РАЗНООБРАЗИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ - БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

РАЗНООБРАЗИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ - БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тип урока

Комбинированный


Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о разнообразии и распространении организмов на Земле; создать условия для формирования умения объяснять значение понятия “природная зона”, причины широтной зональности и высотной поясности


Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Разнообразие организмов на Земле


План урока

1. Распространение организмов на Земле.

2. Широтная зональность.

3. Высотная поясность


Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные


Основные понятия

Природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, широколиственные и смешанные леса, тайга, тундра, ледяные (арктические и антарктические) пустыни


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть меры по охране природы, объяснять понятие “природная зона”. Получат возможность научиться определять причины широтной зональности и высотной поясности, характеризовать природные зоны по плану, показывать их на карте

Познавательные: работают с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивают объекты, явления по заданным критериям.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности






Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная и индивидуальная работа

II. Актуализация знаний

Тестирование

Организует тестирование по теме “Атмосфера”

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Проверка выполнения заданий

III. Изучение нового материала

Работа с электронным приложением

Организует работу с электронным приложением “Разнообразие организмов на Земле”, комментирует новую информацию (Приложение 2)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Индивидуальная работа

Устные ответы

Работа с текстом учебника и контурными картами

Организует работу с текстом учебника по определению понятия природная зона и заполнению таблицы “Природные зоны мира” (Приложение 3)

Заполняют таблицу

Индивидуальная работа

Письменные

ответы

Рассказ учителя

Рассказывает о высотной поясности в горах

(Приложение 4)

Знакомятся с новой информацией, находят области высотной поясности на карте

Фронтальная работа


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Беседа по вопросам, задания на карте

Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала: “В какой природной зоне мы живем? Покажите ее на карте “Природных зон” и расскажите о ней, используя материалы таблицы”.

Задание: обозначьте на контурной карте границы природных зон

Характеризуют одну из природных зон, работают с картой “Природные зоны мира”, обозначают на контурной карте границы природных зон

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы, задания на карте

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 32, подготовить сообщения о наиболее известных заповедниках

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа










Приложение 1

Тест по теме “Атмосфера”

1. К какой земной оболочке относятся все приведенные ниже термины: радиозонд, барометр, Бофорт, точка росы?

а) биосфера;

б) атмосфера;

в) гидросфера;

г) литосфера.

2. Закончите фразу, выбрав верное утверждение: “Муссон - это ветер, дующий...”

а) летом с моря на сушу, а зимой наоборот;    

б) летом с суши на море, а зимой наоборот;

в) круглый год с суши на море;

г) круглый год с моря на сушу.

3. Тип климата, характеризующийся теплой зимой, прохладным летом, небольшой годовой амплитудой температур, большим количеством осадков.

а) морской;      

б) континентальный;

в) муссонный.

4. Тип климата, при котором увеличивается амплитуда температур, а среднегодовое количество осадков уменьшается.

а) морской;

б) континентальный;

в) муссонный.

5. Тип климата, для которого характерны сухая холодная зима и прохладное дождливое лето.

а) морской;

б) континентальный;

в) муссонный.

6. Укажите неправильное утверждение.

а) Процентное содержание кислорода в приземном слое атмосферы примерно равно 78;

б) Твердые частицы в воздухе служат ядрами конденсации водяного пара;

в) Температура воздуха в тропосфере понижается с высотой.

7. Выберите, какие из нижеперечисленных явлений характерны для стратосферы:

а) облака;

б) полярные сияния;      

в) конвекция;

г) озоновые дыры;

д) пыльные бури.

8. Выберите правильное объяснение: если относительная влажность воздуха равняется 40 %, то это означает, что...

а) до достижения точки росы такому воздуху нужно насытиться влагой на 40 %;

б) абсолютная влажность этого воздуха равна 400 мм;

в) воздух насыщен влагой на 40 %.

Приложение 2

Комментарий к электронному приложению “разнообразие организмов на Земле”

Земля состоит из нескольких оболочек (сфер): литосферы, гидросферы, атмосферы. Верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы, вся гидросфера заселены различными живыми организмами. Эти живые организмы образуют биосферу (от греч. “био” - жизнь). Биосфера - это земное пространство, оболочка, в которой существует жизнь.

Ученые делят все организмы на несколько больших групп - царств. Вот они: бактерии, грибы, растения, животные.

Распространение организмов на Земле (можно обратиться к рисунку 89 на с. 137 в учебнике).

Наибольшая концентрация живых организмов в биосфере наблюдается у границ соприкосновения:

Задание. Основываясь на данные условия существования организмов, назовите районы на Земле, где растительный и животный мир будет беден или богат.

Вопрос: Как изменяется соотношение тепла и влаги от экватора к полюсам?

Это является главной причиной смены природных зон.

Задание. Назовите, какие природные зоны существуют на Земле (учебник, с. 141, рис. 93).

Приложение 3

Работа с текстом учебника

Задание. Заполните таблицу “Природные зоны мира”.

Природные зоны мира

Природные зоны

Тип климата

Растительность

Животный мир

Почвы

Арктические (антарктические) пустыни

Арктический (антарктический) морской и континентальный

Мхи, лишайники, водоросли. Большая часть занята ледниками

Белый медведь, пингвин, гагары, чайки, кайры и др.

