работу по рисунку (Приложение 5)

Объясняют рисунок “Вращение Земли вокруг Солнца”

Фронтальная работа

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа с контурными картами

Организует работу с контурными картами. Задание: нанесите на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба

Обозначают на контурной карте маршруты великих путешественников

Индивидуальная работа

Проверка выполнения задания

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Организует работу по закреплению основных понятий урока

Отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 1, 2, проверить себя по заданиям электронного приложения

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение 1

Вводное слово учителя

Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг огня детей. Четыре мальчика и две девочки семи-восьми лет, одетые в грубо выделанные шкуры, отворачивались, вытирали ладошками слезящиеся глаза, но при этом очень внимательно слушали старика, сидящего перед ними на камне. А говорил он очень важные и интересные вещи.

Он рассказывал, что находится там, за их рекой и их лесом. Он рассказывал, что там далеко в темных углах пещер живут саблезубые тигры, что реки там так стремительны, что несут с собой камни и валуны, что растения там столь удивительны и прекрасны, что трудно оторвать от них взгляд.

Так или примерно так первобытные люди впервые начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать мир, который их окружал.

Постепенно возникли и стали развиваться науки, изучающие природу. Природу в старину называли “естеством”. Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки:

1) Астрономия (от греч. “астрон” - звезда, “номос” - закон) - наука о небесных телах.

2) Физика (от греч. “физис” - природа) - наука о явлениях природы.

3) Химия (происхождение названия точно неизвестно. Возможно, от греч. “наука о веществах и их превращениях”).

4) Биология (от греч. “биос” - жизнь, “логос” - наука, учение) - наука о живой природе.

5) Геология (от греч. “гео” - земля, “логос” - наука, учение) - наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

6) Экология (от греч. “экое” - дом, “логос” - наука, учение) - наука о связях между человеком и природой.

7) География (от греч. “гео” - земля, “графо” — пишу) - “землеописание”, наука о Земле.

Приложение 2

Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Заполняя таблицу, можно использовать следующую форму работы. Один ученик читает, дети вместе определяют основные мысли текста и записывают в тетрадь.)

Имя

Дата

Достижения

Аристотель

Эратосфен

Геродот

Марко Поло



Приложение 3

• Открытие Америки.

Эта часть света была открыта, можно сказать, по ошибке. В XV в. многих европейцев манил далекий и богатый мир Азии, особенно Индия и Китай. Но путь в Азию был очень долгим - нужно было плыть вокруг Африки. Отыскать более короткий путь решил итальянский моряк на испанской службе, уроженец города-республики Генуи Христофор Колумб. Чтобы представить грандиозность деяния Колумба, нужно понять и помнить, что в ту пору мореплавание было преимущественно прибрежным. Не вполне владея приемами определения места корабля, капитаны боялись долго оставаться в открытом море, предпочитая не терять из виду берег.

В сознании моряков XV в. прочно сидел суеверный, почти животный страх перед опасностями открытого океана. И вот в это время испанская флотилия преодолевает почти 6 000 км, больше месяца, не видя вокруг ничего, кроме воды и неба. Небывалое, ни с чем не сравнимое событие! И, проведя в открытом океане более двух месяцев, 12 октября 1492 года Колумб со своей командой высадился на берег. Он полагал, что достиг Индии, и поэтому назвал встреченных здесь жителей индейцами. До конца своих дней великий мореплаватель так и не узнал, что не достиг Азии, а открыл новую часть света - Америку.

• Открытие Антарктиды.

В первые годы XIX в. список крупных морских держав пополнился еще одним государством. На просторы океанов вышел молодой флот России. В 1803-1806 гг. состоялось первое русское кругосветное плавание на военных шлюпах “Надежда” и “Нева” под командованием капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Крузенштерна. Успех этого предприятия открыл дорогу целой серии блестящих дальних плаваний кораблей Российского флота.

И. Ф. Крузенштерн являлся главным инициатором экспедиции в арктические воды. Он подчеркивал: “Славу такого предприятия не должны допускать отнять у нас; она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам”.

4 июля 1819 г. “Восток” и “Мирный” покинули Кронштадтский рейд, положив тем самым начало первой русской арктической экспедиции. Командовал экспедицией сорокалетний капитан 2-го ранга, участник первого русского кругосветного плавания, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, поднявший свой брейд-вымпел на “Востоке”. Командиром шлюпа “Мирный” был назначен лейтенант Михаил Петрович Лазарев, впоследствии прославленный адмирал.

16 января 1820 г. шлюпы находились в точке с координатами 69°22’ ю. ш. и 2°15’ з. д., где были впервые усмотрены береговые “бугристые” льды шестого материка. 16 января 1820 г. принято считать днем открытия Антарктиды.

Схема 1

Приложение 4

Работа по рисунку 4, с. 8

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.

Планеты земной группы намного меньше по размерам и самые близкие к Солнцу. Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

Планеты-гиганты (они состоят из газов, в первую очередь из водорода, не имеют твердых поверхностей, удалены от Солнца). Перечислите их. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

Ни в одну из этих групп не входит Плутон - самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета. Плутон мало изучен, открыт был только в 1930 г. Это единственная планета, которую не посетили земные космические аппараты.

Какая самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)

Назовите общее количество планет. (9.)

Назовите самую близкую к Солнцу планету. (Меркурий.)

Какая планета имеет кольца? (Сатурн.)

Назовите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

Назовите соседей Земли. (Венера, Марс.)

Какая планета занимает третью орбиту? (Земля.)

Что является центром Солнечной системы? (Солнце.)

Приложение 5

Работа по рисунку 5, с. 9

Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой. Орбита Земли - это эллипс.

Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси (против часовой стрелки). Земная ось - это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.

Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах.

По поверхности Земли проходит экватор - воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов. Экватор делит Землю на Северное к Южное полушария.

Задание 1. Покажите на рисунке все новые понятия.

Задание 2. Используя текст учебника (§ 2, п. 2, с. 9) и рисунок, объясните смену времен года.

Наклон земной оси к плоскости орбиты обусловливает различный угол падения солнечных лучей и, соответственно, различия в поступлении тепла на земную поверхность, а также неодинаковую продолжительность дня и ночи в течение года на всех территориях, кроме экватора.

22 июня - день летнего солнцестояния, когда земная ось северным концом обращена к Солнцу (см. рисунок слева). В этот день все территории севернее экватора до 66,5° с. ш. большую часть суток освещены, на этих широтах день длиннее ночи. Северный полюс освещен целиком - там полярный день.

В этот же день на территории южнее экватора до 66,5° ю. ш. день короче ночи. На Южном полюсе - полярная ночь.

Задание. Опишите по рисунку, чем характеризуется день зимнего солнцестояния.

Вопросы:

1) Что влияет на смену времен года? (Вращение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси.)

2) Когда в Северном полушарии (в котором мы живем) лето, а когда зима?

3) К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси, период которого равен 24 часам?






Для любых предложений по сайту: [email protected]