ПОНЯТИЕ О ПЛАНЕ МЕСТНОСТИ. МАСШТАБ - ПЛАН МЕСТНОСТИ - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ПОНЯТИЕ О ПЛАНЕ МЕСТНОСТИ. МАСШТАБ - ПЛАН МЕСТНОСТИ - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о видах изображения Земли на плоскости, плане местности; создать условия для формирования умений читать план местности, распознавать объекты с помощью условных знаков, определять расстояния между географическими объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

План урока

1. Что такое план местности? Условные знаки.

2. Масштаб. Зачем нужен масштаб?

3. Численный и именованный масштабы.

4. Линейный масштаб. Выбор масштаба

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Топографический план, условные знаки. Масштаб: именованный, численный, линейный

Планируемые результаты

Предметные

Мета предметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба.

Получат возможность научиться определять расстояния между объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба, распознавать и описывать объекты, изображенные на плане в масштабе с помощью условных знаков

Познавательные: описывают и сравнивают объекты; самостоятельно дают определения понятиям, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном поиске; обмениваются мнениями, объясняют, защищают свои идеи.

Регулятивные: принимают учебную задачу; предлагают помощь и сотрудничество

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новой информации, применяют ее в практической деятельности. Осознают ценность географических знаний для практической деятельности людей





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Беседа

1. Организует беседу:

а) расскажите о причинах смены дня и ночи, смены времен года;

б) расскажите о строении Солнечной системы и спутнике Земли.

2. Создает ситуацию для понимания необходимости плана местности (Приложение 1)

Отвечают на вопросы

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с электронным приложением

Показывает слайды электронного приложения “Виды изображений поверхности Земли”, комментирует новую информацию

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Фронтальная работа

Устные ответы

Выполнение задания в учебнике

Организует работу по выполнению задания в учебнике, с. 12 (знакомство с условными знаками на форзаце 1 и в атласе, ответы на вопросы)

Рассматривают условные знаки на форзаце, отвечают на вопросы

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Работа с планом на форзаце учебника

Организует работу с планом на форзаце учебника:

1) опишите изображенную на плане местность;

2) достаточно ли только условных знаков для составления плана местности?

Описывают местность по ее изображению на плане, отвечают на вопрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Определение понятия масштаба, работа с рисунком 7, с. 14

Организует работу с рисунком 7, с. 14, в учебнике: чтобы план был точным, необходимо все его детали уменьшить в одинаковое число раз. Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. Познакомьтесь с видами масштаба на рисунке

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Устные ответы

Работа с планом на форзаце учебника

Организует работу с планом на форзаце.

Вопросы:

1) Прочитайте масштабы.

2) Что они обозначают?

3) Проведите измерения при помощи:

а) численного масштаба - выясните длину реки Нара, линии электропередачи;

б) именованного масштаба - длину сада, оврагов;

в) линейного масштаба - озера, огорода, лиственного леса

Изучают виды масштаба, проводят измерения

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа по переводу одного вида масштаба в другой

Организует работу по переводу масштабов из численного в именованный и обратно (Приложение 2)

Отрабатывают умения выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный

Индивидуальная работа

Письменные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Организует работу по выполнению практикума “Изображение здания школы в масштабе”

Выполняют задание

Работа в группах

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 3, 4, проверить свои знания по заданиям электронного приложения

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение 1

Создание ситуации для понимания плана местности

Как вы думаете, почему ученые разных стран мира - физики, химики, математики - легко понимают друг друга, хотя они говорят на разных языках? Ответ прост: у этих наук существует свой язык: химия - обозначает химические элементы, правила написания формул химических реакций; математики - изучают цифры и математические символы.

У географов тоже есть свой язык - это географические карты и планы местности. Они служат средством выражения представлений людей об окружающем их мире.

Сегодня мы познакомимся с планом местности. Что представляет собою план местности? Для чего он нужен?

Приложение 2

Задание. Переведите масштабы из численного в именованный и обратно.

Вопрос

Ответ

1 : 1000

В 1 см - 10 м

1 : 10 000

В 1 см - 100 м

1 : 100 000

В 1 см - 1 км

1 : 25 000

В 1 см - 250 м

1 : 50 000 000

В 1 см - 500 км

1 : 30 000

В 1 см - 300 м

1 : 75 000 000

В 1 см - 750 км

1 : 1 000 000

В 1 см - 10 км

в 1 см - 10 м

1 : 1000

в 1 см - 1 км

1 : 100 000

в 1 см - 200 км

1 : 20 000 000

в 1 см - 750 км

1 : 75 000 000






Для любых предложений по сайту: [email protected]