Арктических пустынь

Тундра

Субарктический

Кустарники, осоки, пушица, мхи, лишайники

Северный олень, лемминг, песец, волк, птицы

Тундрово-глеевые, оподзоленные

Лесотундра

Субарктический

Береза, ель, лиственница, мхи, кустарнички, осоки

Лось, бурый медведь, белка, заяц-беляк. Животные тундры

Тундрово-глеевые, оподзоленные

Тайга

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный

Ель, лиственница, сосна, пихта, береза, осина

Лось, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, белка, заяц- беляк

Подзолистые, мерзлотнотаежные

Смешанные леса

Умеренно континентальный, континентальный

Ель, сосна, дуб, клен, липа, осина

Лось, белка, бобр, норка, куница и др.

Дерново-подзолистые

Широколиственные

леса

Умеренно континентальный, муссонный

Дуб, бук, граб, вяз, клен, липа; на Дальнем Востоке - пробковый дуб, бархатное дерево

Косуля, бобр, куница, олень и др.

Серые и бурые лесные

Лесостепь

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный

Сосна, лиственница, береза, осина, дуб, липа, клен с участками разнотравных степей

Волк, лиса, заяц, грызуны

Серые лесные, оподзоленные черноземы

Степь

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, субтропический континентальный

Ковыль, типчак, тонконог, вострец, разнотравье

Суслик, сурки, хомяки, полевки, корсак, степной волк

Типичные черноземы, каштановые, черноземовидные

Полупустыни и пустыни умеренного пояса

Континентальный, резко континентальный

Полыни, злаки, полукустарники

Грызуны, сайгак, джейран, корсак

Светло-каштановые, солонцы, серо-бурые

Тропические пустыни

Тропический континентальный

Солянки, полынки, акации, суккуленты

Антилопа, верблюд, пресмыкающиеся

Песчаные, сероземы, серобурые

Саванны

Субэкваториальный, тропический

Баобаб, зонтичные акации, мимозы, пальмы, молочай, алоэ

Антилопа, зебра, буйвол, носорог, жираф, слон, лев, бегемот, крокодил

Красно-бурые

Влажные экваториальные леса

Экваториальный

Пальмы, гевея, бобовые, лианы, банан

Лесная свинья, окапи, тапир, обезьяны, леопард, карликовый бегемот

Красно-желтые ферралитовые

Приложение 4

Дополнительная информация “Удивительные животные и растения материков”

(На доске - “Физическая карта мира”, учитель рассказывает, прикрепляя рисунки с изображением растений и животных на материки, места их обитания.)

Евразия

Это растение называют “сыном воды и солнца”, “пищей богов”. Что же это за растение? Это рис. Его родина - Юго-Восточная Азия, откуда он и распространился по всему свету.

В Китае живет большая панда. Она относится к числу самых редких и мало изученных животных. Длина тела большой панды около полутора метров. Мех густой; очень красиво окрашен.

Африка

Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду: его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. Во время засухи дерево немного “худеет”, а после дождя “полнеет”.

В Африке обитает самое высокое животное на свете - жираф. Благодаря невероятно длинной шее его рост достигает без малого 6 м! Такой рост и очень острое зрение позволяют ему замечать движущиеся предметы на расстоянии 1 км.

Северная Америка

Секвойя. Это дерево-гигант: более 100 м в высоту и до 10 м в поперечнике. Живут по нескольку тысяч лет. Шишки размером с дыню.

Полосатый скунс - при опасности испускает отвратительный запах, который не выдерживают ни люди, ни звери.

Южная Америка

На реке Амазонка встречается кувшинка - Виктория регия. Лисья бывают до 2 м в диаметре. На таком листе может сидеть ребенок. Рекордным считается вес в 72 кг, который удержал этот лист.

В Южной Америке обитают самая большая в мире бабочка - серая агриппа и самый большой жук - дровосек-титан, длина до 18 см.

Австралия

Самые известные растения этого материка - эвкалипты. Их много видов. Есть необычайно высокие эвкалипты - около 100 м в высоту.

Здесь (и только здесь!) живут разные виды кенгуру - от карликовых, размером с зайца, до гигантских - 3-метрового роста.

Антарктида

Самые знаменитые животные Антарктиды - пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу.

Приложение 4

Рассказ учителя

Интересная закономерность изменения природы, получившая название высотной поясности, наблюдается в горных районах.

Высотная поясность - закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъемом в горы от их подножия до вершин. Она обусловлена изменением климата с высотой: понижением температуры (на 0,6 °С на каждые 100 м подъема) и до определенной высоты (до 2—3 км) увеличением осадков.

Смена поясов в горах происходит в той же последовательности, как и на равнине при движении от экватора к полюсам. Однако природные пояса в горах меняются значительно быстрее, чем природные зоны на равнинах. Кроме того, в горах есть особый пояс субальпийских и альпийских лугов, которого нет на равнинах. Высотная поясность начинается в горах с той зоны, в пределах которой расположены горы. Количество высотных поясов зависит от высоты гор и их местоположения. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем богаче у них набор поясов.

Характер высотной поясности гор определяется также их расположением относительно океана. Горам, находящимся вблизи океана, свойственны лесные, во внутриконтинентальных аридных районах - безлесные пояса.






Для любых предложений по сайту: [email protected]