География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ОЗЕРА - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений об озерах сточных и бессточных, пресных и соленых болотах, водохранилищах, прудах; создать условия для формирования умений определять зависимость размещения озер от климата и рельефа, определять по карте ГП и размеры крупнейших озер мира |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Происхождение озер |
||
План урока |
1. Что такое озеро? 2. Происхождение озерных котловин. 3. Сточные и бессточные озера. 4. Водохранилища и пруды. Описание ГП озера (водохранилища) |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Карст, старица, сточные и бессточные озера, болото, водохранилище, пруд |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать озера сточные и бессточные, пресные и соленые болота, приводить примеры искусственных водоемов. Получат возможность научиться объяснять зависимость размещения озер от климата и рельефа, определять по карте ГП и размеры крупнейших озер мира, обозначать их на контурной карте |
Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, составляют простой план, находят ответы на вопросы. Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме: пересказывают близко к тексту, составляют описание объектов, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу |
Развивают познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний по географии |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Работа по описанию ГП рек по плану, показ объектов на карте |
Организует выполнение заданий: 1) Устно опишите ГП Амазонки и Нила (по вариантам), покажите реки на карте. 2) Приведите по 3 примера горных и равнинных рек, покажите их на карте. 3) Покажите на карте водопады, назовите их координаты: вдп. Анкель (5° с. ш. 62° з. д.), вдп. Ниагарский (44° с. ш. 79° з. д.), вдп. Виктория (18° ю. ш. 27° в. д.). 4) Расскажите об озере, которое вы видели. Чем оно отличается от реки? 5) Сформулируйте понятие озеро; сравните его с определением в тексте учебника, с. 95 |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Выполняют задания на карте |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы, задания на карте |
III. Изучение нового материала |
Показ видеоролика “Происхождение озер”, работа по заполнению таблицы и схем |
Показывает видеоролик “Происхождение озер”, комментирует новую информацию, определяет практические задания (Приложение) |
Знакомятся с новой информацией, обсуждают новую информацию, выполняют задания, объясняют понятия |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы, показ объектов на карте |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Практикум |
Организует практикум “Составление описания внутренних вод”, с. 98 в учебнике |
Выполняют практическую работу |
Работа в группах |
Проверка выполнения задания |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 24, выполнить задание на контурной карте |
Конкретизирует домашнее задание. - На контурной карте подпишите названия озер, выделенных в тексте параграфа |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение
Комментарий к видеоролику “Происхождение озёр” и практические задания по заполнению таблиц и схем
Самое глубокое озеро в мире - Байкал, оно находится в грабене. В грабенах находятся также многие африканские озера.
Послушайте, как в результате запруды образовалось Сарезское озеро на Памире: “Февральской ночью 191.1 г. жители Бартанга (Мургаба) проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро”.
Послушайте, что рассказывает о другом озере (образовавшемся в результате разлома тектонических плит и заполнения места разлома водой, стока у него нет, оно постоянно испаряется, а соль и минералы становятся всё концентрированней) человек, побывавший на его берегах:
“Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край - ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Голые, изрезанные морщинами склоны. Казалось, какая-то сила сорвала с них естественный покров и обнажилась мускулатура земли.
Мы решили искупаться, но нас отговорили. Было холодно. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол, водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись былым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого долго нельзя было отделаться.
Иногда из реки Иордана в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире”.
Очень много соленых озер на Прикаспийской низменности. Их образование связано с наличием здесь тектонических впадин и засоленных горных пород. Среди них выделяется озеро Баскунчак. Ученые подсчитали, что соли в Баскунчаке около 40 млрд т. Если бы все население земного шара потребляло соль из этого озера, то ему хватило бы ее на 1500 лет.
Задание. Используя материалы видеоролика и текст учебника на с. 95-97, дополните рисунки (на доске) и схему. (Один или два ученика выполняют задание у доски, остальные - в тетради.)
Задание 1. Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: Виктория, Верхнее, Ладожское, Балхаш, Чад.
Задание 2. На карте России найдите реку Волгу, назовите водохранилища по ее течению. Как, по-вашему, они появились на реке?