География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
РАЗНООБРАЗИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ - БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Комбинированный |
|||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о разнообразии и распространении организмов на Земле; создать условия для формирования умения объяснять значение понятия “природная зона”, причины широтной зональности и высотной поясности |
|||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Разнообразие организмов на Земле |
|||
План урока |
1. Распространение организмов на Земле. 2. Широтная зональность. 3. Высотная поясность |
|||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
|||
Основные понятия |
Природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, широколиственные и смешанные леса, тайга, тундра, ледяные (арктические и антарктические) пустыни |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся называть меры по охране природы, объяснять понятие “природная зона”. Получат возможность научиться определять причины широтной зональности и высотной поясности, характеризовать природные зоны по плану, показывать их на карте |
Познавательные: работают с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивают объекты, явления по заданным критериям. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
||
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему урока и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|||
II. Актуализация знаний |
Тестирование |
Организует тестирование по теме “Атмосфера” |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения заданий |
||
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением |
Организует работу с электронным приложением “Разнообразие организмов на Земле”, комментирует новую информацию (Приложение 2) |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
||
Работа с текстом учебника и контурными картами |
Организует работу с текстом учебника по определению понятия природная зона и заполнению таблицы “Природные зоны мира” (Приложение 3) |
Заполняют таблицу |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
|||
Рассказ учителя |
Рассказывает о высотной поясности в горах (Приложение 4) |
Знакомятся с новой информацией, находят области высотной поясности на карте |
Фронтальная работа |
||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Беседа по вопросам, задания на карте |
Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала: “В какой природной зоне мы живем? Покажите ее на карте “Природных зон” и расскажите о ней, используя материалы таблицы”. Задание: обозначьте на контурной карте границы природных зон |
Характеризуют одну из природных зон, работают с картой “Природные зоны мира”, обозначают на контурной карте границы природных зон |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы, задания на карте |
||
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
||
Домашнее задание |
§ 32, подготовить сообщения о наиболее известных заповедниках |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|||
Приложение 1
Тест по теме “Атмосфера”
1. К какой земной оболочке относятся все приведенные ниже термины: радиозонд, барометр, Бофорт, точка росы?
а) биосфера;
б) атмосфера;
в) гидросфера;
г) литосфера.
2. Закончите фразу, выбрав верное утверждение: “Муссон - это ветер, дующий...”
а) летом с моря на сушу, а зимой наоборот;
б) летом с суши на море, а зимой наоборот;
в) круглый год с суши на море;
г) круглый год с моря на сушу.
3. Тип климата, характеризующийся теплой зимой, прохладным летом, небольшой годовой амплитудой температур, большим количеством осадков.
а) морской;
б) континентальный;
в) муссонный.
4. Тип климата, при котором увеличивается амплитуда температур, а среднегодовое количество осадков уменьшается.
а) морской;
б) континентальный;
в) муссонный.
5. Тип климата, для которого характерны сухая холодная зима и прохладное дождливое лето.
а) морской;
б) континентальный;
в) муссонный.
6. Укажите неправильное утверждение.
а) Процентное содержание кислорода в приземном слое атмосферы примерно равно 78;
б) Твердые частицы в воздухе служат ядрами конденсации водяного пара;
в) Температура воздуха в тропосфере понижается с высотой.
7. Выберите, какие из нижеперечисленных явлений характерны для стратосферы:
а) облака;
б) полярные сияния;
в) конвекция;
г) озоновые дыры;
д) пыльные бури.
8. Выберите правильное объяснение: если относительная влажность воздуха равняется 40 %, то это означает, что...
а) до достижения точки росы такому воздуху нужно насытиться влагой на 40 %;
б) абсолютная влажность этого воздуха равна 400 мм;
в) воздух насыщен влагой на 40 %.
Приложение 2
Комментарий к электронному приложению “разнообразие организмов на Земле”
Земля состоит из нескольких оболочек (сфер): литосферы, гидросферы, атмосферы. Верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы, вся гидросфера заселены различными живыми организмами. Эти живые организмы образуют биосферу (от греч. “био” - жизнь). Биосфера - это земное пространство, оболочка, в которой существует жизнь.
Ученые делят все организмы на несколько больших групп - царств. Вот они: бактерии, грибы, растения, животные.
Распространение организмов на Земле (можно обратиться к рисунку 89 на с. 137 в учебнике).
Наибольшая концентрация живых организмов в биосфере наблюдается у границ соприкосновения:
Задание. Основываясь на данные условия существования организмов, назовите районы на Земле, где растительный и животный мир будет беден или богат.
Вопрос: Как изменяется соотношение тепла и влаги от экватора к полюсам?
Это является главной причиной смены природных зон.
Задание. Назовите, какие природные зоны существуют на Земле (учебник, с. 141, рис. 93).
Приложение 3
Работа с текстом учебника
Задание. Заполните таблицу “Природные зоны мира”.
