География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ПОГОДА И КЛИМАТ - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений |
|||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о погоде и климате, причинах изменения погоды; создать условия для формирования умений описывать климат своей местности по плану, объяснять его влияние на природу и жизнь человека |
|||
План урока |
1. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. 2. Что такое климат? Характеристика климата. 3. Влияние климата на природу и жизнь человека |
|||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
|||
Основные понятия |
Климат, воздушные массы |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся называть причины изменения температуры воздуха в течение суток, года; приводить примеры характерных природных явлений в атмосфере; связей между элементами погоды; изменения погоды в связи со сменой воздушных масс. Получат возможность научиться объяснять значение понятий: “погода”, “климат”, “воздушная масса”; влияние климата на природу и жизнь человека; описывать погоду и климат своей местности |
Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: сравнивают полученные результаты с ожидаемыми; оценивают работу одноклассников |
Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии; обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
||
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа |
Организует беседу по вопросам (Приложение 1) |
Участвуют в беседе |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника, определяет задания: 1) Заполнить пробелы в тексте (Приложение 2). 2) Назвать главные признаки понятий: погода и климат. 3) Рассказать, как изменяется погода в нашей местности зимой и летом, если дуют ветры: восточные, западные, северные, южные |
Самостоятельно работают с текстом учебника, выполняют задание, отвечают на вопросы |
Индивидуальная работа |
Письменные и устные ответы |
Работа по рисунку |
Организует работу по заданиям к рисунку 83, с. 126, заданию 3, с. 128 учебника |
Читают условные знаки карты погоды, описывают погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Описание климата своей местности |
Организует работу по описанию климата своей местности по плану: задание 5, с. 128 в учебнике |
Описывают климат своей местности по плану |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 29, задание 4, с. 128 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Вопросы и задания
1. Чем отличается насыщенный водяными парами воздух от ненасыщенного?
2. Может ли содержаться в 1 м3 воздуха, температура которого 20 °С, 20 г воды?
3. Что общего в образовании тумана и облаков?
4. В первом пункте наблюдения в 1 м3 воздуха при температуре 20 °С содержится 16 г воды. В другом пункте при той же температуре в 1 м3 воздуха содержится 12 г воды. В каком пункте воздух более сухой?
5. Почему летом лужи, оставшиеся после дождя, высыхают очень быстро, а осенью медленно, хотя воды в них может быть одинаковое количество?
6. Какое значение имеет облачность летом и зимой, днем и ночью?
На доске: “Роза ветров”.
Задание можно использовать как дополнительное или самостоятельное.
- Прочитайте розу ветров.
Приложение 2
Работа с текстом учебника
Задание. Заполните пробелы в тексте.
Погода - ___________________________________
Характерные свойства погоды - это изменчивость и многообразие.
Основные явления погоды: ___________________________________
Все явления погоды __________ между собой, и изменение одного из них приводит к __________ и всей __________ в целом.
Особенно это заметно __________, когда с изменением температуры воздуха изменяется и __________, и __________.
Погоду утром можно охарактеризовать так ___________________________________
После 14-15 часов в погоде происходят следующие изменения:
Главная причина изменений погоды - ___________________________________.
Воздух в зависимости от того, над какой поверхностью находится, приобретает различные свойства, например:
Воздушные массы обладают следующими свойствами:
За состоянием тропосферы наблюдают специалисты - ___________________. Они пытаются не только прогнозировать погоду, но и
Климатом называется ___________________________________
Климат в каждой местности земного шара имеет свои особенности, например: в приэкваториальной части Земли
___________________________________; в наших широтах ___________________________________; в приполярных районах ___________________________________.