География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС - БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
|||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о взаимосвязи организмов и воздействии их на земные оболочки; создать условия для формирования умений объяснять значения понятий биосфера, географическая оболочка, природный комплекс, составлять описание природного комплекса, анализировать различные источники географической информации |
|||
План урока |
1. Воздействие организмов на земные оболочки. 2. Почва. 3. Взаимосвязь организмов. 4. Природный комплекс. 5. Географическая оболочка и биосфера |
|||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
|||
Основные понятия |
Гумус, плодородие, цепь питания, биологический круговорот, заповедники, географическая оболочка, природный комплекс |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся приводить примеры взаимосвязи организмов и воздействия их на земные оболочки. Получат возможность научиться объяснять значения понятий “биосфера”, “географическая оболочка”, “природный комплекс”, составлять описание природного комплекса |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, создают описательные тексты. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действия |
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Обладают основами экологической культуры |
||
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
І. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
ІІ. Актуализация знаний |
Работа по заданию в учебнике и картам атласа |
Организует работу по заданию 3, с. 142, в учебнике и картам атласа |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
ІІІ. Изучение нового материала |
Беседа, составление схемы |
Организует беседу о воздействии организмов на земные оболочки. Составление схемы (Приложение 1) |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника, п. 2, с. 143-144. Задания: 1) Объясните, почему почву считают особым природным телом. 2) Назовите меры по повышению плодородия почв |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с рисунками |
Организует работу с рисунками 96, 97, с. 145—146, в учебнике по формированию понятия “природный комплекс” |
Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, дают определение ПК |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Беседа, работа с текстом учебника |
Организует беседу, работу с текстом учебника по формированию понятия “географическая оболочка” (Приложение 2) |
Отвечают на вопросы, работают с текстом, рисуют схему |
Индивидуальная работа |
Рисунки в тетрадях |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Проверка осмысления изученного |
Организует проверку осмысления изученного по вопросу 6, с. 147 в учебнике |
Отвечают на вопрос, аргументируют ответ |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 33. Задание 5, с. 147 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Беседа о воздействии организмов на земные оболочки
Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн лет, весь кислород атмосферы - за 2 тыс. лет, углекислый газ - за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры.
Заполнение схемы на доске учителем и в тетради учащимися.
Приложение 2
Беседа, работа с текстом учебника по формированию понятия “Географическая оболочка”
1) Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой оболочки или существуют обособленно?
2) Приведете примеры взаимодействия:
а) гидросферы и литосферы (подземные воды пронизывают нижнюю часть литосферы, моря и реки размывают берега, ледник выпихивает ложе и т. д.);
б) атмосферы и литосферы (пыль в атмосфере, воздух пронизывает верхнюю часть литосферы);
в) атмосферы и гидросферы (растворение кислорода и углекислого газа в воде; организмы, обитающие в морях и океанах, усваивают углекислый газ);
г) атмосферы и биосферы (усваивание зелеными листьями углекислого газа атмосферы).
Задание. Прочитайте пункт 5 § 33, с. 146, “Географическая оболочка и биосфера” и начертите рисунок или схему, отражающую понятие “географическая оболочка”.