Природные зоны мира
Природные зоны |
Тип климата |
Растительность |
Животный мир |
Почвы |
Арктические (антарктические) пустыни |
Арктический (антарктический) морской и континентальный |
Мхи, лишайники, водоросли. Большая часть занята ледниками |
Белый медведь, пингвин, гагары, чайки, кайры и др. |
Арктических пустынь |
Тундра |
Субарктический |
Кустарники, осоки, пушица, мхи, лишайники |
Северный олень, лемминг, песец, волк, птицы |
Тундрово-глеевые, оподзоленные |
Лесотундра |
Субарктический |
Береза, ель, лиственница, мхи, кустарнички, осоки |
Лось, бурый медведь, белка, заяц-беляк. Животные тундры |
Тундрово-глеевые, оподзоленные |
Тайга |
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный |
Ель, лиственница, сосна, пихта, береза, осина |
Лось, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, белка, заяц- беляк |
Подзолистые, мерзлотнотаежные |
Смешанные леса |
Умеренно континентальный, континентальный |
Ель, сосна, дуб, клен, липа, осина |
Лось, белка, бобр, норка, куница и др. |
Дерново-подзолистые |
Широколиственные леса |
Умеренно континентальный, муссонный |
Дуб, бук, граб, вяз, клен, липа; на Дальнем Востоке - пробковый дуб, бархатное дерево |
Косуля, бобр, куница, олень и др. |
Серые и бурые лесные |
Лесостепь |
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный |
Сосна, лиственница, береза, осина, дуб, липа, клен с участками разнотравных степей |
Волк, лиса, заяц, грызуны |
Серые лесные, оподзоленные черноземы |
Степь |
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, субтропический континентальный |
Ковыль, типчак, тонконог, вострец, разнотравье |
Суслик, сурки, хомяки, полевки, корсак, степной волк |
Типичные черноземы, каштановые, черноземовидные |
Полупустыни и пустыни умеренного пояса |
Континентальный, резко континентальный |
Полыни, злаки, полукустарники |
Грызуны, сайгак, джейран, корсак |
Светло-каштановые, солонцы, серо-бурые |
Тропические пустыни |
Тропический континентальный |
Солянки, полынки, акации, суккуленты |
Антилопа, верблюд, пресмыкающиеся |
Песчаные, сероземы, серобурые |
Саванны |
Субэкваториальный, тропический |
Баобаб, зонтичные акации, мимозы, пальмы, молочай, алоэ |
Антилопа, зебра, буйвол, носорог, жираф, слон, лев, бегемот, крокодил |
Красно-бурые |
Влажные экваториальные леса |
Экваториальный |
Пальмы, гевея, бобовые, лианы, банан |
Лесная свинья, окапи, тапир, обезьяны, леопард, карликовый бегемот |
Красно-желтые ферралитовые |
Приложение 4
Дополнительная информация “Удивительные животные и растения материков”
(На доске - “Физическая карта мира”, учитель рассказывает, прикрепляя рисунки с изображением растений и животных на материки, места их обитания.)
Евразия
Это растение называют “сыном воды и солнца”, “пищей богов”. Что же это за растение? Это рис. Его родина - Юго-Восточная Азия, откуда он и распространился по всему свету.
В Китае живет большая панда. Она относится к числу самых редких и мало изученных животных. Длина тела большой панды около полутора метров. Мех густой; очень красиво окрашен.
Африка
Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду: его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. Во время засухи дерево немного “худеет”, а после дождя “полнеет”.
В Африке обитает самое высокое животное на свете - жираф. Благодаря невероятно длинной шее его рост достигает без малого 6 м! Такой рост и очень острое зрение позволяют ему замечать движущиеся предметы на расстоянии 1 км.
Северная Америка
Секвойя. Это дерево-гигант: более 100 м в высоту и до 10 м в поперечнике. Живут по нескольку тысяч лет. Шишки размером с дыню.
Полосатый скунс - при опасности испускает отвратительный запах, который не выдерживают ни люди, ни звери.
Южная Америка
На реке Амазонка встречается кувшинка - Виктория регия. Лисья бывают до 2 м в диаметре. На таком листе может сидеть ребенок. Рекордным считается вес в 72 кг, который удержал этот лист.
В Южной Америке обитают самая большая в мире бабочка - серая агриппа и самый большой жук - дровосек-титан, длина до 18 см.
Австралия
Самые известные растения этого материка - эвкалипты. Их много видов. Есть необычайно высокие эвкалипты - около 100 м в высоту.
Здесь (и только здесь!) живут разные виды кенгуру - от карликовых, размером с зайца, до гигантских - 3-метрового роста.
Антарктида
Самые знаменитые животные Антарктиды - пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу.
Приложение 4
Рассказ учителя
Интересная закономерность изменения природы, получившая название высотной поясности, наблюдается в горных районах.
Высотная поясность - закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъемом в горы от их подножия до вершин. Она обусловлена изменением климата с высотой: понижением температуры (на 0,6 °С на каждые 100 м подъема) и до определенной высоты (до 2—3 км) увеличением осадков.
Смена поясов в горах происходит в той же последовательности, как и на равнине при движении от экватора к полюсам. Однако природные пояса в горах меняются значительно быстрее, чем природные зоны на равнинах. Кроме того, в горах есть особый пояс субальпийских и альпийских лугов, которого нет на равнинах. Высотная поясность начинается в горах с той зоны, в пределах которой расположены горы. Количество высотных поясов зависит от высоты гор и их местоположения. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем богаче у них набор поясов.
Характер высотной поясности гор определяется также их расположением относительно океана. Горам, находящимся вблизи океана, свойственны лесные, во внутриконтинентальных аридных районах - безлесные пояса.