ВОДЯНОЙ ПАР В АТМОСФЕРЕ. ОБЛАКА И АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ВОДЯНОЙ ПАР В АТМОСФЕРЕ. ОБЛАКА И АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тип урока

Комбинированный

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о водяном паре в атмосфере и относительной влажности воздуха; создать условия для развития навыков определения видов облаков и осадков, чтения и построения диаграмм количества осадков по многолетним данным

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Образование облаков и осадков

План урока

1. Водяной пар в атмосфере.

2. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром.

3. Относительная влажность.

4. Туман и облака. Виды атмосферных осадков.

5. Измерение количества атмосферных осадков

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Насыщенный и ненасыщенный воздух, туман, облако

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть главную причину образования облаков, осадков; приводить примеры связей между элементами погоды.

Получат возможность научиться определять зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры, виды облаков и осадков

Познавательные: сравнивают объекты, явления по заданным критериям; работают с текстом и нетекстовыми компонентами.

Коммуникативные: высказывают суждения, подтверждая их фактами; классифицируют информацию по заданным признакам.

Регулятивные: работают в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми

Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы, постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Беседа

Организует беседу по вопросам:

- Как изменяется атмосферное давление с наступлением холодной и теплой погоды? Объясните причины его изменения.

- Расскажите, когда можно увидеть росу, туман.

- Куда девается вода из лужи после дождя?

Подводит к восприятию новой информации (Приложение 1)

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с электронным приложением

Организует работу с электронным приложением к учебнику “Образование облаков и осадков”, комментирует информацию, определяет задание: описать облака любого яруса по плану на с. 122 в учебнике

Обдумывают и обсуждают новую информацию и делают выводы, описывают облака разных ярусов по плану

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа с текстом и рисунком учебника

Организует работу:

1) с текстом учебника, п. 2, по определению понятий насыщенный и ненасыщенный воздух',

2) по выполнению заданий к рисунку 78, с. 119, 120;

3) с текстом учебника, п. 3, по определению понятия относительная влажность',

4) по вопросам (Приложение 2)

Работают с текстом учебника, дают определения понятиям, выполняют задания, отвечают на вопросы

Индивидуальная работа

Устные ответы

Заполнение таблицы

Организует работу с текстом учебника, с. 120-121, 124, по заполнению таблицы

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу

Индивидуальная работа

Письменные ответы

Анализ диаграмм количества осадков

Организует работу по анализу диаграмм количества осадков (задания к рис. 82, с. 123-124), сообщает дополнительную информацию (Приложение 4)

Анализируют диаграммы

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Организует практикум “Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным”, с. 124

Выполняют практическую работу

Индивидуальная работа

Проверка выполнения работы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания по сравнению розы ветров и диаграммы облачности; организует контроль

Сравнивают розу ветров и диаграммы облачности, характерные для своей местности

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 29, вопросы 1-3, 5, с. 125 в учебнике

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение 1

Подготовка к восприятию новой информации

(Перед уроком учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску.)

- На то, чтобы намочить так классную доску, пошло не менее 10 г воды. Но пройдет несколько минут - и доска будет сухая. Куда же денется вода? Она превратится в невидимые капельки пара. И такого невидимого пара в земной атмосфере огромное количество. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе, подобно тому, как сахар растворяется в стакане воды. Но во время дождя мы убеждаемся, что в воздухе есть и вода.

Чем выше температура воздуха, тем больше водяных паров может в нем содержаться. Если в воздухе содержится предельное количество водяного пара (например, при температуре 10 °С - 9 г воды), то он насыщен водяными парами. Если, например, при температуре 10 °С в воздухе будет содержаться меньше 9 г воды, он будет ненасыщенным.

Приложение 2

Вопросы:

1. Над пустыней в момент наблюдения в 1 м3 воздуха при температуре 30 °С содержалось 28 г воды, а в 1 м3 воздуха над тундрой при температуре 10 °С содержалось 9 г воды. Где относительная влажность была более высокой - над тундрой или над пустыней?

2. Почему, когда открываешь дверь или форточку зимой, в воздухе образуется туман (клубы пара), а летом мы этого не наблюдаем?

Приложение 3

Работа с текстом учебника

Определение видов осадков и причин их образования.

- Воду, выпадающую на земную поверхность в жидком или твердом состоянии, называют атмосферными осадками.

Большая часть осадков выпадает из облаков в виде капелек дождя, снега, града. Но такие осадки, как роса и иней, гололед, изморось, выделяются на охлажденной поверхности земли, строениях, растениях при соприкосновении с ними воздуха, насыщенного влагой.

По характеру выпадения различают: ливневые осадки (они интенсивны, непродолжительны, захватывают небольшую площадь); обложные осадки (средней интенсивности, равномерные, длительные - могут продолжаться сутками, захватывают большие площади); моросящие осадки (мелкокапельные, как бы взвешенные в воздухе, дают мало осадков). Характер выпадения осадков очень важен. От него зависит, сбегают ли воды по поверхности, размывая почвы, или же просачиваются в грунт и пополняют запасы подземных вод.

Задание. Заполните таблицу (ответы должны быть краткими, заключаться в одном предложении).

Главные причины образования осадков

Причины, влияющие на количество выпавших осадков



Приложение 4

Дополнительная информация “А знаете ли вы?”

Выпадение дождя очень часто сопровождается грозами. Наибольшее число грозовых дней зарегистрировано на о. Ява. В отдельных его местах из 365 дней 322 бывают с грозами.

Над пустынями грозы - редкое явление. Так, в Египте одна гроза бывает раз в 200 лет.

Большой вред наносит народному хозяйству град. Градины размером с кулак выпали 29 июня 1904 г. над Москвой. 9 июня 1926 г. в районе Одессы выпали градины величиной с крупное яблоко. Они пробили железные крыши, ранили животных. Некоторые градины, упавшие в Индии 11 мая 1929 г., имели диаметр 13 см и весили около килограмма.

Есть места на нашей планете, где человек под дождем остается сухим. Такое явление иногда наблюдается в пустынях, где воздух необыкновенно сух и имеет очень низкую влажность. Дождь здесь выпадает очень редко, но даже тогда, когда бывает, капли, пока летят к земле, превращаются в пар. Они как бы насыщают воздух водяными парами. В таких случаях люди видят тучи, из которых падает к земле вода, но дождя не ощущают. До поверхности они не долетают.

В некоторых районах африканской пустыни Сахара в среднем выпадает менее 1 мм осадков в год.






Для любых предложений по сайту: [email protected]