География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ВОДЯНОЙ ПАР В АТМОСФЕРЕ. ОБЛАКА И АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о водяном паре в атмосфере и относительной влажности воздуха; создать условия для развития навыков определения видов облаков и осадков, чтения и построения диаграмм количества осадков по многолетним данным |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Образование облаков и осадков |
||
План урока |
1. Водяной пар в атмосфере. 2. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. 3. Относительная влажность. 4. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. 5. Измерение количества атмосферных осадков |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Насыщенный и ненасыщенный воздух, туман, облако |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть главную причину образования облаков, осадков; приводить примеры связей между элементами погоды. Получат возможность научиться определять зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры, виды облаков и осадков |
Познавательные: сравнивают объекты, явления по заданным критериям; работают с текстом и нетекстовыми компонентами. Коммуникативные: высказывают суждения, подтверждая их фактами; классифицируют информацию по заданным признакам. Регулятивные: работают в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми |
Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы, постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа |
Организует беседу по вопросам: - Как изменяется атмосферное давление с наступлением холодной и теплой погоды? Объясните причины его изменения. - Расскажите, когда можно увидеть росу, туман. - Куда девается вода из лужи после дождя? Подводит к восприятию новой информации (Приложение 1) |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением |
Организует работу с электронным приложением к учебнику “Образование облаков и осадков”, комментирует информацию, определяет задание: описать облака любого яруса по плану на с. 122 в учебнике |
Обдумывают и обсуждают новую информацию и делают выводы, описывают облака разных ярусов по плану |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
Работа с текстом и рисунком учебника |
Организует работу: 1) с текстом учебника, п. 2, по определению понятий насыщенный и ненасыщенный воздух', 2) по выполнению заданий к рисунку 78, с. 119, 120; 3) с текстом учебника, п. 3, по определению понятия относительная влажность', 4) по вопросам (Приложение 2) |
Работают с текстом учебника, дают определения понятиям, выполняют задания, отвечают на вопросы |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Заполнение таблицы |
Организует работу с текстом учебника, с. 120-121, 124, по заполнению таблицы |
Работают с текстом учебника, заполняют таблицу |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
|
Анализ диаграмм количества осадков |
Организует работу по анализу диаграмм количества осадков (задания к рис. 82, с. 123-124), сообщает дополнительную информацию (Приложение 4) |
Анализируют диаграммы |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Практикум |
Организует практикум “Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным”, с. 124 |
Выполняют практическую работу |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения работы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания по сравнению розы ветров и диаграммы облачности; организует контроль |
Сравнивают розу ветров и диаграммы облачности, характерные для своей местности |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 29, вопросы 1-3, 5, с. 125 в учебнике |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Подготовка к восприятию новой информации
(Перед уроком учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску.)
- На то, чтобы намочить так классную доску, пошло не менее 10 г воды. Но пройдет несколько минут - и доска будет сухая. Куда же денется вода? Она превратится в невидимые капельки пара. И такого невидимого пара в земной атмосфере огромное количество. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе, подобно тому, как сахар растворяется в стакане воды. Но во время дождя мы убеждаемся, что в воздухе есть и вода.
Чем выше температура воздуха, тем больше водяных паров может в нем содержаться. Если в воздухе содержится предельное количество водяного пара (например, при температуре 10 °С - 9 г воды), то он насыщен водяными парами. Если, например, при температуре 10 °С в воздухе будет содержаться меньше 9 г воды, он будет ненасыщенным.
Приложение 2
Вопросы:
1. Над пустыней в момент наблюдения в 1 м3 воздуха при температуре 30 °С содержалось 28 г воды, а в 1 м3 воздуха над тундрой при температуре 10 °С содержалось 9 г воды. Где относительная влажность была более высокой - над тундрой или над пустыней?
2. Почему, когда открываешь дверь или форточку зимой, в воздухе образуется туман (клубы пара), а летом мы этого не наблюдаем?
Приложение 3
Работа с текстом учебника
Определение видов осадков и причин их образования.
- Воду, выпадающую на земную поверхность в жидком или твердом состоянии, называют атмосферными осадками.
Большая часть осадков выпадает из облаков в виде капелек дождя, снега, града. Но такие осадки, как роса и иней, гололед, изморось, выделяются на охлажденной поверхности земли, строениях, растениях при соприкосновении с ними воздуха, насыщенного влагой.
По характеру выпадения различают: ливневые осадки (они интенсивны, непродолжительны, захватывают небольшую площадь); обложные осадки (средней интенсивности, равномерные, длительные - могут продолжаться сутками, захватывают большие площади); моросящие осадки (мелкокапельные, как бы взвешенные в воздухе, дают мало осадков). Характер выпадения осадков очень важен. От него зависит, сбегают ли воды по поверхности, размывая почвы, или же просачиваются в грунт и пополняют запасы подземных вод.
Задание. Заполните таблицу (ответы должны быть краткими, заключаться в одном предложении).
Главные причины образования осадков |
Причины, влияющие на количество выпавших осадков |
Приложение 4
Дополнительная информация “А знаете ли вы?”
Выпадение дождя очень часто сопровождается грозами. Наибольшее число грозовых дней зарегистрировано на о. Ява. В отдельных его местах из 365 дней 322 бывают с грозами.
Над пустынями грозы - редкое явление. Так, в Египте одна гроза бывает раз в 200 лет.
Большой вред наносит народному хозяйству град. Градины размером с кулак выпали 29 июня 1904 г. над Москвой. 9 июня 1926 г. в районе Одессы выпали градины величиной с крупное яблоко. Они пробили железные крыши, ранили животных. Некоторые градины, упавшие в Индии 11 мая 1929 г., имели диаметр 13 см и весили около килограмма.
Есть места на нашей планете, где человек под дождем остается сухим. Такое явление иногда наблюдается в пустынях, где воздух необыкновенно сух и имеет очень низкую влажность. Дождь здесь выпадает очень редко, но даже тогда, когда бывает, капли, пока летят к земле, превращаются в пар. Они как бы насыщают воздух водяными парами. В таких случаях люди видят тучи, из которых падает к земле вода, но дождя не ощущают. До поверхности они не долетают.
В некоторых районах африканской пустыни Сахара в среднем выпадает менее 1 мм осадков в год.