География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ - НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о человеческих расах, численности населения Земли; создать условия для формирования умений называть и показывать основные территории проживания представителей человеческих рас и типы населенных пунктов, работать с тематическими картами мира и контурной картой |
||
План урока |
1. Человечество - единый биологический вид. 2. Численность населения Земли. 3. Основные типы населенных пунктов |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Человеческие расы |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать основные территории проживания представителей человеческих рас. Получат возможность научиться описывать внешний облик представителей человеческих рас, приводить примеры основных типов населенных пунктов |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу |
Осознают себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают, обсуждают тему, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний |
|||||
II. Актуализация знаний |
Работа по рисункам в учебнике |
Организует работу по рисункам в учебнике (Приложение 1) |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Выполняют задания |
Фронтальная работа |
Устные ответы, задания в контурной карте |
III. Изучение нового материала |
Работа по тексту учебника, беседа по вопросам |
Организует самостоятельную работу по тексту учебника, с. 148-149, и вопросам (Приложение 2) |
Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопросы, обсуждают новую информацию |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы, заполнение таблицы |
Работа с картами атласа и настенными тематическими картами мира |
Организует работу с картами атласа и настенными тематическими картами мира (Приложение 3) |
Выполняют задания |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Работа в контурной карте, заполнение таблицы |
Организует работу по выполнению задания на контурной карте и заполнению таблицы (Приложение 4) |
Обозначение на контурной карте границ наиболее населенных стран, заполнение таблицы |
Индивидуальная работа |
Работа в контурной карте, заполнение таблицы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 34, до п. 4, задания 4, 5, с. 153 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Работа по рисункам в учебнике
- Создал мир большим Творец:
семь морей в один конец,
И народов на пути
не перечесть.
То, о чем мечтали в Йорке, -
проза будней на Майорке.
То, что в Лондоне позор,
в Рангуне - честь.
Р. Киплин
Разнообразие населяющих Землю народов столь велико, что в несколько уроков невозможно охватить его полностью. Поэтому мы уделим внимание только основным вопросам.
На планете более 250 стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен, загадочен и до сих пор до конца не познан.
Задание 1. Рассмотрите рисунки 98-100, опишите внешний облик представителей разных рас: цвет и разрез глаз, цвет кожи, форму губ и носа.
Задание 2. Рассмотрите рисунок 101. Назовите основные территории проживания представителей европеоидной, негроидной и монголоидной рас. Заполните таблицу:
Название расы |
Территория проживания |
Особенности внешности |
Приложение 2
Работа по тексту учебника, с. 148-150
Задание. Познакомьтесь с текстом учебника, с. 148-149, найдите ответы на вопросы:
- Когда произошло отделение человеческой ветви от предков обезьян? (От 3 до 5 млн лет назад.)
- Когда возник биологический вид - Человек разумный? (30-40 тыс. лет назад.)
- Какие расы сформировались на Земле? (Европеоидная, негроидная, монголоидная.)
- Что общего у всех рас мира? (Единый биологический вид.)
- Что такое население? (Совокупность всех людей, живущих на Земле или на определенной территории-материке, стране, области, населенном пункте.)
- Назовите численность населения, проживающего сейчас на Земле. (Около 7 млрд человек.)
- От чего зависит численность? (От рождаемости и смертности.)
- Перечислите причины, влияющие на численность. (Состояние здравоохранения, войны, стихийные бедствия, миграция.)
- Когда наблюдалось резкое ускорение темпов роста населения? (Середина XX в.: с 1950 по 2000 г. увеличилось на 4 млрд человек.)
- Назовите самую многочисленную страну мира, покажите ее на карте. (Китай - 1 млрд 300 млн человек.)
- Какие страны следуют за Китаем? Покажите их на карте. (Индия, США, Индонезия, Бразилия.)
- Какова численность населения нашей страны? (Около 143 млн человек.) Покажите страну на карте.
Приложение 3
Работа с картами атласа и настенными тематическими картами мира
Задание. Рассмотрите “Политическую карту мира” и “Карту плотности населения”.
- Назовите самые многонаселенные страны мира.
- Назовите районы с максимальной и минимальной плотностью населения.
- Сделайте вывод о том, какие районы мира густо заселены.
- Предположите, какие причины оказывают влияние на численность населения.
- Приведите примеры городов. Что их объединяет?
(Учитель дополняет информацию, называет примеры городов с разной численностью жителей.)
- Назовите разницу между городом и селом.
Задание. На контурную карту полушарий нанесите границы наиболее населенных государств мира, заполните таблицу.
№ п/п |
Название государства |
Название столицы |
Координаты столицы |
|
широта |
долгота |